Юрий Башмет: «Всю свою энергию я оставляю на сцене»
О СВОЕМ ФЕСТИВАЛЕ ИСКУССТВ В МОСКВЕ
— В отличие от Сочи, где фестиваль уже 13 лет сконцентрирован в Зимнем театре и Органном зале, в Москве он охватил восемь площадок. Но это не помешало провести столичную часть смотра в атмосфере единства: почти все билеты были распроданы, а программу зрители приняли замечательно. Для московской публики мы подготовили много неожиданностей. Например, в день открытия в первом отделении исполнили то, что редко звучит в столице: произведения неизвестных или забытых авторов, но очень хорошие. Это заставило публику задуматься. Во второй части концерта мы представили знаменитое произведение «Стикс» Гии Канчели — играем его вот уже 17 лет несколько раз в сезон, зрители его всегда ждут. Гия ушел из жизни совсем недавно (грузинский композитор умер 2 октября 2019 года. — Прим. ред.), и это был первый раз, когда мы исполняли «Стикс» после его ухода. На экране появился его портрет, программа была трагичная…
О ДНЕ РОЖДЕНИЯ
— На мои праздничные выступления, как правило, приходит очень много друзей. Среди них не только музыканты, но и представители самых разных профессий. Зал Московской филармонии очень удобен — в том же здании есть ресторанчик, куда можно спуститься после концерта. Мы так и поступили. Сначала я принимал поздравления, потом быстренько уселся за стол — был очень уставшим в тот день. Звучали тосты за родителей, детей и друзей, все выпивали и общались.
О ПОДАРКАХ
— Я ничего не говорил, потому что для меня всё самое главное в день рождения случается на сцене. Всю свою энергию я оставляю там. Но, конечно, я благодарен за внимание друзей, за их интересные подарки. На моем празднике было несколько губернаторов, мэры разных городов — нынешние и бывшие. Я радуюсь, когда мне дарят предметы искусства из того или иного региона, а не просто условные часы или что-то в этом роде. В этом году из Тюмени мне привезли картину, выполненную на рыбьей коже. Уникальная вещь. Все подарки я еще даже не успел посмотреть, потому что фестиваль идет в режиме нон-стоп.
ОБ УСПЕХЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ОСТАТЬСЯ САМИМ СОБОЙ
— Дело в том, что достижение и успех, о которых вы говорите, постоянно сталкиваются друг с другом лбами. Примитивно считать, что если ты уже не первый год собираешь полный зал зрителей, то это успех. Зал будет полон гостей, а в программе в этот вечер тебе, например, мало что удастся. Ведь бывает, когда не складывается, не идет. Получается, достижений мало, а успех всё равно большой — эти два понятия входят в конфликт.
Оставаться самим собой не так уж трудно, потому что я давно для себя понял: быть собой — это уже не быть таким, как все. С другой стороны, со временем, наверное, придется что-то изображать, чтобы подогревать к себе интерес публики… Но я еще до этого, слава Богу, не дошел.
ОБ УСТАЛОСТИ
— У меня нет времени, чтобы уставать. Это непозволительная роскошь. С ребятами важно и нужно работать: сначала это прослушивания во Всероссийский юношеский симфонический оркестр, потом репетиции с ними, следом концерты и гастроли. Получив этот опыт, они разъезжаются по домам. У нас нет цели создать постоянный юношеский оркестр — ребята, которым 12–14 лет, не имеют права работать. Но мы хотим показывать им мир, учить их не только профессии, но и жизни.
О ВОЗМОЖНОМ ПОЯВЛЕНИИ «НОВОГО БАШМЕТА»
- Пожалуйста, пусть играют, пусть превосходят меня, пусть становятся «новыми Башметами». Если бы появился такой человек, я был бы рад. Более того, считаю, что так и должно быть, а иначе я окажусь бабочкой-однодневкой с позиции истории. Я был первым, кто сыграл сольный концерт в Карнеги-холле, в Концертгебау, в Большом зале консерватории, где же сейчас те, кто будут следующими, те, кто будут продолжать мои успехи? Столько лет прошло, а на этой арене никого, кроме моих учеников, так и не появилось.
ОБ УКРАШЕНИЯХ
— Кулон на меня надел католикос-патриарх грузинский Илия в Тбилиси. Он освятил его и повесил мне на шею со словами: «Носите всегда». Я снимаю его, только когда сплю, а так ношу везде, и на сцене тоже. Кольца — это привычка, но скоро я думаю их снять. В свое время я надел их на правую руку, потому что мне всё время не хватало веса для игры, кольцами я его добирал. Но один раз они у меня куда-то укатились — я не смог их найти перед выступлением, пришлось играть без них. Потом мне даже сказали, что звук стал более полетным.
(Наталья Васильева, «Известия», 26.02.20)
Отменены концерты Лолиты в Кемерове и Новокузнецке
Лолита Милявская сообщила об отмене своих концертов в Кемерове и Новокузнецке. Об этом ей сообщили организаторы в письме с пометкой "срочно".
- Внимательно послушайте, жители Кемерово и Новокузнецка. Письма, о которых идет речь, опубликую. Пока только одно в наличии. Все хорошие комментарии, которыми зрители пытались отстоять свое право ходить на концерты по своему выбору, естественно, удалялись. Ну детский сад, ей-богу. Р.S. Дяденька из Новокузнецка, Алексей Владимирович, не будь кузнечиком, пришли письмо, людям надо билеты сдавать, - написала Лолита.
«Мелодия» выпустила альбом победителей конкурса Хиблы Герзмавы
«Фирма Мелодия» выпустила цифровой альбома победителей I конкурса Хиблы Герзмавы. Бас Алексей Кулагин и пианист Василий Попов исполняют камерные циклы Мусоргского «Без солнца», «Песни и пляски смерти». Выпуск альбома стал частью призового фонда нового музыкального конкурса. Запись была сделана в Большом зале Московской консерватории в 2024 году.
В 2023 году в Москве прошло награждение лауреатов I Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров. Его организовала Хибла Герзмава — певица, ведущая солистка Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко (МАМТ). На конкурс было подано более 800 заявок от молодых исполнителей из 38 стран, а в финальном туре участвовали 35 оперных певцов и 16 концертмейстеров из России, Беларуси, Азербайджана, Армении, Бразилии, Казахстана, Китая, Монголии, Франции и ЮАР.
Победители и финалисты получили возможность дебютировать на крупнейших отечественных сценах, среди которых МАМТ, Мариинский театр, Московская филармония, Большой зал Московской консерватории. Еще одним призом, который организаторы запланировали для победителей в обеих категориях, стала запись камерной программы «Фирмой Мелодия». Первые призы получили бас Алексей Кулагин, чья карьера равно связана с театрами Петербурга и Москвы, и пианист Василий Попов, который более 10 лет работает в Академии молодых оперных певцов Мариинского театра.
Бас Алексей Кулагин и пианист Василий Попов выбрали для совместного альбома два вокальных цикла Модеста Мусоргского — «Без солнца» и «Песни и пляски смерти». В интервью журналу «Музыкальная жизнь» Алексей Кулагин рассказал, что изначально он думал о двух произведениях: «Песнях и плясках смерти», которые вошли в трек-лист, и романсах орловского композитора Василия Калинникова. Финальный состав альбома отразил путь от размышлений о горестях частной жизни к философскому осмыслению бытия.
Вокальный цикл «Без солнца» отражает историю русского романса. Композитор создал его в трудный период жизни (распад «Могучей кучки», переживания утраты близких друзей). Автором стихов стал Арсений Голенищев-Кутузов, молодой поэт, писавший печальные элегические опусы, отдавая дань духу романтизма. О «Песнях и плясках смерти» Кулагин говорит так: «Этот цикл — возможность познакомиться со смертью. Мусоргский не смеется и не иронизирует над смертью, как Сен-Санс, например. Мне кажется, он ее уважает».
Бас Алексей Кулагин окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н.А.Римского-Корсакова. Работал в детском музыкальном театре «Зазеркалье», был артистом Молодежной оперной программы Большого театра. С 2022 года развивает международную карьеру. Выступал на Зальцбургском фестивале, на сценах дрезденской Земпероперы (Германия), Королевской оперы Валлонии (Льеж, Бельгия), Театро Массимо (Палермо, Италия). С 2023 года — солист Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко.
Пианист Василий Попов окончил Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н.А.Римского-Корсакова. С 2010 года работает концертмейстером в Академии молодых оперных певцов Мариинского театра. Принимает участие в подготовке оперных постановок и камерных концертных программ театра. Как аккомпаниатор выступает с такими артистами, как Ольга Бородина и Екатерина Семенчук.
Музыканту «Непары» стало плохо на концерте
Бас-гитаристу группы «Непара» стало плохо на московском концерте. На выступлении коллектива в клубе «Мумий Тролль Music Bar» было продано слишком много билетов, поэтому сцену пришлось сузить, а музыканты оказались у раскаленных светодиодных экранов. В итоге басисту стало плохо, и за него доиграл партии в песне «Милая» лидер группы Александр Шоуа.
- На нашем последнем выступлении, действительно, произошла неожиданная ситуация, которой до этого не было уже давненько, — подтвердил «Стархиту» информацию Александр Шоуа. — В зале присутствовало так много слушателей, что даже дышать было трудно. Ребята-музыканты страдали весь концерт, потому что сзади шел сильный жар от экранов. У басиста в конце концов сильно закружилась голова, он не смог продолжать выступление. Если бы он не ушел за кулисы, то, вероятно, потерял бы сознание. Там его встретили медики, дежурившие на площадке.
«ИнтерМедиа» напоминает, что большой концерт группы «Непара» пройдет 1 марта 2025 года в Vegas City Hall.