Рецензия: Matrang - «Три»
2020, Gazgolder
Оценка: 7,5 из 10.
Некоторые музыканты на просьбу прокомментировать смысл той или иной песни отвечают: «Слушайте музыку, я всё там сказал, и она не требует дополнительных объяснений». Другие, напротив, охотно рассказывают о каждой композиции, вот только для того, чтобы эти мысли дошли до зрителя, в прежние времена требовались дополнительные усилия старательного пресс-атташе или любопытного журналиста. Таковые энтузиасты находились далеко не всегда, поэтому большинство альбомов выходило без подробных комментариев.
С развитием интернета и соцсетей необходимость в посредничестве практически отпала, ведь музыканты при желании могли сообщать в своих блогах всё, что они хотят сказать о своих новинках. Но, опять-таки, это делает абсолютное меньшинство: у одних «слушайте музыку, там всё есть», другим просто лень, третьи не умеют излагать мысли в письменном виде. Некоторые ограничиваются «крайне информативным» объявлением «слушайте мой новый альбом!» Впрочем, потребность в каких-то более-менее подробных аннотациях всё же есть, поэтому сервис Яндекс.Музыка стал практиковать выпуск эксклюзивных версий «альбомов с комментариями», где каждую песню предваряет специальное разговорное вступление. Тут проблема в том, что эти превью зачастую скучны и банальны - или, наоборот, интереснее, чем сами песни. В общем, на нас, вдумчивых и пытливых слушателей, не угодишь.
Угодить сумел Matrang, который в своём третьем альбоме совместил и музыкальный материал, и своеобразный пресс-релиз к нему. Публике не нужно бродить по интернету в поисках объяснений, почему это трилогия и почему начало альбома так не похоже на его середину: информация содержится прямо на пластинке, Матранг рассказывает об этом в трёх специальных треках, предваряющих каждую из частей автобиографической работы. И это похоже на оптимальный формат «песен с комментариями» - продуманный, веский и проникновенный.
В первом треке «Глава 1» Матранг говорит о трудном детстве с кражами и наркотиками: его спасла музыка. «Тогда это был рэп, поэтому в первой части альбома я решил передать атмосферу того времени близко к этому жанру». После этого следуют четыре композиции, которые звучат довольно убедительно по нескольким причинам: во-первых, тембр Матранга сам по себе производит впечатление чего-то важного и значительного, во-вторых, автобиографические моменты заставили рэпера отойти от абстрактных текстов и наполнить свои песни смыслом и эмоциями.
В «Главе 2» музыкант рассказывает о том, как открывал для себя новые жанры - например, танцевальный. Здесь же он вспоминает свой главный хит «Медуза», не произнося вслух его название. «Но меня гложило, что музыку к ней написал не я», поэтому Матранг дал себе слово когда-нибудь записать пластинку, вся музыка на которой будет его авторства. Таким альбомом стал «Три». Танцевальная часть диска заметно отличается от речитативной как по настроению, так и по хитовому потенциалу: песня «Дым» вряд ли сдвинет со своего места «Медузу», но способна встать где-то рядом.
«Глава 3» называется «Исповедь»: по мнению Матранга, это «жанр, которого не существует» - но сам музыкант готов идти непроторенными дорожками. Песни последней части пластинки действительно с трудом поддаются стилистическому определению - это что-то вроде психоделического рэпа, местами довольно мелодичного. И в том, что для публики эти треки будут непривычны и во многом непонятны, Матранг совершенно прав.
Алексей Мажаев, InterMedia
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»