РСПП попросил правительство России снять барьеры развития креативных индустрий
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) настаивает на создании минимальных гарантий стабильности и устранении барьеров для развития компаний креативной экономики. Письмо с системным набором жизненно необходимых мер было направлено главе Правительства РФ Михаилу Мишустину.
Комитетом РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям совместно с Комитетом РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке в кратчайшие сроки были проанализированы барьеры и возможные шаги, которые нужно сделать для сохранения, восстановления и развития креативного сегмента, практически остановленного коронавирусной пандемией.
— Российский союз промышленников и предпринимателей провел подробный анализ положения дел в данной сфере с участием правообладателей и компаний, работающих в самых разных сегментах креативной экономики – в инжиниринге, архитектуре, музыке, кино, анимационном производстве, моде, дизайне и других областях. Предложения учитывают и прогнозируемую трансформацию рынков, в частности, переход к потреблению значительного объема творческого контента в онлайн-формате», – говорится в письме президента РСПП Александра Шохина, адресованном Михаилу Мишустину.
Кризисная ситуация четко показала болевые точки креативных индустрий как сектора экономики, полагает вице-президент РСПП Игорь Вдовин.
— До недавнего времени колоссальный инвестиционный потенциал креативного сегмента не был в полной мере оценен, и его поддержка осуществлялась не системно, — отметил он. —. Мировая же практика однозначно показывает, что креативные индустрии – это фактически «легкие» новой экономики. Для России креативный сектор – один из приоритетных. Сегодня мы обязаны включить весь имеющийся у нас административный и финансовый ресурс для оказания всесторонней поддержки креативным индустриям. В противном случае мы рискуем лишиться уникальной быстрорастущей движущей экономику силы».
Только за весенние и летние месяцы текущего года потери креативных индустрий, по оценкам экспертов, достигнут 150 млрд рублей, а отрасль потеряет немало талантливых профессионалов, которым придется искать другую работу, прогнозирует председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский:
— Креативные индустрии, да и малый бизнес в целом, – едва ли не главные пострадавшие от непредвиденных и вынужденных ограничений. А ведь именно в этом сегменте закладывались основы здоровой, сильной и самостоятельной экономики. Креативные индустрии ничего не просили у государства, рассчитывали только на себя. Но сегодня они столкнулись с вызовом, который по масштабу превышает их возможности. Ответить на него без системной консолидации усилий самих индустрий, государства, изменения законодательства, то есть изменения той институциональной среды, где появлялись и продолжают появляться конкурентные продукты, невозможно. Творческие люди, компании и отрасли, которые они создают своим интеллектом и трудом, как никогда ждут от власти ответственного отношения к творческому потенциалу страны», – заявил Кричевский.
Член Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Игорь Намаконов подчеркнул, что творческий бизнес вообще не упоминается ни в каких официальных документах в качестве особого субъекта и вида предпринимательства. В ситуации пандемии и экономической рецессии государство рискует потерять креативные индустрии, но самое страшное – глядя на данные Росстата, оно даже не заметит, что они были.
— Конечно, я немного сгущаю краски. Креативный капитал – это всегда мозги, это всегда интеллектуальная собственность, и в конечном счете люди выкрутятся, найдут новые ходы, новые возможности, переформатируют взаимодействие с рынком и соберут свои бизнесы заново, – считает Игорь Намаконов, – хотя не факт, что это будет на территории России.
По его словам, проблема в том, что на восстановление креативной экономики уйдет очень много времени.
— Сейчас все потеряли скорость, потеряли обороты, утратили связи, вернуться позже будет еще сложнее. Если творческие предприниматели не получат поддержку – в большинстве случаев речь идет даже не о финансовой поддержке, а об устранении очевидных барьеров, им придется рассчитывать только на себя и пробиваться самим, что в резко изменившихся условиях почти невозможно. В этом смысле мы можем себя откинуть катастрофически далеко назад, – добавил эксперт.
Креативные индустрии на 50% состоят из самозанятых и индивидуальных предпринимателей, и сейчас им очень нужна поддержка государства, заявила директор университета креативных индустрий Universal University Екатерина Черкес-Заде.
— Показателен опыт Германии, где по программе поддержки малый бизнес имеет право получить невозвратный грант на сумму от 5 до 15 тысяч евро. Чтобы не спровоцировать безработицу за тот период, что сотрудники не работают, государство выплачивает им 60% от зарплаты, при этом работодатель освобождается от уплаты социальных налогов на сотрудника. Есть также мера льготного кредитования со ставкой в один процент, где гарантии берет на себя государство. И все эти процессы получения материальной помощи можно получить онлайн. Однако даже с такими мерами поддержки трудно спрогнозировать, что будет с креативными индустриями через полгода или через год. Тем не менее профессионалов творческого сектора необходимо поддерживать, ведь их продукты и услуги строят экономику будущего, ─ подчеркнула она.
Последствия пандемии нанесли по киноиндустрии сильнейший удар, сказал российский кинорежиссер, сценарист и продюсер Карен Шахназаров (на фото):
— Предложенные меры было бы неплохо ввести, ведь под большой угрозой все кинопроизводство. Очевидно, что кинотеатры не работают и еще долго не будут. Даже если эпидемия пойдет на спад, вряд ли их откроют. Онлайн-кинотеатры будут пользоваться все большим спросом в отсутствии альтернативы, но им нужно решить вопрос с пиратством, которое расцветает пышным цветом.
Большинство мер, предложенных РСПП для устранения барьеров и стабилизации отраслей, создающих творческие продукты, не требуют прямых бюджетных субсидий. Часть мер – решение «застарелых» проблем, среди которых названо исключение необоснованного двойного обложения страховыми и пенсионными взносами сумм авторских вознаграждений, отказ от применения НДС в несвойственной сфере промежуточных сделок с интеллектуальными правами и его замена на налоги с конечного продукта или услуги, решение проблем крайней неэффективности государственной системы защиты интеллектуальной собственности – авторских и патентных прав, которая блокирует развитие отраслей.
Часть мер направлена на защиту авторов – основного ресурса и движущей силы креативной экономики. РСПП предложено изменить законодательство и наконец начать выплачивать вознаграждение создателям анимационных и кинофильмов в соответствии с Пекинским договором об аудиовизуальных исполнениях, который был ратифицирован Россией почти восемь лет назад – еще в 2012 году, кроме того, обеспечить законодательно равные гарантии выплаты вознаграждения вне зависимости от того, каким образом фильм попал к зрителю.
Не менее важным считают в Союзе промышленников и предпринимателей поддержку инфраструктуры, которая нужна для общения, развития, создания творческого продукта, – креативных кластеров: «имущество организаций, предоставляющих пространство, оборудование, услуги и иную инфраструктуру для ведения творческой предпринимательской деятельности» союз предложил освободить от налога на имущество и землю. Кроме того, разработчики документа предлагают создать новые механизмы, упрощающие работу онлайн-платформ, распространяющих творческий контент, которые гарантировали бы прозрачную выплату справедливого вознаграждения авторам и правообладателям.
Среди предложенных Правительству России 20 мер есть предложения по пяти значимым программам, которые могут быть реализованы в рамках национальных проектов. Они направлены на концентрацию талантов для решения важных национальных задач – вовлечение культурного наследия в современную экономику, создание комфортной городской среды, использование искусственного интеллекта и машинного обучения для защиты прав творцов.
В РСПП убеждены, что быстрая реализация предложенного комплекса мер позволит не только сохранить человеческий капитал и относительно безболезненно пройти через глобальный кризис, но и создать возможности и ресурсы для ускоренного восстановления российской экономики, которая благодаря этому получит шанс перестать быть настолько сырьевой
Snow Patrol выпустят расширенную версию альбома «The Forest Is The Path» и книгу о нем
Группа Snow Patrol представила 29 января 2025 года новый сингл «But I’ll Keep Trying». Это первая песня из расширенной версии их прошлогоднего альбома «The Forest Is The Path». Она выйдет 13 марта и будет содержать пять совершенно новых песен, а также новый микс «This Is The Sound Of Your Voice» Уилла Рейнольдса.
В тот же день в издательстве Harper Collins выйдет книга «The Forest Is The Path», которую написал фронтмен коллектива Гари Лайтбоди.
- Книга носит то же название, что и альбом, потому что является его дополнением, - рассказал автор в соцсетях. - Она (частично) рассказывает историю создания альбома, но больше половины книги посвящено смерти моего отца Джека.
Эти разделы книги — история четырех дней в моей жизни: день, когда он умер; следующий день; похороны; и день почти год спустя, когда альбом «The Forest Is The Path» начался. Тогда я написал для него первую песню, которая называлась «These Lies» - первое, что я вообще написал с тех пор, как он умер. Так что две истории связаны друг с другом. Смерть становится своего рода рождением. Не хочу раскрывать концовку или что-то еще. Да, это история о горе и смерти родителя, но это также история о жизни, музыке и смехе. Мой отец был очень забавным человеком, и если книга (если вы решите ее прочитать) заставляет вас иногда грустить, я очень надеюсь, что она также заставит вас местами смеяться. Это мой путь от оцепенения горя обратно к радости создания музыки с моими братьями Джонни и Нэйтаном.
Новую экранизацию «Острова сокровищ» готовит KD Studios
О запуске масштабного проекта «Остров сокровищ» объявили KD Studios и AP Digital. Полнометражный художественный фильм по мотивам знаменитого романа Р.Л.Стивенсона реализуется при поддержке Министерства культуры РФ.
Новая экранизация невероятно увлекательной книги, зрелищная и масштабная, ориентирована на широкую кинотеатральную зрительскую аудиторию. Фильм расскажет про поиски пиратских сокровищ в забавном приключенческом тоне, вобрав всё лучшее от любимых зрителями по всему миру советских и зарубежных экранизаций.
Партнером картины «Остров сокровищ» выступает кинопрокатная компания «Вольга». Сценарную группу возглавляет Сергей Калужанов (фильмография более 60 работ, включая фильмы «Мира», «Время первых», а также сериалы «Мажор» и «Пищеблок» и др.). Съемки полнометражного фильма «Остров сокровищ» начнутся уже в 2025 году.
Также в разработке еще две картины, ориентированные на широкую семейную аудиторию - «Земля Санникова» и «Приключения Мюнхгаузена».
Криминальная комедия «Чокнутые» с Биллом Мюрреем, Эдом Харрисом и Дженнифер Кулидж выйдет в России в марте
Трейлер фильма «Чокнутые» (Riff Raff ) обнародовал 29 января 2025 года кинокомпания Lionsgate Movies. Главные роли в криминальной комедии режиссера Дито Монтиеля исполнили Эд Харрис, Билл Мюррей, Дженнифер Кулидж, Пит Дэвидсон, Гэбриэл Юнион, Люьис Пуллман, Майлз Дж. Харви, Эмануэла Постаккини, Майкл Анджело Ковино и др.
По сюжету, бывший преступник Винсент (Харрис) мечтает уйти на покой. Он решает отметить Новый год в кругу семьи, но на пороге появляются не только многочисленные проблемные родственники, но и бывший подельник Лефти (Мюррей) с молодым напарником Лонни (Дэвидсон).
Премьера «Чокнутых» состоялась в сентябре 2024 года на кинофестивале в Торонто, в американский прокат фильм выходит 28 февраля, а в российский его выпустит 6 марта кинокомпания «Парадиз».