Григорий Заславский, ректор ГИТИСа: «Россия очень мало пропагандирует свою культуру»
О РУССКОЯЗЫЧНЫХ ТЕАТРАХ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
— Постсоветское пространство очень разное. Есть Таллин, есть Минск, Киев, Тбилиси, Нур-Султан. Например, в Казахстане существуют около десяти русских театров, и в этой стране русский язык — второй государственный. А в Грузии по понятным причинам число зрителей русскоязычных спектаклей стремительно уменьшается, но при этом есть великие традиции Грибоедовского театра, который в этом году отмечает 175-летие. Это — старейший русский театр вне Российской Федерации. То есть, совсем другая ситуация, более сложная. Или, скажем, Прибалтика, в которой очень трудно заниматься русским театром. Нужно, с одной стороны, быть вне политики, а с другой стороны, занимаясь русским театром, вне политики быть почти невозможно.
НАСКОЛЬКО АКТИВНО РОССИЯ ПРОПАГАНДИРУЕТ СВОЮ КУЛЬТУРУ
— Мало пропагандирует, очень мало. На это почти не выделяется средств. Я вообще очень рассчитываю, что принятые в июле поправки в Конституцию Российской Федерации помогут, в том числе, и поддержке русской культуры за рубежом. [Я имею в виду] поправку в статью 68, которая гласит, что культура поддерживается и охраняется государством и в 69-ю, которая говорит о том, что государство поддерживает соотечественников за рубежом в сохранении культурной идентичности. И хотя у нас эти поправки приняты «на днях», для многих стран это обычная практика. Например, такие структуры, как Институт Гёте, Британский Совет, Французский культурный центр, под крышей которых, наверняка, работают и профессиональные разведчики, но в программах этих мощных структур – всем очевидная культурная составляющая. К сожалению, сталкиваясь с атташе по культуре российских посольств, ты понимаешь, что культурой они, если и занимаются, то совершенно случайно.
О ПРОГРАММЕ ГИТИСА ПО ПОВЫШЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ АКТЁРОВ ПОСТСОВЕТСКИХ СТРАН
— Хотим сделать ее если не постоянно действующей, то ежегодной. Собираемся дальше реализовывать эту программу не только с фондом «Русский мир», которому благодарны навсегда за то, что поддержали на первых порах, но и с Россотрудничеством. Я очень большие надежды связываю с новым руководителем этого федерального органа Евгением Примаковым. Но, повторяю, бюджеты у Россотрудничества, у фонда «Русский мир» несопоставимы с деньгами, которыми располагает любая из западных схожих структур, которые я упоминал. Они там понимают, что продвигать свою культуру — это политическая задача. Вроде бы продвигается культура, уроки немецкого, французского языка, а на самом деле продвигается и образ жизни, и много чего еще, и естественно, положительный образ страны, её истории. Потому что на уроке французского языка, например, обязательно попадётся текст по истории и это будет взгляд на историю Франции глазами французских историков. И так далее. Когда люди читают Достоевского, они не думают про отрицательных героев, что Смердяков или Раскольников убил одним топором сразу двух старушек, а на самом деле молодушек. Они думают о том, что таких писателей больше не было нигде и никогда. И иначе начинают относиться и к сегодняшним людям, живущим в России. Думают: такие образованные, такие умные, талантливые, что же мы верим всему плохому, что рассказывают про них в новостях или в газетах?!
(Елена Сердечнова, «Культуромания», 20.08.20)
В «Театриуме на Серпуховке» представят мюзикл «Зорро»
Премьера музыкального спектакля «Зорро» пройдет в "Театриуме на Серпуховке" в Москве 6 марта 2025 года. Продюсерская компания "Современный театр мюзикла" решила сместить акценты в постановке с подвигов героя на раскрытие его характера.
- Мы решили не ставить во главу угла подвиги и геройство Зорро. Нам было важно понять, что он за человек, как он стал героем, - да и героем ли он стал, - как к этому геройству относятся окружающие и к чему приводит это его геройство, - цитирует пресс-служба мюзикла слова режиссера-постановщика "Зорро" Олега Ильина.
События мюзикла "Зорро" разворачиваются в Мексике. В постановку войдут песни, хоровые номера и бои на шпагах, разработанные мастером европейского исторического фехтования Виктором Мазуренко. Роль главного героя исполнит участник шоу "Голос", актер театра "Ромэн" Артур Богданов.
Над текстами песен работал лидер группы "Несчастный случай" композитор и сценарист Алексей Кортнев. Музыку для постановки сочинил музыкальный руководитель и композитор "Несчастного случая" Сергей Чекрыжов.
«ИнтерМедиа» напоминает, что премьера клипа «Луна над Балабаново» («Балабаново Song») группы «Несчастный случай» состоялась 13 января 2025 года.
Спектакль «Павел I» с Александром Олешко в главной роли покажут в проекте «Театр в кино»
Премьера киноверсии спектакля «Павел I» состоится 21 февраля 2025 года в киноцентре «Октябрь» в рамках второго сезона проекта «Театр в кино». Киноверсия создана телеканалом «Россия-Культура» и Государственным академическим театром имени Евгения Вахтангова. Прокат осуществляет дистрибьюторская компания «Кино.Арт.Про».
Литературную основу спектакля составляют известная пьеса Д.С.Мережковского «Павел I» и трагедия в стихах Евгения Симонова «Смерть Павла I». Создатели постановки не стремились к исторической точности, а исследовали состояние человека, несущего бремя власти. «Неисторический миф» – жанр спектакля «Павел I», как его определила автор сценической версии и постановщик Наталья Ковалёва. Прочтение Павла I как «русского Гамлета» подсказало идею ввести еще одного персонажа – призрака его матери Екатерины II, с которой происходит воображаемая встреча. Амплитуда преображений Павла I: от человека, раздавленного нелюбовью матери, до решительного реформатора, от безумца до философа.
Главную роль исполнил Александр Олешко, и был награжден театральными премиями «Хрустальная Турандот», «МК», «Золотой витязь» и многими другими. В спектакле также заняты Ирина Дымченко (Екатерина II) Юрий Поляк (Александр), Виталий Иванов (Константин), Игорь Карташёв (граф Пален), Елена Сотникова (Мария Федоровна), Дарья Щербакова (Елизавета). Режиссером киноверсии стал Константин Куц.
- Олешко знают все, и он любим зрителями, - говорит Куц. - При этом, поднимаясь на новую ступень, он демонстрирует неуспокоенность, целеустремленность, невероятную работоспособность и словно заново знакомит с собой. Когда по Москве пошли слухи о новом спектакле Театра Вахтангова «Павел I», я получил приглашение. Смотрю и понимаю, что не узнаю Александра Олешко. Игра актера, постановка спектакля – шок, удовольствие и благодарность всем причастным. Вижу потрясенных зрителей, слышу в антракте восторженные обсуждения и понимаю, эта работа обязательно должна появиться на телеканале «Россия-Культура»! По окончании спектакля предлагаю съёмку. Не рассказывая никому, на свой страх и риск, под мощным впечатлением. Можно сказать – это стало моей мечтой! Уже потом были переговоры, подготовка и опять удивление – включение Саши во все процессы. Телеканал «Россия-Культура» сделал все возможное, чтобы эта замечательная работа была достойно представлена на киноэкране. Благодарим театр за совместное творчество и рады за зрителей – получилось замечательное кино.
Справки и аккредитация: ezhilyaeva@tv-culture.ru (Екатерина Жиляева).
Никита Джигурда попал в список лиц, создающих угрозу национальной безопасности Украины
Министерство культуры Украины внесло Никиту Джигурду в список лиц, создающих угрозу национальной безопасности страны. Соответствующая информация появилась на сайте ведомства.
- Дополнить перечень лиц, создающих угрозу национальной безопасности, включив в него личность Джигурды Никиты Борисовича, гражданина Российской Федерации 1961 года рождения, - говорится в тексте приказа.
Включение уроженца Киева Никиты Джигурды в санкционный список в ведомстве объяснили его неоднократным посещением Донбасса и Запорожской области, проведением концертов для российских военнослужащих и предоставлением им материальной помощи. В 2017 году актер и певец получил паспорт гражданина ДНР.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, в этот же список попали Никита Михалков, Митя Фомин, Надежда Бабкина, Николай Расторгуев и другие российские деятели культуры.