Рецензия: Майк Науменко, Виктор Цой - «Ленинград»
1984, Майк Науменко, 2020, цифровой релиз
Оценка: 8,5 из 10.
Впервые в цифре вышла запись, известная под названием «Майк и Цой. Сейшн на Петроградской». Около четверти века она распространялась на аудиокассетах, в конце нулевых появилось CD-воплощение, а теперь наконец состоялся и интернет-релиз. Запись обрела довольно приличное качество, не утратив при этом духа времени. Это не только документ эпохи, но и важный экспонат гипотетического музея русского рока, идеально подходящий для раздела «Ты помнишь, как всё начиналось?». «Всё» в данном случае - это карьеры Майка Науменко и Виктора Цоя, так ярко блеснувших и так рано ушедших.
Квартирник, на котором благодаря записи «побывали» тысячи людей, состоялся 26 января 1984 года в Зоологическом переулке на Петроградской стороне - кстати, неподалёку от знаменитой котельной «Камчатка». У власти в СССР тяжело больной Юрий Владимирович Андропов; через две недели он скончается, и должность генерального секретаря ЦК КПСС займёт тяжело больной Константин Устинович Черненко. Виктору Цою - 21. Он ещё не написал «Группу крови» и «Звезду по имени Солнце», но уже сочинил «Последнего героя», «Троллейбус», «Сашу», «Электричку» и «Алюминиевые огурцы». Майку Науменко - 28. Посмотрите на трек-лист квартирника: лидер «Зоопарка» исполняет на Петроградке практически все свои главные песни. Они ещё не стали классикой русского рока, но они уже написаны и набирают популярность в Ленинграде и по всей стране. На фоне юного Цоя Майк Науменко настоящий мэтр - по крайней мере так должно казаться тем, кто изучил список песен (и посмотрел фильм Кирилла Серебренникова «Лето»). Но аудиозапись демонстрирует совершенно иное статус кво: они на равных, Виктор общается с публикой корректно, но иронично, а Майк, кажется, волнуется сильнее, чем молодой друг, и точно не может предположить, что через пять лет его альбомы будет выпускать фирма «Мелодия».
Версии песен, которые впоследствии выходили на виниловых лонгплеях «Зоопарка», теперь считаются если не каноническими, то, скажем так, официальными. На квартирнике же многие композиции Майка прозвучали в других вариантах. Забавно, например, как в «Песне простого человека» выглядит фрагмент «Я не люблю «Землян», я люблю только любительские группы»: в 1984-м Науменко пел следующим образом: «Я не люблю «Машину времени», я люблю только подпольные группы». Таких нюансов много, и тексты в целом звучат чуть резче, чем в последующих официальных изданиях. Кроме того, довольно любопытно слушать, как Майк представляет песни перед исполнением. Казалось бы, их темы и смысл давно известны, и вполне ясно, что хотел сказать автор. Узнать спустя много лет, что Майк опасался быть понятым неправильно, - немного странно.
На этом фоне Виктор Цой выглядит уверенным и знающим себе цену, хотя и не допускающим в силу воспитания какого-то высокомерия. Тем не менее его песни правкам практически не подвергались: ранние квартирные версии почти не отличаются от будущих альбомных, и даже отсутствие электрических инструментов, на которые сетует Виктор в начале концерта, не мешают ему продемонстрировать свою харизму.
Алексей Мажаев, InterMedia
Люся Чеботина и «Комната культуры» стали самыми прослушиваемыми на «Звуке»
HiFi-стриминг «Звук» подвел итоги 2024 года. Самым популярным артистом года стала певица Люся Чеботина, а самой прослушиваемой группой — Женя Трофимов и «Комната культуры». В номинации «Фит» на репите чаще всего крутили треки от трио Niletto, Олега Майами и Лёши Свика. Самый громкий камбэк совершил рэпер L'One, в категории «Прорыв года» лидировала исполнительница хита «Godzilla» bearwolf, а выбором редакции «Звука» стал Saluki.
Самым популярным альбомом в жанре «поп» стал «Как Есенин» от Navai. В жанре хип-хоп — «Streets Echo 2052» рэпера Alblak 52, а группа «Звери» возглавила рейтинг рок-музыки с пластинкой «Фолк». В разделе электронной музыки чаще всего звучал альбом «Hyper House» от Biicla.
Свое утро на репите пользователи «Звука» чаще всего встречали с треком Татьяны Куртуковой «Матушка», днем на повторе крутились «Поезда» Жени Трофимова и группы «Комната культуры», вечера захватил фит «Supersonic» от Aarne и Big Baby Tape, а ночами в «Звуке» чаще всего воспроизводилась одна из версий хита Blizkey «Горы» (Remix).
Самыми музыкальными городами, в которых «Звук» слушали больше других, в 2024 году стали Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург и Челябинск.
Топ популярных подкастов возглавили «Эффект Домино» и «10 глупых вопросов». Самыми прослушиваемыми аудиокнигами стали «Из ничего: искусство создавать искусство» легендарного музыкального продюсера Рика Рубина, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и эпическое фэнтези «Марголеана. Имя мне Тьма» Евгения Гаглоева. Любимыми жанрами аудиокниг в этом году оказались триллер и детектив.
Лариса Долина отметит 70-летие с Валей Карнавал
Концерт Ларисы Долиной с программой «Юбилей в кругу друзей» состоится 10 сентября 2025 года в Государственном Кремлёвском дворце. В этот день народной артистке России исполнится 70 лет. На концерте прозвучат как самые популярные хиты певицы, так и новые композиции, которые ранее не исполнялись на сцене. Многие из своих песен Долина исполнит вместе с коллегами по цеху – известными музыкантами и артистами эстрады.
На сцену выйдут Григорий Лепс, Николай Басков, Владимир Пресняков, Ильдар Абдразаков, Александр Маршал, Анна Асти, ST, Наталья Подольская, Клава Кока, Юлианна Караулова, Люся Чеботина, Мари Краймбрери, Jony, Валя Карнавал, Александр Панайотов, Алексей Чумаков, Севиль и др.
Сообщение не является рекламой и носит исключительно информационный характер.
Обзор: «Иванушки International» — «Тополиный пух» | «Хит сториз»
2024, «Муз-ТВ».
В выпуске о создании нестареющего хита «Тополиный пух» авторы «Муз-ТВ» довольно схематично описывают ранние годы «Иванушек». Видимо, о том, что успех пришёл к ним не сразу, нужно снять отдельную программу, а в данной серии «Хит сториз» рассказывается, как «Тополиный пух» помог фанатам смириться с заменой Игоря Сорина на Олега Яковлева. Мол, полгода они его не принимали, но после «Пуха» и клипа на него поняли, что он тоже неплохой певец. Кстати, парадоксальная вещь: первыми участниками трио «Иванушки International» был непоющий Андрей Григорьев-Аполлонов и никогда не занимавшийся вокалом Кирилл Андреев. И вот они до сих пор бессменно в составе, а третий – самый голосистый – в составе уже третий (причём двух первых уже нет в живых).
Но не будем о грустном. В этом выпуске поэт Михаил Андреев впервые признался, почему тополиный пух у него в тексте летает в июле, а не в июне, как полагается. Ранее Андреев придерживался версии, что у него на родине в Томске лето позднее, поэтому пух может появляться в июле. Но специально для «Муз-ТВ» поэт-песенник заявил, что «июль» лучше рифмуется с «поцелуем», чем «июнь». По словам Михаила, он написал «июль», понял, что это ошибка, но сознательно не стал её исправлять.
Авторы выпуска также объяснили, что нашептал в припеве непоющий Рыжий. Фанатки много лет спорили, какую фразу он там произносит, а Андрей добавлял масла в огонь, произнося свою реплику потише и понеразборчивей. На самом деле говорится следующее: «Это ещё не любовь, это такой закон борьбы противоположностей».
Что касается клипа на «Тополиный пух», то режиссёр Олег Гусев снимал его без сценария, в основном на импровизациях, из которых потом была смонтирована какая-то настроенческая история (к слову, её раскритиковали злобные зумеры, выступающие в проекте в роли экспертов по старым хитам). То, что на экране выглядит как пустыня, снималось на берегу Финского залива; летний вайб пришлось изображать, как водится, в довольно сырую и промозглую погоду, а в детском бассейне, куда прыгали Андрей и Кирилл, была ледяная вода. А за рулём джипа, который гоняется по пляжу за «Иванушками», оказывается, была Елена Корикова, хотя в кадре этого разобрать нельзя.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»