Тёмные ночи-2020: 10 лучших фильмов Таллинского кинофестиваля
Таллинский кинофестиваль «Тёмные ночи» в этом году прошёл в гибридном формате – его физическая часть началась 13 ноября и закончилась 29 ноября, а онлайновая часть продлилась до 7 декабря 2020 года. Редакция InterMedia ознакомилась со всеми конкурсными фильмами, а также картинами из параллельных секций, чтобы составить для вас десятку самых важных, по нашему мнению, фильмов «Тёмных ночей».
В неё вошли как российские ленты, так и участники самых престижных международных кинофестивалей – таких как Берлинский и Венецианский кинофестиваль. Также мы расскажем и о некоторых наименованиях, отобранных в этом году несостоявшимся Каннским кинофестивалем.
Трое
Режиссёр: Анна Меликян
Если для кого-то и стал настоящим подарком 2020-й год, так это определённо для поклонников творчества Анны Меликян. Она выпустила сразу три своих проекта разных форматов и заработала три карьерных достижения: сняла первый сериал («Нежность» с Викторией Исаковой), свой худший фильм («Фея» с Константином Хабенским) и свой лучший фильм («Трое» — с ними обоими). Насыщенный год, не правда ли?
«Трое» — это визуализация ностальгического порыва «эх, какое кино мы потеряли», это чувственный оммаж на Эльдара Рязанова и его бессмертную «Иронию судьбы», это кино с запахом мандаринов, под которое хочется провожать старый год и встречать новый. Фильм про любовный треугольник, пытающийся разобраться в том, когда в нашу жизнь приходит новая любовь и как понять, настоящая она или нет. Продолжение рецензии
Слалом
Режиссёр: Шарлин Фавье
Лиз – 15-летняя школьница, которая живёт во французских Альпах и учится в местной специальной школе, подготавливающей национальный олимпийский резерв по лыжному катанию. Она – самая одарённая и способная среди всех своих сверстников, отчего их тренер Фред особо гордится девушкой, возлагает на неё надежды и всячески подбадривает. Фред раньше сам был спортсменом, но из-за травмы ему пришлось оставить практику и стать тренером. Он всегда позитивен, атлетично слажен, внимателен и обаятелен – естественно, Лиз в него тайно влюблена. Однако вида она особо не подаёт (ведь совсем юная ещё, ничего не понимает), а вот опытный и возрастной Гумберт всё же не может сдержать своих животных порывов и целует её после очередного хорошо проведённого вместе вечера, а затем засовывает её руку к себе в штаны.
«Слалом» оставляет противоречивые чувства – с одной стороны, знакомая история о запретной любви (режиссёр не ставит Лиз в положение жертвы сексуального насилия, но документирует изменения её психологического состояния), а с другой, смело и пугающе точно рассказанная с точки зрения несовершеннолетней девочки. Дебютантка Шарлин Фавье, что предельно ясно, вдохновлялась творчеством братьев Дарденн (это тоже франко-бельгийская копродукция ко всему прочему) – множественные tracking shots, Лиз чем-то напоминает Розетту, акцент на социреализм и даже в роли Фреда – прекрасный Жереми Ренье, постоянный актёр братьев-бельгийцев. Однако, и это радует, Фавье не на протяжении всего фильма «косплеит» Дарденнов – порой она пытается найти свой собственный способ рассказа истории, отходя в сторону общих планов и акцентов на подростковых проблемах, но, а вот это уже печалит, выходит как-то сухо и невоодушевлённо. Зато эпизоды слалома сняты изумительно – прямо как в «На службе её величества», где операторы на лыжах в реальном времени катились за героями, по максимуму вовлекая зрителя в происходящее.
Паркет
Режиссёр: Александр Миндадзе
Заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Миндадзе отметился авторством сценариев почти к трём десяткам картин, однако за свою тринадцатилетнюю режиссёрскую карьеру сам поставил всего-навсего четыре фильма. Три предыдущие работы Миндадзе попали на главные мировые смотры – дебютный «Отрыв» был показан в Венеции, а «В субботу» и «Милых Ханс, дорогой Пётр» попали в программу Берлинского кинофестиваля. Ожидалось, что и его новый проект пойдёт схожим путём, но «Паркет», завершённый ещё в 2019 году, как-то неожиданно пропал со всех радаров на долгое время, пропуская один международный фестиваль за другим. В какой-то момент даже закралось подозрение, что ленту положили на полку и до зрителя она уже не дойдёт.
Однако под конец несчастного года появилась счастливая новость – «Паркет» оказался в основной конкурсной программе Таллинского кинофестиваля «Тёмные ночи», где и состоялась в итоге его скромная мировая премьера. Фильм, в принципе, и не претендует на пафос и размах, потому что перед нами ностальгически исповедальное кино (про) стареющего артиста, посвятившего всего себя искусству. Нетрудно здесь разглядеть автобиографический уклон, ведь Миндадзе – настоящий художник, для которого акт творения требует максимального погружения, а кинематограф является неотъемлемой частью жизни. Продолжение рецензии.
Изгнание
Режиссёр: Висар Морина
В этом году Косово попытается в седьмой раз в своей истории получить первую номинацию на «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке», и как минимум попасть в лонг-лист у отобранного для этих целей «Изгнания» есть все шансы. Это вторая картина Висара Морина (его дебют также был отобран национальным комитетом в качестве кандидата от Косово, но безрезультатно), которая уже заручилась поддержкой «Сандэнса», Берлинале и ряда других престижных фестивалей, включая таллинские «Тёмные ночи». Работа на самом деле очень любопытная и достойная.
Джафер – родом из Косово, но себя считает вполне успешно ассимилировавшимся немцем. У него нет ни акцента, ни каких-то внешних особенностей, указывающих на его иное происхождение. Он уже долгое время работает в большой фармакологической компании, женат и воспитывает дочь. Всё бы ничего, но однажды, возвращаясь с работы домой, он замечает на своём заборе повесившуюся крысу. Намёк ясен: он – крыса, а его национальная принадлежность кому-то всё же не даёт покоя. Со временем Джафер всё больше начинает замечать не особо дружелюбное отношение в свой адрес в кругу коллег (то из общей рассылки его «случайно» выкинут, то перенесут конференцию в другой зал и «забудут» ему об этом сообщить), да и жена (Сандра Хюллер из «Тони Эрдманна») как-то не особо видит причин волноваться. Однако постепенно главный герой сильнее убеждается в своей правоте.
«Изгнание» — это хороший образчик character study с практически дарденновской фиксацией камеры на протагонисте. Морина анатомирует психологические последствия социальной эксклюзии – как для её субъекта, так и для всех вокруг, ибо здесь всё-таки речь не про обычного эмигранта, а выходца из частично непризнанного государства. То есть политику избежать бы никак не удалось, однако режиссёр всячески избегает акцентов на этом, до самого конца не спуская глаз с Джафера и постоянно транслируя зрителю его переживания, его хрупкий внутренний мир.
Скажи ей
Режиссёр: Александр Молочников
«Я почти не помню своих родителей счастливыми вместе», — печально проговаривает 10-летний Саша (Кай Гетц), пока мы наблюдаем за их семейным круизом на теплоходе по Неве. Когда-то мама и папа, может, и смотрели друг на друга влюблёнными глазами, сейчас же всё сильно переменилось. Артём (звезда «Дурака» Артём Быстров) – больше не радует маму своими шутками и скорее даже раздражает инфантильными взглядами на жизнь. Света (Светлана Ходченкова) понимает, что так дальше продолжаться не может и требует развода – она сыта по горло этими пропитанными литрами кофе джинсами, этим отношением к самой себе. Им всё ясно, они не видят другого выхода. Вот только Саше ничего непонятно.
Для Александра Молочникова, снявшего до этого пренеприятнейшие «Мифы», за которые по-честному следовало бы отстранять от профессии, «Скажи ей» становится настоящим режиссёрским прорывом. Он снял маленькую камерную драма, подкупающую своей искренностью и правдивостью. Сам Молочников примерно в возрасте Саши (которого, очевидно, зовут так же неспроста) переживал развод своих родителей и даже какое-то время жил в США. Само собой в его фильме много вымысла, однако точно можно сказать, что какие-то эпизоды были вычленены прямиком из детских воспоминаний режиссёра. Порой всего на мгновение камера имитирует взгляд ребёнка, создавая тем самым слепок момента – вот папин кофе проливается на штаны, а вот мама встречает его по другую сторону моста. Продолжение рецензии.
Сентенция
Режиссёр: Дмитрий Рудаков
В конкурсе дебютов Таллинского фестиваля «Тёмные ночи» показали новую ленту Дмитрия Рудакова (вы можете его знать по доку о создании «Нелюбви» Звягинцева) с примечательным названием «Сентенция». Оно взялось из «Колымских рассказов» Варлама Шаламова, прошедшего ГУЛАГ поэта и писателя. В лагерях он пробыл 17 лет своей жизни, отчего его творение – это, по сути, и есть квинтэссенция прожитого опыта писателя вне воли. В произведении его герой понимает, что должен сделать всё в своих силах, чтобы не заснуть в суровом сибирском климате, отчего постоянно повторяет неизвестное ему слово, случайным образом пришедшее на ум: сентенция.
Фильм Рудакова состоит из двух частей, чёрно-белый и снят на глубоко атмосферную 16-милиметровую плёнку. В первой и основной части мы оказывается в заброшенном доме для престарелых, где Шаламов (его играет Александр Рязанцев) доживает свои дни и страдает от Альцгеймера. Там его навещают двое – литератор (фактурный Фёдор Лавров) и его молодой ассистент (Павел Табаков). Они тщательно вслушиваются в каждое слово медленно теряющего рассудок писателя, потому что считают его настоящим гением и мечтают опубликовать его последнее великое творение, состоящее из стихов, которые Шаламов выдаёт в момент прояснения сознания. Вторая часть основана на воспоминаниях поэта о буднях в лагерях.
Кино Рудакова – совершенно авторское произведение, которое по своей плавной манере повествования и нелинейной запутанной подаче напоминает представителей скорее европейского артхауса. Формой «Сентенция» куда ближе к португальским мастерам авторского кино, чем к любому из отечественных. Особенно напрашивается сравнение с работами Педру Кошты – такое же умение передать с экрана мрак, потерю рассудка и присутствие смерти минималистическими средствами и работой со светом. Шаламов, естественно, был запрещённым писателем в СССР, но публиковался на Западе (само собой, анонимно), отсюда одной из важных тем «Сентенции» становятся отношения автора с советским правительством и логично вытекающий отсюда вопрос творчества в эпоху повального контроля и партийной политики литературной цензуры.
Фассбиндер
Режиссёр: Оскар Рёлер
В этом году Таллинский кинофестиваль «Тёмные ночи» открылся биографической драмой «Enfant Terrible» (которая с лёгкой стигматизирующей руки наших прокатчиков получила название «Фассбиндер», цепляющее на крючок фанатов европейского артхауса). Лента немецкого режиссёра и завсегдатая Берлинского кинофестиваля Оскара Рёлера, не стесняющегося сравнивать себя с великим соотечественником, о котором его фильм и рассказывает, должна была дебютировать на несостоявшемся Каннском кинофестивале, где пару лет назад состоялась премьера другого байопика о ещё одном великом кинематографисте. Тогда сам факт существования ленты «Молодой Годар» Мишеля Хазанавичуса очень смущал его живого прототипа – Жан-Люк лично называл всё это очень плохой идеей. Зная темперамент скандального немца, почему-то кажется, что Райнер Вернер подыскал бы выражение покрепче, чтобы описать своё отношение к «Фассбиндеру». Продолжение рецензии.
Солнечные дети
Режиссёр: Маджид Маджиди
Как гласит открывающийся титр, иранская лента «Солнечные дети», отметившаяся в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, посвящена «120 миллионам детей, которых повсеместно эксплуатируют в качестве рабочей силы». И тут сразу напрашивается очевидное: неужели очередной «Капернаум»? Но потом смотришь на страну производства и понимаешь, что те методы, которые можно было простить мало представленному в мире ливанскому кинематографу (ведь тогда целью Надин Лабаки было вынести тему детского труда и беспризорности на всеобщее обозрение, и такая цель оправдывала средства), то для иранского кино это было бы слишком просто и уж очень в лоб. Иран за последние несколько десятилетий заслуженно стал одним из самых интересных и кинематографически одарённых регионов планеты, постоянно гостящим по всем престижным фестивалям (вспомните, кто победил в Берлине в этом году), так что, слава богу, и в этот раз первое впечатление оказывается обманчивым.
В центре истории – 12-летний Али. Его отец умер (как именно, не уточняется, но подозревается, что в военном конфликте), а мама находится в больнице для душевнобольных – видимо, не смогла смириться со смертью мужа и попыталась совершить суицид. К счастью для Али, неудачный. Мальчик вырос на улице и привык жить по её законам. Кое-как он зарабатывает для себя и на лечение мамы, но в основном отрабатывает на районе сомнительные поручения бандитов и наркоторговцев. После очередного успешного задания местный верховный барыга делится с Али волнительной информацией, мол, он знает местонахождение настоящего сокровища и поручает его добычу Али и ещё трём его друзьям. Этот клад обогатит каждого из них на всю жизнь, обещает бандюган. Вот только одна загвоздка: к сокровищу этому лежит только один путь – через подвал местной школы для беспризорников. Теперь Али и трём его подельникам предстоит впервые в жизни стать настоящими учениками, узнавая на уроках про три состояния вещества, а на переменах прорывая туннель к заветному сокровищу.
Вся эта авантюра намеренно звучит какой-то сказочной и является лишь неплохим сюжетным предлогом для Маджида Маджиди рассказать о социально важных проблемах своей страны. И на этот раз речь в последнюю очередь заходит о государственной цензуре, скорее о нежелании того же государства способствовать доступности образования, особенно для тех, у кого нет возможности поступить в обычную школу. Одним из подсюжетов картины является борьба «Школы Солнца» (так она называется) с арендодателями, которым ничего не стоит просто взять и выкинуть сотни детей обратно на улицы, откуда директор данного учреждения так старательно все эти годы старался их убрать. В итоге в фильме даже есть замечательная сцена в духе «Общества мёртвых поэтов», где беспризорники под командованием своих учителей буквально штурмуют ворота школы, чтобы отвоевать её у злых государственных наместников. В общем, на деле получился эдакий обезжиренный гуманитарный Содерберг, что звучит вполне любопытно в контексте знакомой социально-политической риторики иранского кино.
Супернова
Режиссёр: Гарри Макквин
Колин Фёрт за свою карьеру примерил немало самых неожиданных амплуа и отметился изображением многих поистине хрупких драматических персонажей, однако ни разу он ещё не представал настолько уязвимым, каким мы видим его в «Супернове». Стэнли Туччи уже всем доказал свою жанровую гибкость и способность как рассмешить зрителя в громком студийном блокбастере, так и напугать до чёртиков в жутком триллере о похищении девочки, однако он ещё никогда не погружался на такую драматическую глубину, на которой мы застаём его в картине Гарри Макквина. Два первоклассных британских актёра встречают своё величие, и это ещё не все хорошие новости о фильме.
Сэм (Колин Фёрт) и Таскер (Стэнли Туччи) вместе уже 20 лет. Они – тихая, любящая друг друга однополая пара интеллигентных мужчин, которые не самой тёплой осенью решили сесть в свой до урчания в животе уютный фургончик и попутешествовать в нём по красивым британским землям, вспомнить старые места, повидаться со знакомыми и родственниками, а также, естественно, просто насладиться компанией друг друга. Как будто в последний раз. Продолжение рецензии.
Чужак
Режиссёр: Наталия Мета
Крайне занимательный жанровый эксперимент родом из Аргентины, участвовавший в прошедшем конкурсе Берлинского кинофестиваля, «Чужак» Наталии Меты – не совсем хоррор, но всё же кино чуть пострашнее обычного триллера. Вариация на тему, что если джалло изобрели бы не в Италии, а где-нибудь в Мексике, и тогда самое зверской сценой в фильмах становилось бы расчленение другого рода – не физическое с литрами крови, а духовное с бесконечной рефлексией. Хотя в таком плане Рейгадос – тоже своего рода джалло-режиссёр…
В общем, главную героиню зовут Инес. Голос – это её главный талант, которым она неплохо зарабатывает себе на хлеб, озвучивая странные японские хоррорры категории «Б» для испаноговорящей аудитории. А ещё по контракту её берут в престижный хор в Буэнос-Айресе на солирующую позицию. Но туда она придёт чуть позже, пока же с новым и ещё «не обкатанным» бойфрендом Инес летит на уикенд в Чили, чтобы отдохнуть, позагарать и попить коктейли с трубочкой. Однако странности начинают происходить ещё в самолёте: девушке снится пугающий сон. Подобные сны начинают преследовать её и далее – их суть заключается в том, что будто бы кто-то или что-то страстно желает проникнуть в неё и завладеть её телом. Уикенд заканчивается трагедией: бойфренд при загадочных обстоятельствах выпрыгивает с балкона номера и умирает.
На этом эпизоде экранные свидетельства присутствия чего-то потустороннего практически заканчиваются, оставшуюся (большую) часть фильма зрителю остаётся гадать, является ли происходящее кошмаром, галлюцинацией или же просто игрой воображения героини. Дальше кино уже начинает напоминать депальмовскую «Страсть», вот только всё снято без дешёвой пошлости, а с интригующей женственностью и нотками недосказанности. Повествование хоть и предельно неспешное, оторваться почему-то очень сложно – словно бы Наталия Мета сама каких-то чар напускает на зрителя.
Вадим Богданов, InterMedia
Юная красавица покоряет сердца мужчин в трейлере «Партенопы»
Трейлер фильма «Партенопа» (Parthenope) представила 21 ноября 2024 года студия А24. Это драма о юной неаполитанке, которая покоряет сердца мужчин. Однако девушка мечтает не о любви, а о карьере в науке.
Главные роли в новой картине режиссера Паоло Соррентино исполнили Селесте Далла Порта, Стефания Сандрелли, Гари Олдман (в роли культового американского писателя и лауреата Пулитцеровской премии Джона Чивера), Сильвио Орландо, Луиза Раньери, Пеппе Ланцета, Изабелла Феррари, Дарио Аита.
Мировая премьера «Партенопы» состоялась в мае на Каннском кинофестивале, в итальянский прокат фильм вышел в октябре, а в российский его выпустит 26 декабря кинокомпания «Атмосфера кино».
«Эмилия Перес» и Ханс Циммер стали триумфаторами премии Hollywood Music in Media
Церемония вручения наград Hollywood Music in Media состоялась 20 ноября 2024 года. По три наград получили композитор Ханс Циммер и фильм «Эмилия Перес». Циммер был удостоен призов сразу за три проекта – саундтрек к фантастическому фильму «Дюна: Часть вторая», саундтрек к документальному фильму «BBC: Планета Земля III» и лучшую песню «Love Will Survive» из мини-сериала «Татуировщик из Освенцима».
Музыкальная драма «Эмилия Перес» режиссера Жака Одиара получила награды как лучший мюзикл, за лучший саундтрек к полнометражному фильму композиторов Камиль и Клемана Дюколя и лучшее исполнение песни «El Mal» актрисой Зои Салдана. Лучшим музыкальным документальным фильмом стал байопик Фаррелла Уильямса «По кусочкам».
Дайан Уоррен удостоена награды за лучшую песню «The Journey» к фильму «The Six Triple Eight»), Элтон Джон, Брэнди Карлайл, Берни Топин и Эндрю Уотт - за композицию «Never Too Late» из документального фильма «Элтона Джона: Никогда не поздно», Майли Сайрус, Ликке Ли и Эндрю Уайатт за песню «Beautiful That Way» из «Шоугёрл».
Приз за лучшую песню из анимационного фильма достался команде из пяти человек, написавшей «Kiss the Sky» из мультфильма «Дикий робот». Композитор картины Крис Бауэрс получил награду за лучший саундтрек.
За лучшие саундтреки к фильмам отмечены также композиторы Робин Керолан («Носферату»), Альберто Иглесиас («Комната по соседству»), Илан Эшкери (документальная лента «Супермен: История Кристофера Рива»), за сериалы – Аттикус Росс, Леопольд Росс и Ник Чуба («Сёгун»), Блейк Нили («Властелины воздуха») и другие.
Документальный фильм про сериал «Первый номер» выйдет перед премьерой
Премьера документального фильма «Первый номер. Предыстория» состоится в онлайн-кинотеатре Kion 26 ноября 2024 года – за шесть дней до выхода первого сезона сериала. Актеры Евгений Цыганов, Надежда Михалкова, Павел Деревянко, Александра Бортич, Ида Галич, Александра Ребенок, Игорь Верник, Александр Цыпкин, Леонид Ярмольник, Егор Корешков, Лукерья Ильяшенко и Денис Власенко, а также генеральный продюсер Игорь Мишин, автор сценария Сергей Минаев, режиссер Клим Козинский, оператор Генрих Медер и художник по костюмам Дарья Пашина поделятсяь своими эмоциями от съемочного процесса и вспомнят самые яркие сцены.
Документальный фильм «Первый номер. Предыстория» снят в формате специального выпуска видеожурнала «Лампа», разделенного на шесть рубрик: «Путь», «Светская хроника», «Дорогая редакция», «Стоп, снято!», «Дирекция моды», «Вагончик тронется». Ведущим выступил Сергей Минаев.
Создатели сериала проведут экскурсию по офису редакции «Лампы», а также покажут уникальные локации проекта, среди которых — специально построенный внутри комнаты купейный вагон. Зрители узнают о том, что «Лампа» — не просто реквизит, а настоящий журнал, созданный действующими журналистами. Среди них: бывший продюсер Esquire и автор формата «Истории кумиров» на канале «Минаев Live» Дмитрий Болдин, заместитель главного редактора «Чтиво» Сергей Зуев, арт-директор «Правил жизни» Ника Добина.
Премьера сериала «Первый номер» состоится в онлайн-кинотеатре Kion 1 декабря.