Глава NCA Михаил Шурыгин: «Компания, которая основывается на привозе конкретных артистов, обречена»

О ПОДДЕРЖКЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРОМОУТЕРОВ В ПАНДЕМИЮ
- Я готов почти по пунктам рассказать, что эта поддержка сейчас собой представляет. Зарплатная поддержка, которую мы получили (два раза по 12 тыс. рублей на сотрудника), давно закончилась. На федеральном уровне мы усилиями Ассоциации концертно-театральных и билетных организаций (далее КТиБО и Ассоциация. — “Ъ”) пролоббировали отсрочку выплат в случае переносов концертов, но эта отсрочка тоже заканчивается. И мы надеемся, что сможем ее продлить, ибо у коммерческих структур просто заканчивается возможность компенсировать людям стоимость билетов, ведь концертная деятельность не возобновилась. Льготы по налогам на текущий момент отсутствуют. Квоты, связанные с концертной работой, до недавнего времени лимитировались 25% наполняемости зала, против 50% в Москве, что было абсолютно нерентабельно. Клубные концерты при 25-процентной вместимости и массе проверок приводили к тому, что с гигантским трудом удавалось разве что поддержать падающие штаны персонала: еду, может быть, при этом можно себе позволить, но ни о каких доходах речи не шло в принципе. Причем ни арендные, ни зарплатные расходы не компенсировались.
ОБ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ ПРИ КОМИТЕТЕ ПО КУЛЬТУРЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
- В нем порядка 20 человек. Это было предложением комитета по культуре. Крупнейшие петербургские организаторы массовых мероприятий — NCA, PMI, Euroshow, БКЗ «Октябрьский», театральный продюсер Екатерина Галанова, организаторы всяких ледовых шоу, клуб «Космонавт», клуб «Морзе» и компания «Светлая музыка» в лице Ильи Бортнюка. Положа руку на сердце, эту историю изначально я обсуждал с представителем комитета и мы обоюдно предлагали разные имена. Получился «микс»: в совете присутствуют и представители кинотеатров, и выставочные пространства. Конечно, не все охвачены, но мы имеем общее мнение и формируем определенный тренд общения. Ребята в комитете по культуре на одной волне с нами, но только их решений, по сути, недостаточно. Поэтому мы уповаем на то, что Борис Пиотровский в какой-то степени станет нашим голосом и его не сожрет вся эта махина власти. Сами понимаете, что такое из свободного художника стать заместителем председателя комитета, а еще через полтора-два месяца — вице-губернатором, курирующим среди прочего и спорт. А у нас на кону, как вы помните, еще чемпионат мира по футболу: NCA будет организовывать фан-зону УЕФА на Дворцовой площади, спортивные активности у нас тоже есть.
О ДОСТИЖЕНИЯХ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА
- Например, нам удалось отстоять концерт «Аквариума» в «Морзе». Были Billy’s Band, «Ария». Вот «Ария» в «Космонавте» как раз прошла без единого нарекания, с 25-процентной вместимостью, с правильной рассадкой. В принципе не было ни одной отмены по причине неподготовленности площадок, организаторов, артистов или каких-то несогласований. К сожалению, в большей степени были отмены и переносы из-за экономической целесообразности. А это означает, что штат клуба, условно 20 человек, сидит в ожидании зарплат. А если требования такие, что может прийти только 25%, нужно выдерживать санитарные нормы, а телевизор вообще говорит, что на концерты ходить нельзя, то и мероприятие может отмениться. А учредителю клуба приходится платить из своего кармана. Такое происходило во всех клубах.
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ NCA В ПАНДЕМИЮ
- NCA сумели еще летом переориентироваться, в отличие от небольших компаний. Мы сделали множество концертов онлайн с МТС, устраивали онлайн юбилеи Бродского и Есенина, премию NCA Saint Petersburg Music Awards, провели в формате онлайн фестивали «Петербург Live» и «Рок на Волге». Все эти проекты при поддержке спонсоров и бюджетных средств мою компанию сохранили. Мы смогли сделать качественные продукты и не жалуемся. Но я знаю, как тяжело другим, и знаю, что им необходима поддержка.
ПРИНЕСЛИ ЛИ ЧТО-ТО КОНЦЕРТЫ «АКВАРИУМА» И «АРИИ»
- Да. Смотрите, в какую-либо экономику выходят концерты, которые меняют свои экономические показатели заранее. Есть артисты, работающие по старинке: есть конкретный гонорар — кто больше заплатил — остальное пофиг. Есть артисты, которые готовы рассматривать новую экономику, расходную часть, видеть, что есть,— и радикально менять свои ожидания. В случае с упомянутыми группами, как я понимаю, все сработало. Они работали с организаторами и площадками, которым доверяют, так что все произошло как надо. Но такое происходит далеко не всегда. Есть еще расходы на персонал, на аренду дополнительного оборудования или того же самого зала. И «Морзе», и «Космонавт» — это аренда, и, как я понимаю, у обоих клубов есть 50-процентная скидка на период действия ограничений. Если данная экономическая модель сложилась, ты выйдешь в какой-то плюс. Но подчеркну снова: никаких доходов для бизнеса здесь нет. Единственная задача, которая сейчас сохраняется — и по «Космонавту», например, она не выполнена,— это покрытие своих расходов на зарплату. Фактически в последние полгода «Космонавт» был убыточен.
ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ КОНЦЕРТАХ
- Нам повезло, что мы не вошли в реку «драйв-инов», автомобильных концертов, в которую погрузились многие мои московские коллеги: то были и огромные инвестиции, и такие же объемные потери. Мы планировали такие выступления возле «Газпром-Арены», но шли вслед за москвичами. Так что я успел проанализировать ситуацию, вовремя остановиться — и перенести концерты на сентябрь в «Севкабель». Либо опыт, либо просто чутье… Мы успешно поработали, и за счет того лета мы остались на уровне доходности 2019 года.
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ПОСТАНОВЛЕНИИ №860 О ВОЗВРАТЕ И ОБМЕНЕ БИЛЕТОВ
- Фактически это промоутеры его и пролоббировали — Надежда Соловьева из SAV Entertainment, Дмитрий Богачев из «Бродвей Москва» и Артем Горный из Kassy.ru. Все началось с того, что на встречу Владимира Путина с предпринимателями попала директор Kassir.ru Алла Фомина, ее выслушали и пошло уже движение через премьер-министра Мишустина. У нас спросили: «Чего вы хотите?» А нам тогда в первую очередь надо было снять существующее законодательное равенство между отменой и переносом мероприятия. Мы в обоих случаях должны были возвращать деньги за билеты. А в случае с переносом и средств нет, и новые даты неясны. Сейчас срок работы этого постановления заканчивается и непонятно, будет ли оно пролонгировано — и тогда снова будут сложности. Но зато то лоббирование стало предтечей создания Ассоциации КТиБО. Пожалуй, это было первое глобальное действие, которое помогло сохранить от разорения концертные компании.
О ВОЗВРАТЕ ДЕНЕГ ЗА БИЛЕТЫ
- Если у вас есть горячее желание вернуть свои деньги, вы их вернете. Когда к NCA, например, обращаются люди, мы индивидуально рассматриваем каждый случай. Мы никого не посылаем просто читать законы, лояльность зрителей к компании превыше всего. Но ситуации рассматриваем. Могу откровенно сказать, что кроме ситуаций, связанных с рядом серьезных зарубежных звезд… Не буду называть группу, это должен был стать самый большой летний рок-концерт, и там были свои болезненные моменты и сложный перенос. Публика до сих пор немного клокочет, потому что возможностью вернуть билет пользуются и в Петербурге, и в Москве — а с этим концертом слишком много денег было закопано. И такого много везде. Но мы по чуть-чуть деньги возвращаем.
О СПЕЦИФИКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КТИБО
- В КТиБО есть и Семен Гальперин из екатеринбургского TeleClub, и Сергей Мельников из «Мельницы», Сергей Мурадов из Eventation — это все «независимый» фронт. Я позвал Илью Бортнюка — он член ассоциации, только не соучредитель. Говорю как на духу, если кто-то из высших участников правления, типа Надежды Соловьевой и Владимира Зубицкого, и имеет какие-то виды, то мы будем эту историю как-то модерировать, потому что это не будет соответствовать целям и задачам Ассоциации. Но пока что мы делаем единое дело, разногласий нет. А цель кого-то куда зажать… Смотрите, главная задача КТиБО — работа с властью! Это спасение и защита нашей индустрии в глобальном смысле. С этой задачей просто не справятся молодые и находящиеся в оппозиции. Это должны быть люди, думающие о комбинации разных отношений власти с независимыми промоутерами. А Соловьева в этом плане очень толкова: она хорошо чувствует тренды и у нее шикарные лоббистские возможности.
КАК ВЫГЛЯДИТ МЕХАНИЗМ ПЕРЕНОСА КОНЦЕРТОВ
- Предположим, мы перенесли с марта на июнь фестиваль «40 лет Ленинградскому Рок-клубу» — во многом из-за того, что не успевали продать билеты. В таких случаях задача организатора — согласовать все сложнейшие моменты с восприятием потребителя, чтобы у людей не было ощущения, что их держат в неведении и обманывают. Также надо договориться со всеми артистами, а это, может, и еще сложнее. В случае переносов у артистов каждый раз тоже возникают новые обязательства по участию или неучастию в мероприятии. Ты же не можешь анонсировать выступление на фестивале, если у тебя через день еще и сольный концерт. С тем же самым фестивалем у нас участники меняются с учетом выбора новой даты. Соответственно, когда сводятся воедино дата, площадка и состав, делается объявление, что все действительно. В случае несогласия с общей политикой рассматриваем частные претензии. Так, пока мы озвучили имена только двух артистов из минимум пяти — «АукцЫон» и «Пикник». Причем те триста билетов, что уже были проданы, по сути относятся именно к ним. Есть еще вариант сделать этот фестиваль бесплатным, получив небольшую субсидию от города.
КАК ИДЕТ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕРТОВ ЗАРУБЕЖНЫХ АРТИСТОВ
- Да почти никак. Мы сейчас и с московскими коллегами, и напрямую обсуждаем некоторые варианты и делаем предложения артистам. Но очень осторожно. У меня предчувствие, что как раз в отношениях с зарубежными артистами сейчас начнется некоторое безумие. Появятся новые организаторы, которые, возможно, выиграют — ибо таких привозов люди ждут,— а, возможно, и проиграют. Например, сейчас, если говорить об осени, мы не готовы платить такие же гонорары, что были согласованы еще на осень 2020 года. Мы за годы работы себя уже некоторым образом «устаканили» в работе с зарубежными артистами, нам не надо ничего доказывать. И иногда лучше просто пройти мимо. Слишком много вопросов. Нестабильность валюты, ковидные истории, визы… Пусть кто-то другой попробует. Я вижу, что здесь будут изменения, и, возможно, мы не будем являться лидерами. Но мы лучше отступим: этот рынок сейчас наиболее непредсказуемый. При этом у нас есть One Republic, Enter Shikari, Мирей Матье, Севдализа плюс что-то еще — эти концерты у нас охраняются. Плюс ведем переговоры по сохранению выступления Iron Maiden, на 2022-й, может, договоримся с Rammstein. Мы все же стараемся хороших артистов не упустить. Но если кто-то сейчас предложит им условные дополнительные 100 тысяч евро — спасибо, вы и работайте.
О СПЕЦИФИКЕ РАБОТЫ ПРОМОУТЕРОВ В ПАНДЕМИЮ
- У нас есть начинания и фестивали в России, вещи, которые мы потенциально развиваем. Например, новый фестиваль в Ленинградской области — небольшой, но хороший. Я сосредоточен на создании брендов, которые будут обеспечивать существование NCA независимо от ситуации в мире. Компания, которая основывается на привозе конкретных артистов, обречена. Только диверсификация.
О ПРОГНОЗАХ
- Пессимистичный вариант — это «усталость железа». Если говорить о России, то если нашей индустрии не будут оказаны меры поддержки, еще один год такой «прострации» вызовет массовые закрытия компаний. Концертный бизнес перейдет на военно-осадное положение, и мы будем менять профессию. Но я не за себя переживаю, а за своих сотрудников и независимых промоутеров, у которых меньше вариативности и возможностей. По-моему, сейчас все скорее зависит не от власти, организаторов или артистов, а именно от эпидемиологической ситуации. Если будет ухудшение и новые длительные карантины, бизнес закончится. Если вирус и его реинкарнации будут побеждены, то мы можем ожидать концертного взрыва. Прогнозируется даже трехкратный рост посещаемости массовых мероприятий.
(Макс Хаген «Коммерсантъ», 17.03.2021)
Обзор: «Самая вирусная песня года про бобра. Реакция профессионального вокалиста»

2025, Umanchannel.
Вокальный разбор песни Славы Скрипки «Бобр», по моему разумению, должен был оказаться чем-то вроде одной из курёхинских мистификаций. Я ожидал, что в студии человек с музыковедческим лицом будет полчаса рассказывать о «супервысокой тесситуре» и «страдающем обертональном ряде», изо всех сил стараясь не «расколоться» (а расколется только в финале). Потому что «Бобр» - это песня-мем. Ну о каком вокале там вообще можно говорить?
Однако Александр Уманчук издеваться над «Бобром» и Славой Скрипкой даже и не думал. Он совершенно искренне похвалил исполнителя и песню, которая ему очень понравилась. «Бобр» понравился профессиональному вокалисту, вы слышали? А вам всё хиханьки да хаханьки. Уманчук предположил, что перед окончательной публикацией акустическую версию «Бобра» чуть «подтюнили», однако и имеющиеся в распоряжении записи живого исполнения говорят о том, что Слава Скрипка поёт своим супервысоким тенором очень чисто. Может быть, в его голосе не так много красок, но как вокалист он более квалифицирован, чем было бы необходимо для записи сугубо шуточной мемной песни. Уманчук сравнивает пение Славы Скрипки со Славой Марлоу, а шапки участников дуэта Slava Skripka – с имиджем группы «Грибы» времён хита «Тает лёд», в общем, даёт вовсе не пародийный, а вполне серьёзный доброжелательный обзор. Впрочем, аргументированную критику этого произведения искусства я бы тоже послушал с интересом.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Московские организаторы мероприятий просят мэра отменить именные билеты

Ведущие организаторы театрально-концертных мероприятий Москвы отправили коллективное письмо мэру Москвы Сергею Собянину. Агентство «ИнтерМедиа» публикует его полный текст.
«Уважаемый Сергей Семенович!
Направляем Вам коллективное письмо от ведущих организаторов театрально-концертных мероприятий Москвы. Наша деятельность обеспечивает более 50% всей театрально-концертной жизни столицы.
20 ноября 2024 года Правительством Москвы опубликовано постановление 2638-ПП «О проведении пилотного проекта, предусматривающего особенности посещения культурно-зрелищных мероприятий, проводимых в государственных учреждениях города Москвы». В соответствии с указанным постановлением, в целях повышения уровня безопасности граждан при проведении культурно-зрелищных мероприятий в период с 01 декабря 2024 года по 31 декабря 2025 года проводится Пилотный проект, предусматривающий особенности посещения культурно-зрелищных мероприятий, проводимых на концертных и театральных площадках государственных московских учреждений культуры. В период действия Пилотного проекта распространение (реализация) билетов и абонементов участниками Пилотного проекта на мероприятия, а также посещение данных мероприятий осуществляются на основании документов, перечень которых утверждается Департаментом культуры города Москвы. Участниками Пилотного проекта являются государственные учреждения города Москвы театрального, концертного и культурно-досугового типов, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Департамент культуры города Москвы. Список учреждений участников Пилотного проекта утвержден Приказом Департамента культуры города Москвы (ДК) 926/ОД от 21.11.2024.
Новые правила распространяются на все мероприятия, проводимые на площадках учреждений участников Пилотного проекта с 15 марта 2025 года. Все билеты на мероприятия, проводимые в учреждениях участниках Пилотного проекта, становятся именными. Это означает, что посетить мероприятие может только Посетитель, чьи имя, фамилия и отчество (при наличии) указаны на бланке билета (электронного билета) и только при предъявлении документа, удостоверяющего личность Посетителя. Приобретение билетов на мероприятия, проводимые в учреждениях участниках Пилотного проекта, возможно только при условии предъявления одного из документов, удостоверяющего личность каждого зрителя. Это касается мероприятий, проводимых как государственными учреждениями культуры, так и коммерческими организациями, т. е. нами.
В связи с особой актуальностью для нас темы именных билетов в театрах и концертных залах, необходимо отметить, что данная мера может повлечь за собой ряд негативных последствий для зрителей и культуры в целом, а именно:
1. Проблемы с персональными данными: Хранение и управление персональными данными зрителей создаёт риски утечки информации, что может повлечь за собой уголовную ответственность за нарушение законодательства (лицам, нарушившим требования Закона № 152-ФЗ, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может грозить не только административная и уголовная ответственность, но и гражданско-правовая и даже дисциплинарная).
2. Упущенные возможности для детских мероприятий и групповых посещений: Система именных билетов делает невозможным организацию массовых мероприятий для детей, включая школьные и дошкольные группы, что снижает доступность культурного досуга для молодежи. При коллективном посещении мероприятия, например, классом, далеко не каждый родитель доверит своему ребенку единственный документ - свидетельство о рождении, а введение системы именных билетов приведет к снижению числа групповых заявок от организаций, что уже негативно сказывается на общих продажах.
3. Ограничения на подарки: Именные билеты не могут быть подарены или переданы другим лицам, что уменьшает возможность зрителей выбирать билеты в виде подарков, а это делают многие зрители, также возникают проблемы в случаях непредвиденных обстоятельств или болезни.
4. Увеличение времени контроля билетов: Процесс проверки именных билетов требует большего времени на вход, что приводит к образованию очередей и повышает риск скопления людей на улице, ставя под угрозу безопасность посетителей.
5. Снижение зрительского интереса: По опыту пандемии, когда зрители сталкивались с ограничениями по посещению мероприятий, введение именных билетов уже сейчас показывает снижение продаж почти на 70%. Это приведет к финансовым потерям и для нас и для учреждений культуры. Зрители предпочитают избегать покупку именных билетов и выбирают мероприятия в залах, не требующих персональных данных, благо в Москве есть коммерческие и федеральные залы, не входящие в этот Пилотный проект. Потенциальные убытки бюджета города Москвы от снижения спроса на аренду площадок Пилотного проекта могут составить миллиарды рублей в год, так при 10000 арендных мероприятий бюджет Москвы недосчитается 7 млпд рублей.
6. Экономические потери для учреждений культуры: Театры и концертные залы участники Пилотного проекта теряют конкурентоспособность по сравнению с государственными и частными площадками. Например, силами наших компаний в Москве проводится более 2 000 мероприятий в год, общая цена аренды составляет более 2 миллиардов рублей – это прямые потери бюджета учреждений культуры Москвы.
Уже сейчас мы видим, что введение именных билетов отпугивает потенциальных покупателей. Если введение именных билетов в театрах и концертных залах рассматривается как мера обеспечения безопасности, то существует альтернативное решение, которое может удовлетворить те же потребности без необходимости введения таких жестких мер. К примеру, установка камер распознавания лиц в зрительных залах, сканирование документов на входе. Это позволит идентифицировать посетителей в режиме реального времени и обеспечит контроль за безопасностью зрителей. Данная мера может обеспечить более высокий уровень безопасности, сохраняя при этом удобство для посетителей, которые не будут ограничены необходимостью предъявления именных документов.
Исходя из вышесказанного, обращаемся к Вам с просьбой предложить руководству Москвы рассмотреть или найти альтернативу введения именного билета.
Мы стремимся к тому, чтобы как можно больше людей могли наслаждаться театральным и музыкальным искусством Москвы. Уверены, Ваша поддержка в этом вопросе неоценима».
С уважением,
Генеральный директор ООО «МОСКОУ ШОУ» Облучков П. В.
Генеральный директор ООО «ШоуАрт Лайф» Подлявская С. А.
Генеральный директор ООО «ВИП-Концерт» Шибагутдинов И.Е
Генеральный директор ООО «Оркестра» Бутримов С.Б.
Генеральный директор ООО КА «Гранд Мюзика» Гафурова Ш.О.
Генеральный директор ООО «Аметист» Зайцев Е.Л
Генеральный директор ООО «Национального концертного агентства» Муратова С.М
Генеральный директор ООО «МСМ» Скрастин А.О.
Общественный уполномоченный по вопросам организации культурно-массовых мероприятий при Президенте Россий
«Мессию» Генделя переиздала «Мелодия» к юбилею композитора

«Фирма Мелодия» к юбилею Георга Фридриха Генделя переиздала в цифровом формате ораторию «Мессия». 23 февраля 2025 года исполняется 340 лет со дня рождения Георга Фридриха Генделя — немецкого композитора, одного из величайших авторов эпохи барокко. Он родился в один год с Доменико Скарлатти и Иоганном Себастьяном Бахом, и для истории музыки это три равновеликие фигуры, а для современников наиболее популярным из них был Гендель. Наследие Генделя обширно и многообразно: он писал концерты, оперы, оратории.
«Фирма Мелодия» в юбилейный год издает в цифровом формате архивные записи сочинений Генделя, среди них «Мессия» — одна из ключевых ораторий композитора, которую записали советские музыканты в начале 1980-х годов. Ромен Роллан писал о «Мессии»:
- В жизни великих людей часто наблюдается, что в тот миг, когда все кажется потерянным, когда все рушится, они близки к победе. Гендель, казалось, был побежден. И как раз в этот час он создал творение, которому было суждено упрочить за ним мировую славу.
«Мессия» — самое известное и популярное произведение Генделя, наряду с оркестровыми сюитами «Музыка на воде» и «Музыка для королевского фейерверка». Ораторию композитор написал в зрелом возрасте, уже будучи автором многих опер и концертов. «Мессия» стал одним из первых сочинений ораториального периода, во время которого Гендель работал преимущественно с библейскими сюжетами и мотивами.
Ораторию «Мессия», написанную необыкновенно быстро, за 24 дня, ждала непростая судьба. В Лондоне произведение не приняли, какое-то время его запрещали исполнять под оригинальным названием. Однако со временем оратория стала одним из самых востребованных в рождественские праздники произведением. Гендель был не первым музыкантом, кто воплотил образ Иисуса Христа как проповедника. Однако его оратория ломала традицию: композитор не стал изображать смиренного праведника и почти отказался от самой фигуры главного героя.
Произведение имеет несколько авторских обработок, оно также известно в обработке Вольфганга Амадея Моцарта. Также изменениям подвергался и текст: изначально написанная на английском языке, оратория имеет немецкие переводы. Первое исполнение на немецком языке состоялось в Гамбурге в 1775 году, в переводе Фридриха Клопштока. Позднее перевод сделал известный поэт Иоганн Гердер. В настоящем альбоме оратория звучит в новом переводе Конрада Амельна.
В СССР «Мессию» впервые исполнили в Ленинграде в 1978 году. Через четыре года, в 1982-м, «Мелодия» записала ораторию в исполнении отечественных музыкантов: Симфонического оркестра Ленинградской государственной филармонии под управлением Александра Дмитриева, Государственного академического хора Латвийской ССР, сопрано Луизы Андрушевич, меццо Людмилы Филатовой, баритона Сергея Лейферкуса и тенора Карлиса Зариньша.