Как использовать произведения искусства в рекламе и книгах, рассказали на ярмарке non/fictio№22
Сессия «Права авторов произведений изобразительного искусства в издательской деятельности и рекламе» состоялась 25 марта 2021 года в рамках Международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictio№22. Главной темой стало легальное использование на страницах книг изображений произведений изобразительного искусства.
В сессии приняли участие директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) Эрик Вальдес-Мартинес (на фото) и руководитель отдела по работе с плательщиками УПРАВИС Алексей Кисточкин.
За последние два года УПРАВИС договорилась со всеми крупными издательствами России — теперь они регулярно предоставляют данные об использовании изображений произведений изобразительного искусства в своих книгах после выплаты вознаграждения автору или правообладателю. Но тем не менее в управлении правами на произведения искусства остается много нерешенных проблем.
В частности, возникают сложности при оформлении наследства на объекты авторского права. По словам Эрика Вальдес-Мартинеса, в России пока еще не сформировалась устойчивая правовая культура и в большинстве случаев наследники не включают в наследственную массу интеллектуальную собственность:
- Права наследования авторских прав оформить можно, но наша практика показывает, что здесь каждый случай уникален. По конкретному автору и его наследникам возникает много вопросов. В частности, если лицо унаследует какое-либо материальное имущество, например квартиру или машину, но при этом не оформляет в качестве наследства интеллектуальные права на произведения умершего автора. Позже в таких случаях можно у того же нотариуса дооформить права на интеллектуальную собственность наследодателя, если, конечно, этими правами никто другой к тому моменту не владеет.
Значительная часть использования произведений искусства приходится на рекламные печатные материалы. Представителями УПРАВИС было отмечено, что в каждом случае необходимо определить, используются ли эти материалы в коммерческих целях:
- Существует разница между рекламным значением использования произведений и теми случаями, когда произведения используются в качестве анонса планируемых и проводимых мероприятий, например выставок. В соответствии с законом, если произведение используется в новостном контенте для анонсов проводимых мероприятий, тогда согласия правообладателей не требуется. Но в случае, если эта демонстрация имеет своей целью рекламу проводимого события, где будет взиматься плата за билеты, либо будет реализовываться продукция данного организатора, либо преследоваться другие коммерческие цели, то необходимо заключать договор с правообладателем.
Эрик Вальдес-Мартинес отметил, что очень много музеев и организаторы выставок обращаются в УПРАВИС для получения лицензии на коммерческое использование произведений. В число объектов лицензирования входят каталоги выставки, где демонстрируются произведения из разных коллекций, сувенирная продукция, магниты, календари, блокноты, ручки, майки, футболки, а также рекламная продукция, баннеры, раздаточные материалы, буклеты, постеры и т.д.
Участники сессии также рассказали о случаях, когда требуется дополнительное лицензирование. После заключения договора на использование произведения искусства издатели публикуют фотографии книги на своем сайте или в социальных сетях.
Когда в интернете демонстрируются страницы книги с изображениями произведений искусства, это является дополнительным видом использования — так называемое воспроизведение и доведение до всеобщего сведения в сети Интернет. Руководитель УПРАВИС подчеркнул, что обложку книги демонстрировать в интернете закон не запрещает, но для показа ее содержимого необходимо заключать дополнительный договор с правообладателем:
- Мы прекрасно понимаем желание прорекламировать книгу в интернете, но нужно учитывать требования законодательства. Поэтому мы всегда рекомендуем издателю делать текстовую аннотацию с перечислением авторов, чьи работы размещены в книге, вместо того чтобы размещать изображения отдельных страниц. Лицензионный договор на демонстрацию в сети Интернет зачастую будет стоить дороже, чем лицензионный договор на само печатное издание.
В завершение сессии Эрик Вальдес-Мартинес заявил, что как издателям, так и правообладателям необходимо участие организации-посредника в управлении правами, переговорах об использовании произведения и заключении лицензионного договора. Соблюдение законодательства об авторском праве и грамотная коммерциализация интеллектуальной собственности принесут выгоду всем игрокам рынка.
Пресс-служба Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС): pressa@upravis.ru, +7 (495) 710-7068
Юрий Колокольников и Вильма Кутавичюте поженились
Юрий Колокольников («Игра престолов», «Конец света») женился на литовской актрисе Вильме Кутавичюте («Лавстори», «Порт»). О своем новом статусе актерская пара сообщила журналистам светских изданий на красной дорожке премьеры фильма «Последний ронин».
44-летний Юрий и 36-летняя Вильма, по слухам, начали встречаться в 2021 году во время съемок в сериале «Воскресенский». Для Кутавичюте это первый брак, а Колокольников был официально женат с 2001 по 2013 год на экономисте Надежде Макляровской (которая в 2006 году родила дочь Таисию) и несколько лет прожил в гражданском браке с актрисой Ксенией Раппопорт (которая в 2011 году родила дочь Софию).
Фонд «Лига выпускников» совместно с научным сообществом поддержали идею создания центра компетенций ТЭК
Создание центра компетенций для разработки стандартов российского топливно-энергетического комплекса может помочь решить проблемы, возникшие из-за санкций. Такое заявление сделал вице-президент фонда «Лига выпускников» Павел Русецкий на круглом столе «Технологический суверенитет в сфере ТЭК: актуальные вызовы» в кластере «Ломоносов» ИНТЦ МГУ «Воробьевы горы».
В ходе круглого стола обсуждалась идея создания центра в области разработки стандартов и инноваций, внедрения передовых методов и технологий для повышения эффективности экологической безопасности и устойчивости в сфере ТЭК на базе Технологической долины МГУ.
Как отметил Павел Русецкий, «еще одна проблема в том, что ученые опасаются санкций западных компаний за реинжиниринг их решений, а также ответственности за ошибку, что едва ли не парализует исследования. Первый подступ к решению этих проблем и должна обеспечить новая площадка».
Негосударственный институт развития «Иннопрактика» создан в качестве медиатора науки и бизнеса и поэтому поддерживает любые шаги к объединению и созданию общих коммуникационных площадок, отметил директор по исследованиям и разработкам «Иннопрактики» Владимир Лакеев.
Он также обратил внимание на то, что «Иннопрактика» сотрудничает с ИНТЦ «Воробьевы горы», не столько потому что МГУ — его учредитель, но в первую очередь потому, что здешние ученые располагают лучшими компетенциями и наибольшей готовностью участвовать в амбициозных проектах, ориентированных на технологическую независимость страны:
- В настоящее время на территории России мы пока не можем производить все оборудование, необходимое крупным отечественным компаниям. Но мы работаем в этом направлении. Так, например, благодаря деятельности “Инновационного инжинирингового центра”, который входит в экосистему “Иннопрактики”, мы смогли декомпозировать конструкцию нефтегазовой платформы, произвести и организовать освоение производства соответствующей импортозамещающей продукции в России, — добавил он.
По словам завкафедрой возобновляемых источников энергии РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина Василия Зубакина, новый центр компетенций мог бы стать площадкой для обсуждения новой энергостратегии, которая скоро должна быть принята в России.
- Есть ли под нее технологии, НИОКР, патенты, кадры и так далее? С принятием стратегии дискуссия только начнется, — добавил Зубакин.
Участники круглого стола, среди которых были ученые, резиденты научно-технологической долины МГУ, представители бизнеса и государства, поддержали идею создания центра компетенций. Так, директор Института перспективных исследований нефти и газа МГУ Антонина Ступакова отметила, что не только россияне учатся у иностранцев, но и наоборот.
- После того как в 2011–2013 годах иностранные компании по определенным причинам ушли из Арктики, они заявили, что отныне они прекратят бурить в море и сконцентрируются на освоении сухопутных участков. Но работать на суше они научились именно у нас, — привела пример Ступакова.
По словам эксперта, центр компетенций необходим хотя бы потому, что внедрение отечественных IT-продуктов одной компанией, как правило, не рентабельно, а значит, возможность объединения игроков рынка и разработки общих стандартов очень важна.
За создание центра компетенций высказался и генеральный директор бизнес-школы РСПП Семен Куликов:
- Разумеется, мы готовы всемерно поддержать эту инициативу. Технологический суверенитет возможен только благодаря симбиозу бизнеса, власти науки.
Новая площадка могла бы объединить различные инициативы: вузы, центры трансфера технологий и так далее, отметил руководитель группы бизнес-анализа проектного офиса ФИПС Федор Батанов.
Технологический суверенитет немыслим без развитого национального рынка интеллектуальной собственности, согласилась руководитель Центра интеллектуальной собственности МИК Анна Гращенкова.
Эксперты отметили важный вклад в обеспечение технологического суверенитета Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности, призванного обеспечить устойчивость оборота интеллектуальных прав в России—сервисы на основе распределенного реестра РЦИС.РФ помогают формировать привлекательные портфели интеллектуальных прав.
В завершение дискуссии поступили вопросы из зала. Заместитель председателя совета Фонда «Лига выпускников» Глеб Коржевский спросил, в какой мере повестка устойчивого развития отвечает концепции технологического суверенитета. На это Василий Зубакин заметил, что если концепцию устойчивого развития и можно считать спорным, то само глобальное потепление ставить под вопрос не стоит, тем более что эта идея изначально была выдвинута не Западом, а советскими учеными.
Гендиректор компании CAE Fidesys, резидента Технологической долины МГУ, Константин Черных поддержал создание площадки и выразил убеждение в том, что технологический суверенитет — это не только импортозамещение, но и способность занять лидирующие позиции.
Пресс-служба РЦИС
Тел.: +7 (495) 203-5535 E-mail: press@ipcenter.ru
Анна Пересильд сообщила о расставании с актером из сериала «Слово пацана»
Анна Пересильд рассталась со своим коллегой по сериалу «Слово пацана. Кровь на асфальте» Ярославом Могильниковым. Об изменениях в личной жизни 15-летняя дочь Юрии Пересильд и Алексея Учителя сообщила в соцсетях.
- Мы с Яриком больше не вместе, - написала она. - Мы остались в хороших отношениях, так как ценим друг друга. Попрошу СМИ и нашу аудиторию оставить нас в покое и не задавать лишних вопросов. Спасибо.
«ИнтерМедиа» напоминает, что в сериале Анна сыграла роль Айгуль Ахмеровой, а Ярослав – Миши Тилькина по прозвищу Ералаш. 17-летний Могильников также известен по главным ролям в фильмах и сериалах «Подельники», «Папаша в бегах» и «Юг». Молодые люди тщательно скрывали свои отношения и до последнего не признавались, что встречаются, хотя в сентябре издание «Стархит» обнародовало видео с Аней и Ярославом с кинофестиваля «Новый сезон» в Сочи, а также сообщения очевидцев, что молодые актеры почти неразлучны и за пределами площадки ходят за ручку, но перед камерами себе такого не позволяют.