На IPQuorum обсудили современное искусство, котиков и Пола Маккартни

Конференция «Медиа и искусство. Как технологии новых медиа меняют художественные практики» состоялась 27 апреля 2021 года на территории Технопарка инновационного центра «Сколково» в рамках форума по интеллектуальной собственности IPQuorum.
Тон дискуссии задал главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов, заявивший, что технологии для творчества – и инструмент, и катализатор одновременно.
– Стоит обратить внимание на то, что 45 тысяч лет назад появился разумный человек, умеющий делать то, чего не умеет ни одно существо на Земле – коммуницировать с помощью создаваемых им художественных образов, иными словами – творить, креативить. В это же время человек овладел и абстрактным мышлением – эти явления однозначно связаны друг с другом, феномен ещё ждёт изучения.
Развитие жизни и искусства на Земле
Источник: InterMedia
Сотни видов и жанров искусства можно условно разделить на пять направлений: зрелищные действа, украшения, изображения, тексты, аудио- и видеозаписи. Первые три появились одновременно с появлением человечества, а вот тексты и записи – совсем недавно. Характерно, что за это время ни одно из направлений не прекратило своего существования – налицо только расширение прежних и добавление новых, причем все виды искусства постоянно пересекаются и смешиваются – коммуникация с помощью художественных образов порождает всё новые и новые виды и подвиды.
Источник: InterMedia
Развитие технологий часто ошеломляет, однако даже при первом рассмотрении становится ясно, что образы и сюжеты остаются традиционными. В XVII веке Сервантес едко описал источник безумия Дон Кихота – рыцарские романы. Не все помнят, что этот вид литературы появился как раз благодаря технологическому прорыву – бурному развитию книгопечатания, став одним из первых коммерческих массовых жанров (то есть, креативной индустрией, как мы бы сейчас сказали). Параллели между сюжетами таких романов и современных телесериалов видны невооруженным взглядом.
А вот другой пример креативной индустрии России XVII века – лубок, массовая дешевая полиграфия для самых широких масс крестьян и горожан. Перед вами - один из самых распространенных сюжетов лубка «Кот Казанский» – в соцсетях, предназначенных для тех же народных масс, мы видим в точности то же самое.
Затем слово взял главный редактор сайта Кино-Театр.Ру Жан Просянов. Он рассказал, что пандемия коронавируса принципиально изменила способы взаимодействия зрителей с кино, и кинотеатральные сборы за счет этого сократились в два раза.
– В этом году главный тренд – мы уходим в веб, а производители подтягиваются за зрителем. Например, крупнейший производитель сериального контента «Марс Медиа» заявил, что в ближайшие два года поменяет свой портфель – более половины проектов будут производиться для стриминговых сервисов, – отметил эксперт.
Что же касается новых технологий (вертикальное видео, VR, интерактивное видео и др.), применяемых в киноиндустрии, то в долгосрочной перспективе они станут обычным явлением, но пока что остаются «лишь трюками ради трюка». Существующие цепочки дистрибьюции еще не готовы к интеграции такого контента.
– Групповой опыт просмотра фильмов будет утрачен. Уже скоро поход в кинотеатр можно будет приравнять к походу в театр. Сейчас же зритель может получать эмоции не только от самого просмотра, но и от возможности разделить контент с кем-то, поделиться впечатлениями.
По мнению спикера, наиболее интересно то, как объект авторского права совмещается с реакцией зрителя на него.
– Авторское право должно менять форматы взаимодействия, чтобы зрители могли без проблем для себя создавать мемы с участием любимых героев, осознавая, что тоже являются участниками правовой системы.
Музыкальный обозреватель издательского дома «Коммерсант» Борис Барабанов отметил, что отдельным произведением искусства в современном мире может быть даже рекламная кампания, и рассказал об этом на примере истории продвижения альбома Пола Маккартни «McCartney III».
– Многие небезосновательно полагают, что выпуск новых альбомов музыкантами старшего поколения имеет смысл лишь для привлечения внимания к своим бэк-каталогам. Так, в 2020 году авторские права на 600 песен Боба Дилана были проданы за 300 млн долларов, и это была крупнейшая сделка такого рода. Пол Маккартни пока не собирается расставаться с правами на свои песни, но тоже рассчитывает на приличный доход со своих творений. Рекламная кампания альбома «McCartney III» оригинально совместила в себе возможности цифровых сервисов и офлайн-активности. Во время акции «12DaysOfPaul» на стенах, билбордах и заборах во множестве городов мира появились нотные записи еще не вышедших песен, сопровождаемые краткой информацией о новом альбоме. Так фанаты получили возможность записать собственный кавер – своего рода трибьют будущему, еще никем не услышанному альбому. Это отсылка одновременно и к прошлому, и к будущему музыки. В Средневековье музыка существовала только в виде нотной записи. Произведение не существовало вне исполнения и рождалось каждый раз заново, – объяснил спикер. – А будущее – это возможность, благодаря соцсетям и цифровым площадкам, близко общаться с фанатами, мгновенно доставлять им новый контент и даже делать их своими соавторами.
Альбом вышел сразу на нескольких площадках (Apple Music, Spotify и др.), и для каждой Пол Маккартни нашел особый способ репрезентации материала, выразив таким образом уважение к пользователям, которые привыкли, что артисты делают на всех платформах одно и то же . Отличия в подаче контента подогрели интерес поклонников и принесли автору дополнительный доход.
Третьей частью кампании стал альбом ремиксов от популярных современных исполнителей (Бека, Доминика Файка, St. Vincent и др.)
– Получается такой бутерброд, где внизу – записанный трибьют, посредине – оригинальные версии песен, а сверху – собрание ремиксов. Зачем Пол все это сделал? Во-первых чтобы добиться того, что у него не получалось последние 32 года, – занять первое место в британском чарте. Во-вторых – чтобы сфокусировать внимание аудитории на новом материале и таким образом показать, что он не из тех, кто по десятому разу впаривает ей одно и то же . Это – пример того, как рекламная кампания становится отдельным художественным произведением, создает новые смыслы и образы. Люди считывают их и относятся к такой рекламе как к самостоятельному произведению, – подытожил Борис Барабанов.
Доходы мировой индустрии звукозаписи с учетом инфляции, 1991–2020 гг., млрд долл.
Источник: InterMedia
Комментируя выступление эксперта, Евгений Сафронов отметил, что в целом индустрия звукозаписи переживает тяжелые времена, требующие оригинальных решений. Он привел в пример диаграмму из исследования «Культура и культурные индустрии в РФ 2020», где наглядно продемонстрировано падение доходов.
Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский заявил, что устройство общества зависит от типа превалирующего медиа. По мнению спикера, интернет изменил коммуникационную среду, поскольку позволяет сочетать все виды контента.
– Интереснее всего поощрять практики, связанные с культурой ремикса, – современные художники повторно запускают в оборот знаки, символы и другие элементы культуры прошлого, тем самым поддерживая связность, память и актуальность.
Кроме того, эксперт считает, что должно быть как можно больше легальных произведений, свободных от ограничений, которые новые художники могли бы интегрировать в свои произведения.
Академический директор научно-образовательного центра Digital IP Иван Близнец отметил, что с древних времен почти ничего не изменилось, но раньше результаты творческой деятельности могла видеть лишь небольшая аудитория – семья или племя. Сегодня же любой объект авторского права, оказавшийся в интернете, становится доступным для неограниченного числа пользователей. При этом сложно проконтролировать распространение таких объектов.
– Необходимо ли изменить закон об авторском праве с учетом того, что основные его объекты используются в интернет-среде? Да, но это должно быть точечное изменение. Я категорически не приемлю позицию, что авторское право устарело и является тюрьмой для авторов и пользователей, – заявил он.
По мнению эксперта, важно искать нюансы, которые позволяли бы решать возникающие проблемы и осуществлять эффективную защиту объектов авторского права в любой среде.
Павел Соломатин, InterMedia
Эллен Помпео и Марк Дюпласс удочеряют странного ребенка в трейлере «Хорошей американской семьи»

Первый трейлер сериала «Хорошая американская семья» (Good American Family) представил 19 февраля 2025 года. Главные роли в 8-серийном фильме, основанном на реальной истории, исполнили Эллен Помпео, Марк Дюпласс и Имоджен Рид, а также снялись Дуле Хилл, Кристина Хендрикс, Сарайю Блю, Дженни О'Хара и др.
- Эта захватывающая драма о супружеской паре со Среднего Запада, которая усыновляет девочку с редкой формой карликовости, - сообщается в синопсисе. - Но когда они начинают воспитывать ее вместе со своими тремя биологическими детьми, вокруг ее возраста и происхождения возникает тайна, и они постепенно начинают подозревать, что она может быть не той, за кого себя выдает. Пока они защищают свою семью от дочери, которую они привыкли считать угрозой, она ведет свою собственную битву, чтобы противостоять своему прошлому и тому, что ее ждет в будущем, в схватке, которая в конечном итоге разворачивается в таблоидах и зале суда.
Сценаристом, исполнительным продюсером и шоураннером проекта является Кэти Роббинс («Санни», «Последний магнат»), а режиссером - Лиз Гарбус («Исчезнувшие», «Гарри и Меган»).
Премьера состоится 19 марта на Hulu и Disney+.
«Финист. Первый богатырь» выйдет онлайн вместе с фильмом о фильме

Онлайн-премьера фильма «Финист. Первый богатырь» состоится на Start 22 февраля 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что это масштабный блокбастер с восточным колоритом, который расширяет сказочную киновселенную «Последнего богатыря» и рассказывает предысторию полюбившихся персонажей. Главные роли в картине режиссера Дмитрия Дьяченко сыграли Кирилл Зайцев, Кристина Строителева, Юлия Пересильд, Елена Яковлева, Федор Добронравов, Сергей Лавыгин, Федор Гамалея, Софья Зайка, Артем Гайдуков, Нариман Утакаев, Иван Батарев, Сергей Марухин, Петр Янданэ и др.
По сюжету, Финист Ясный Сокол отправится из Белогорья за новыми свершениями в непростое путешествие, которое приведет его в восточные земли, где богатырь поймет простую истину — один в поле не воин.
Фильм вышел в российский прокат 1 января 2025 года и стал не только одним из лидеров новогоднего бокс-офиса, но и самой кассовой частью кинофраншизы «Последний богатырь», заработав почти 2,5 миллиарда рублей.
Одновременно с онлайн-премьеров сказочного блокбастера подписчикам станет доступен фильм о его создании. Проекта. Авторы ленты расскажут, с какими вызовами пришлось столкнуться съемочной группе во время фантастической по красоте экспедиции в Казахстан, представят интересные факты о новых и уже хорошо знакомых персонажах и раскроют секреты уникального по объему и размаху кинопроизводства: от декораций до компьютерной графики.
Константин Хабенский и Александр Цыпкин рассказали про фильм-спектакль «Жил. Был. Дом.»

Пресс-конференция, посвящённая проекту Константина Хабенского и Александра Цыпкина «Жил. Был. Дом.» состоялась 18 февраля 2025 года в Портретном фойе МХТ имени А.П.Чехова. В ней приняли участие художественный руководитель МХТ имени А.П.Чехова Константин Хабенский, писатель Александр Цыпкин, заместитель директора телеканала «Россия-Культура» и продюсер проекта «Театр в кино» Любовь Платонова и президент сети кинотеатров «КАРО», продюсер проекта «Театр в кино» Ольга Зинякова. Модератором стали заместитель директора театра по связям с общественностью, журналист и телеведущий Вадим Верник.
- Жанр спектакля – «народная сказка для взрослых», ведь в сказке о многих вещах можно говорить открыто, не стесняясь, - рассказал Константин Хабенский. - В проекте «Жил. Был. Дом.» мы пытаемся объединить взрослых людей, заставить их на секундочку остановиться, прислушаться к себе, прислушаться к близким, найти правильные слова для близких и выразить те чувства, которые к ним испытываешь, не откладывая на завтра. Репетиции идут довольно весело, быстро. Я вижу, как склеивается именно трагикомедия, а это – всегда очень выигрышно, неожиданно и непредсказуемо для зрителей.
- Мы никогда не знаем, что будет завтра, некоторые решения нужно принимать именно сегодня, - говорит Александр Цыпкин. - В такой ситуации оказываются герои пьесы «Жил. Был. Дом.». Она состоит из 11 законченных историй, в каждой у героев есть необходимость сделать выбор: поверить ли в любовь, дружбу, в счастье, в судьбу. Все сюжеты объединяет определённый финал. Причём зрители с самого начала будут знать этот финал, а герои – нет. После премьеры начнётся голосование. Наши зрители смогут определить, к какому из одиннадцати сюжетов мы создадим продолжение.
В спектакле заняты артисты МХТ имени Чехова: Константин Хабенский, Игорь Верник, Ирина Пегова, Артём Быстров, Павел Чинарёв, Кристина Бабушкина, Павел Ворожцов, Мария Фомина, Александра Ребенок, Игорь Хрипунов, Ксения Теплова, Анатолий Кот, Виктор Хориняк, Сергей Беляев, Светлана Колпакова, Ольга Литвинова, Павел Ващилин, Артём Волобуев, Кузьма Котрелёв, Алексей Кирсанов, Вероника Васант, Алексей Агапов, Алексей Варущенко, Алексей Краснёнков, Валерий Трошин, Александр Усов, Сергей Волков, Денис Парамонов, Дарья Трухина, Маргарита Якимова, Арсентий Журид, Полина Романова, Владислава Сухорукова, Кирилл Власов, Александр Поршин, Мухтар-Али Мурзин, Давид Джалиашвили, Максим Осинцев.
«ИнтерМедиа» напоминает, что киноверсию спектакля «Жил. Был. Дом.» представят 14 мая в ста городах России в рамках проекта «Театр в кино», а уже на следующий день, 15 и 16 мая, зрители увидят постановку на Основной сцене МХТ имени А.П. Чехова. Главной площадкой кинопремьеры станет столичный киноцентр «Октябрь». На сайте сети кинотеатров «КАРО» открылась продажа билетов на кинопремьеру 14 мая. Съемку киноверсии осуществляет телеканал «Россия-Культура», режиссер киноверсии - Валерий Спирин. В марте съёмки пройдут в Павильоне №3 киноконцерна «Мосфильм». Дистрибьютором выступает кинопрокатная компания Кино.Арт.Про.
- Для нас большая честь – показать спектакль «Жил. Был. Дом.» в кинотеатрах ещё до премьеры в МХТ, - призналась Ольга Зинякова. - Заявлено уже около трёхсот площадок. Не каждая картина получает столько кинозалов, более того, мы рассчитываем на стопроцентную заполняемость и большую кинопрокатную судьбу. Сейчас мы ведём переговоры со странами СНГ, своё участие в премьере 14 мая уже подтвердил Минск. Так что проект выходит на международную арену.