Докер-2021: 7 лучших фильмов кинофестиваля
7-й Международный фестиваль документального кино «Докер» проходит в Москве и других городах России с 18 по 27 июня 2021 года. В его фокусе – наиболее заметные и яркие авторские работы со всего мира, собранные на крупнейших кинофестивалях.
В 2021 году на «Докере» состоится немало мировых премьер как от российских режиссёров, так и от зарубежных. Всего будет показано 50 фильмов из 30 стран – зрителей ожидают разнообразие тем и подходов, культурные открытия и погружение в удивительные судьбы самых (не)обычных людей.
- Седьмой по счету смотр берёт своим лейтмотивом исследование человека как такового и его поиск собственной идентичности в эпоху глобальной миграции, - говорят организаторы.
Персонажи документальных лет «Докера» лихорадочно пытаются составить собственный портрет. Например, в фильме открытия, канадском «Портрете» Билли Минтца, главный герой, мигрант Роман исследует прошлое своего дедушки-художника и тем самым пытается определить своё место в куда более глобальной, нежели ему казалось, истории.
В основном конкурсе 11 полнометражных лент. Ещё есть конкурс коротких метров и три специальные секции: программа документальных фильмов для юного поколения DOKER KIDS, программа об IT-технологиях – Let It Dok! и «Док-терапия» — программа лент о ментальном здоровье, каждый сеанс которой будет обрамляться разговорами с психологами и психотерапевтами.
Редакция InterMedia ознакомилась с программой «Докера» 2021 года и составила свой список обязательных к просмотру фильмов фестиваля. Итак, 7 важных фильмов 7-го смотра.
«Новая смена»
Режиссёр – Йиндржих Андрш
Конкурсная программа
В чешской ленте «Новая смена», участнике конкурсной программы, герой по имени Томас с внешностью Кипелова и примерно теми же предпочтениями в музыке вынужден на пятом десятке своей жизни искать новую работу. Он 25 лет прогорбатился в угольной шахте небольшого чешского городка Пасков, а теперь шахту закрыли, и люди вынуждены искать новые варианты, как и где зарабатывать на жизнь честному человеку. Но куда идти шахтёру с 25-летнем стажем? Томас решает поменять всё кардинальным образом и стать программистом.
Благо, что угольная шахта – не ключевое предприятие города, вокруг которого кипит жизнь. Иначе бы Томасу пришлось покупать фургончик и становиться чешским кочевником. Пасков хоть и далёк от Праги, инфраструктура всё же позволяет перепрофилироваться. И вот наш герой, который всем своим видом говорит о том, что он шахтёр (длинные волосы, коренастое телосложение и любовь к тяжёлой музыке), начинает осваивать инопланетные для себя технологии.
С новым увлечением приходят и новые попытки перезапустить свою жизнь – Томас назначает свидания, ходит на собеседования и всё так же рвёт глотку на матчах любимой футбольной команды. Режиссёр, чьё имя так просто не произнесёшь в беседе, Йиндржих Андрш следует за Томасом повсюду, но сам герой вездесущей камеры как бы не замечает – он просто живёт своей жизнью. В этом и есть главная прелесть «Новой смены»: перед нами глубоко аутентичный портрет обычного человека из провинции, сделанный словно рукой фотографа Маркова – столь же настоящий и завораживающий.
«Танцор»
Режиссёр – Лауриц Фленстед-Йенсен
Программа «Док-терапия»
Ещё один портрет человека, не от хорошей жизни решившего начать всё сначала, в датской документальной ленте «Танцор». В ней 40-летний мужик Лассе после бесконечных кутежей годами напролёт решает наконец взяться за ум. Он – танцор, любит свет софитов и быть в центре внимания. Ещё он любит наркотики, алкоголь, систематично нарушает закон, и поэтому – частный гость в местах лишения свободы. Но теперь изолироваться он решает добровольно – сесть в тюрьму на 50 суток, потому что, мол, устал, нет больше сил, «пусть нос хотя бы заживёт».
Из близких у него только мама, отношения с которой в фильме показаны очень тепло. Режиссёр Лауриц Фленстед-Йенсен в целом крайне гуманно и с долей нескрываемой симпатии подходит к изображению Лассе – видно, он верит в своего героя порой даже больше, чем сам Лассе в себя. «Танцор» проговаривает стандартный набор тем для такого сюжета: тяжесть противостояния соблазнам и сублимация своей зависимости в искусство. В данном случае речь идёт о музыке, в которой Лассе души не чает и видит в ней спасение.
Кроме того, по своей натуре и воспитанию герой не предстаёт эдаким типичным наркоманом маргинально типа – он с радостью отдаёт себя целиком на пользу обществу тюремному, пока мы наблюдаем за ним в его период самоизоляции от общества в целом. Фленстед-Йенсен не ставит целью задокументировать мытарства очередной пропащей души, он изображает портрет сбившегося со своего пути человек, человеческую хрупкость, какая она есть.
«Ранчо»
Режиссёр – Педро Сперони
Конкурсная программа
Тему тюремного заключения продолжает аргентинец Педро Сперони в своей документальной работе «Ранчо». Слово «ранчо» — на удивление многозначное. В обычном лексиконе оно может означать простую лачугу, покрытую ветками. На сленге же это может быть «подельник», «сокамерник», «место ограбления», а также «тюремная еда». Примерно обо всём этом и рассказывается в документальной ленте Сперони, события которой развиваются в колонии строго режима.
Техника съёмки напоминает работы Фредерика Вайсмана, но только с зачастившим монтажом: благодаря обезличенной камере мы буквально переносимся «на нары», где собрались типы разных мастей. Кто-то учит салаг жизни, другие делятся наполеоновскими планами на жизнь, когда освободятся. Затем мы переносимся в местную столовку, где идут разговоры о насущном: один жалуется на боль в ухе, а другой – похожий на Энтони Хопкинса – зовёт остальных принять участие в хоре. Иммерсивная документалистика в своём лучшем проявлении.
«Грязные птахи»
Режиссёр – Карлос Альфонсо Корраль
Конкурсная программа
Прямиком с Берлинского кинофестиваля на 7-й «Докер» прилетели «Грязные птахи». Если вы следите за творчеством выдающегося документалиста Роберто Минервини (а мы очень советуем ознакомиться с его работами), то отличной новостью для вас станет то, что он не просто замечательный режиссёр, но ещё и способный наставник. Так, в конкурсной программе будет показана его продюсерский проект «Грязные птахи» от дебютанта Карлоса Альфонсо Коррала.
Фильм явно снят под влиянием «Что ты будешь делать, когда мир в огне?»: это монохромный калейдоскоп судеб, разворачивающихся на улицах Эль Пасо, снятый беспристрастно, но предельно интимно. Как профессиональный фотограф, Коррала документирует жизнь маргинальной прослойки общества, частью которой являются и ветеран войны, и 16-летний пацан, и скорбящий отец. У каждого из них свои печали, бременем тянущие вниз, и мечты, позволяющие вспорхнуть над блеклой действительностью.
«Ты же девочка»
Режиссёр – Настя Тарасова
Программа «Doker Kids»
Ещё один яркий пример иммерсивной документалистики родом из России, а точнее из Карачаево-Черкесской республики. Фильм «Ты же девочка» Насти Тарасовой рассказывает о женской юношеской команде по футболу, челнам котором ввиду их рода деятельности приходится несладко. На Кавказе, где традиционный образ жизни зачастую ограничивает возможности женщин на самореализацию, футбол безоговорочно считается мужским видом спорта. Поэтому героиням этого фильма, ещё только вступающим в нелёгкую подростковую пору, постоянно приходится слышать доносящееся из каждого угла: «Футбол – не для девочек».
Тем не менее, они стараются до третьего пота доказать, что это их право – решать, что им делать, а что нет. Мы наблюдаем не только за девчонками на поле, но и дома – а в частности за голкипером, которая становится негласным протагонистом фильма. «Ты же девочка» напоминает по форме и тематике ещё один замечательный документальный фильм про футбол – «Капитаны Заатари», который был показан на «Сандэнсе» и ММКФ-2021. И пусть жизненная позиция у карачаевских девочек не столь печальна, как у сирийских беженцев, футбол ровно так же для них – верный путь к свободе от дискриминаций любого толка.
«Дальний план»
Режиссёр – Владимир Головнев
Конкурсная программа
В 2015 году в России стартовала общенациональная программа кинофикации, по которой в удалённые населённые пункты было указано «провести кинематограф», то есть оборудовать или переоборудовать местные кинотеатры, дома культуры в современные удобные киноцентры. Документалист Владимир Головнев в рамках создания своего фильма «Дальний план» объезжает вместе с государственным ревизором три глубоко провинциальных посёлка.
В Омской области мы оказываемся в скромном переоборудованном доме культуры, где сейчас один зал на 102 места и нарисованные от руки афиши с «Джоном Уиком» и «Годзиллой» (вы, вероятно, видели эти постеры в сети). Держится «Современник» практически на энтузиазме двух людей – кассирши и киномеханика. Оба – страстно любят своё дело и верят в его сокровенность, хотя понимают, что особой прибыли оно не принесёт.
Второй посёлок расположен в Тульской области, там мы наблюдаем за киномехаником, который живёт с бабушкой, так как его родители давно спились и умерли, да и сам он чуть не пошёл тем же путём. Но потом в его жизни, прямо как у Торнаторе, появился кинематограф… и музыка – он не только запускает фильмы, но ещё и сочиняет рэп, мечтая о гастролях по всей стране. Третий населённый пункт находится в республике Коми, где вот-вот откроется суперсовременный развлекательный центр.
Три небольшие новеллы о жизни в нашей необъятной, три истории о целительной силе кинематографа, который спасает жителей глубинки от одиночества и алкоголизма, заставляет мечтать и радоваться даже там, где ни мечтам, ни радости уже давно места нет. Владимир Головнев смог уловить и передать это наше русское естество, такое загадочное и непробиваемое, как это получалось у нашего величайшего документалиста Александра Расторгуева. Будем надеяться, что без наград «Дальний план» не уйдёт.
«Мамонт»
Режиссёр – Лисбет Де Солер
Конкурсная программа
Бельгийский «Мамонт» из конкурсной программы «Докера-2021» удачно воззывает к мифам и легендам степных народов России и через их призму, задумчиво и поэтично, размышляет о самой природе бытия. Режиссёр Лисбет Де Солер по рождению, казалось бы, чужак для наших сибирских краёв, но её картина ничуть не уступает недавним триумфам якутского кинематографа, и по части художественной свежести даже порой и превосходит.
Фильм рассказывает о трёх людях: о деревенском жителе и городском мальчике, которые стараются выследить редкого северного оленя, и об учёном, пытающемся отыскать останки мамонта для клонирования (как в документалке «Генезис 2.0»). Мы следим за героями как будто за персонами прошлогоднего «Китобоя» (хоть там и не Сибирь) или «Царь-птицы» Новикова: вокруг пустынные холодные пейзажи, одинокие люди и метафизическое присутствие природы в каждом кадре.
«Мамонт» постепенно отходит от локальной истории о том, как мальчик проходит ритуальный обряд посвящения во взрослую жизнь, учась стрелять, охотиться, быть мужчиной, к глобальному выводу о скоротечности жизни. Вот мы советуемся с духами и добываем оленину на ужин, а вот уже в лаборатории извлекаем геном мамонта из найденной кости. Где же этот переход от неумолимо разрастающегося прошлого к неопределённому будущему?
Вадим Богданов, InterMedia
Юная красавица покоряет сердца мужчин в трейлере «Партенопы»
Трейлер фильма «Партенопа» (Parthenope) представила 21 ноября 2024 года студия А24. Это драма о юной неаполитанке, которая покоряет сердца мужчин. Однако девушка мечтает не о любви, а о карьере в науке.
Главные роли в новой картине режиссера Паоло Соррентино исполнили Селесте Далла Порта, Стефания Сандрелли, Гари Олдман (в роли культового американского писателя и лауреата Пулитцеровской премии Джона Чивера), Сильвио Орландо, Луиза Раньери, Пеппе Ланцета, Изабелла Феррари, Дарио Аита.
Мировая премьера «Партенопы» состоялась в мае на Каннском кинофестивале, в итальянский прокат фильм вышел в октябре, а в российский его выпустит 26 декабря кинокомпания «Атмосфера кино».
«Эмилия Перес» и Ханс Циммер стали триумфаторами премии Hollywood Music in Media
Церемония вручения наград Hollywood Music in Media состоялась 20 ноября 2024 года. По три наград получили композитор Ханс Циммер и фильм «Эмилия Перес». Циммер был удостоен призов сразу за три проекта – саундтрек к фантастическому фильму «Дюна: Часть вторая», саундтрек к документальному фильму «BBC: Планета Земля III» и лучшую песню «Love Will Survive» из мини-сериала «Татуировщик из Освенцима».
Музыкальная драма «Эмилия Перес» режиссера Жака Одиара получила награды как лучший мюзикл, за лучший саундтрек к полнометражному фильму композиторов Камиль и Клемана Дюколя и лучшее исполнение песни «El Mal» актрисой Зои Салдана. Лучшим музыкальным документальным фильмом стал байопик Фаррелла Уильямса «По кусочкам».
Дайан Уоррен удостоена награды за лучшую песню «The Journey» к фильму «The Six Triple Eight»), Элтон Джон, Брэнди Карлайл, Берни Топин и Эндрю Уотт - за композицию «Never Too Late» из документального фильма «Элтона Джона: Никогда не поздно», Майли Сайрус, Ликке Ли и Эндрю Уайатт за песню «Beautiful That Way» из «Шоугёрл».
Приз за лучшую песню из анимационного фильма достался команде из пяти человек, написавшей «Kiss the Sky» из мультфильма «Дикий робот». Композитор картины Крис Бауэрс получил награду за лучший саундтрек.
За лучшие саундтреки к фильмам отмечены также композиторы Робин Керолан («Носферату»), Альберто Иглесиас («Комната по соседству»), Илан Эшкери (документальная лента «Супермен: История Кристофера Рива»), за сериалы – Аттикус Росс, Леопольд Росс и Ник Чуба («Сёгун»), Блейк Нили («Властелины воздуха») и другие.
Документальный фильм про сериал «Первый номер» выйдет перед премьерой
Премьера документального фильма «Первый номер. Предыстория» состоится в онлайн-кинотеатре Kion 26 ноября 2024 года – за шесть дней до выхода первого сезона сериала. Актеры Евгений Цыганов, Надежда Михалкова, Павел Деревянко, Александра Бортич, Ида Галич, Александра Ребенок, Игорь Верник, Александр Цыпкин, Леонид Ярмольник, Егор Корешков, Лукерья Ильяшенко и Денис Власенко, а также генеральный продюсер Игорь Мишин, автор сценария Сергей Минаев, режиссер Клим Козинский, оператор Генрих Медер и художник по костюмам Дарья Пашина поделятсяь своими эмоциями от съемочного процесса и вспомнят самые яркие сцены.
Документальный фильм «Первый номер. Предыстория» снят в формате специального выпуска видеожурнала «Лампа», разделенного на шесть рубрик: «Путь», «Светская хроника», «Дорогая редакция», «Стоп, снято!», «Дирекция моды», «Вагончик тронется». Ведущим выступил Сергей Минаев.
Создатели сериала проведут экскурсию по офису редакции «Лампы», а также покажут уникальные локации проекта, среди которых — специально построенный внутри комнаты купейный вагон. Зрители узнают о том, что «Лампа» — не просто реквизит, а настоящий журнал, созданный действующими журналистами. Среди них: бывший продюсер Esquire и автор формата «Истории кумиров» на канале «Минаев Live» Дмитрий Болдин, заместитель главного редактора «Чтиво» Сергей Зуев, арт-директор «Правил жизни» Ника Добина.
Премьера сериала «Первый номер» состоится в онлайн-кинотеатре Kion 1 декабря.