Квинтет Александра Чайковского прозвучал со сцены, а квартет — из-за кулис
Концерт-презентация альбома «Струнные квартеты и Фортепианный квинтет» Александра Чайковского прошла в «Башмет Центре» 30 января 2022 года. Мероприятие состоялось в рамках III Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета при поддержке Русского концертного агентства, Российского музыкального союза и «Фирмы Мелодия».
В приветственном слове альтист, дирижер, педагог, народный артист СССР Юрий Башмет выразил благодарность участникам и организаторам мероприятия и рассказал о том, что с Александром Чайковским его связывают давняя дружба и сотрудничество. Маэстро также добавил, что на протяжении многих лет не перестает восхищаться творчеством композитора - «всегда интересным, оригинальным, с фантазией». Стиль Чайковского он считает уникальным, ни на кого не похожим, а оркестровки — великолепными.
Народный артист России, профессор Московской консерватории, лауреат премии Правительства Российской Федерации Александр Чайковский уже не первый раз представляет свои произведения на Фестивале искусств Юрия Башмета. Так, в прошлом году в Московском художественном академическом театре им. Горького состоялась премьера музыкального спектакля «Свидание в Москве», поставленного по пьесе драматурга Михаила Палатника.
На этот раз в рамках фестиваля прозвучали два произведения из нового альбома Александра Чайковского: Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, соч. 48, и Струнный квартет № 7, соч. 145. Их исполнили лауреаты международных конкурсов Леонид Железный (скрипка), Деннис Гасанов (скрипка), Дарья Филиппенко (альт), Василий Степанов (виолончель) и заслуженный артист России Борис Березовский (фортепиано). Именно эти музыканты приняли участие в создании альбома, записанном в Московской государственной академической филармонии в 2020-21 годах. По словам Чайковского, творческий альянс оказался невероятно успешным, несмотря на то, что исполнители встретились в таком составе впервые.
Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано был написан композитором в 1991 году. В нем нашли отражение тревожные настроения, витавшие в воздухе, беспокойство за будущее страны, опасения и надежды. Струнный квартет №7, созданный 30 лет спустя в 2021-м, - произведение совершенно другого плана. Он посвящен Дмитрию Гринченко – генеральному директору Русского концертного агентства и, по признанию композитора, является портретом продюсера с элементами дружеского шаржа. В отличие от классических образцов квартетного жанра - зачастую серьезных и драматичных, седьмой квартет Чайковского наполнен тонким юмором и искрометным весельем. В некотором смысле это музыкальный перформанс, который исполнители завершают не на сцене, а за кулисами.
Вообще же, квартеты Александра Чайковского весьма разноплановы по характеру. При этом ни один из них не был записан до выхода альбома. На диске представлено восемь квартетов, в том числе и самый ранний, без номера, — написанный Чайковским в студенческие годы по заданию Тихона Хренникова, у которого он обучался композиции. Как вспоминает автор, для него, студента первого курса консерватории, это была почти невыполнимая задача, однако именно благодаря тому опыту и появилась тяга к квартетному искусству.
- Для композитора квартет - невероятно трудный, виртуозный и технически показательный жанр, - отмечает Чайковский. - Написать квартет очень сложно. Это, по сути, симфония для четырех струнных инструментов, где, с одной стороны, возможности ограничены, а с другой — совершенно безграничны. Именно поэтому я считаю, что каждый композитор регулярно должен писать квартеты. Это этюды высшей сложности!
Самому Александру Чайковскому сейчас очень комфортно работать в этом жанре. Совсем недавно композитор создал девятый по счету квартет и планирует в ближайшие годы написать еще несколько. В настоящее же время у него в работе сразу несколько проектов - опера для Чувашского государственного театра оперы и балета, детская опера для Детского музыкального театра им. Сац и виолончельный концерт. Как признается композитор, творческие планы у него расписаны до 2024 года.
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»