Рецензия на фильм Ладо Кватании «Казнь»: Воспоминания об убийстве
Оценка: 8 из 10
Криминальный триллер «Казнь» был показан в рамках Роттердамского кинофестиваля. В российский прокат фильм выходит 21апреля 2022 года. Режиссёр: Ладо Кватания. В ролях: Нико Тавадзе, Юлия Снигирь, Виктория Толстоганова, Евгений Ткачук, Аглая Тарасова и другие.
История показывает, что все видные клипмейкеры однажды дебютируют в качестве режиссёров полных метров с каким-нибудь ярким жанровым кино. Таким путём прошли Спайк Джонс, Майк Миллс, Мишель Гондри, Джонатан Глейзер и, конечно же, Дэвид Финчер. У нас ярчайший пример – Илья Найшуллер, чьи боевики «Хардкор» и «Никто» с успехом пронеслись и на родине, и за океаном. Теперь же Илья не одинок, ибо только что взошла новая отечественная звезда режиссуры Ладо Кватания, известный в первую очередь клипами для Хаски, Дельфина и Оксимирона. Его дебют называется «Казнь», по стилю это мрачный, запутанный детективный триллер о серийном убийце, а снят он так, что хоть сейчас смело ставь в один ряд с эталонами жанра – с «Воспоминаниями об убийстве», «Зодиаком» и «Пленницами». Не высока ли планка, вы скажете? Поверьте, даже в таком ряду работа Кватании себя в обиду не даст.
История в фильме разворачивается с насыщенностью целого романа: в семи главах и с нелинейным повествованием. С главным героем, советским следователем Иссой Давыдовым (Нико Тавадзе), мы знакомимся в последний год существования СССР – в 1991-м, прямо во время празднования его повышения по званию за поимку особо опасного серийного убийцы, который с 78 года погубил 36 человек. Но не успевает Исса поднять рюмку за своё здоровье, как ему сообщают о новой жертве, подходящей под профиль всех предыдущих жертв маньяка. Неужели убийца всё ещё на свободе? Неужели Исса ошибся, обвинив не того? Тут мы переносимся на десять лет назад – в 1981 год, когда грузинский следователь только берётся за дело и начинает своё расследование с нуля.
Временные отрезки намеренно перемешиваются, запутывая зрителя, но и при этом медленно вырисовывая в его голове общую картину, которая к финалу вряд ли оставит вопросы, а вот искреннее удивление – абсолютно точно. Сценарий фильма умеет удивлять и богат на всевозможные обманные манёвры, разбрасывая ложные улики и ведя к развязке окольными путями. Но это именно так, как и должен работать качественный детектив, помещающий зрителя в позицию того же следователя, только наблюдающего за происходящим сразу с нескольких точек зрения. В середине повествование всё же несколько провисает – решает отдышаться перед финальным марш-броском, от сюжетных откровений которого даже у Шьямалана волосы дыбом встанут.
Ладо Кватания своим безумно фактурным и атмосферным дебютом в первую очередь признаётся в большой и пламенной любви корейскому кинематографу. «Казнь» — это не только наш ответ «Воспоминаниям об убийстве», это в целом большой поклон таким южнокорейским мастерам жанрового кино, как Пон Джун-хо, Ким Джи-ун и, конечно, Пак Чхан-ук, с «Олдбоем» которого у «Казни» много стилистически-художественных параллелей. Причём старания Кватании нельзя описать однобоким словом «оммаж», его фильм всё же предельно самостоятельное произведение со своим собственным культурным кодом.
Несмотря на то, что действия проходят в советское время, а убийца сильно напоминает Чикатило, «Казнь» не основана на каких-то определённых реальных событиях. Здесь, скорее, использованы собирательные образы маньяков, дела по котором советские следственные органы вели с 50-60 годов, а сам образ СССР напоминает гниющий труп левиафана за момент до своего предсмертного вздоха.
Режиссёрский талант Кватании виден невооружённым глазом: длинные продуманные планы, работа с цветовой гаммой, скрупулезные декорации, изобретательные монтажные решения на какой-то момент заставляют забыть, что перед нами дебютная работа. Густая и мрачная атмосфера промозглого триллера (тревожная музыка Кирилла Рихтера немало этому способствует) напоминает работы Финчера – не только эталонный «Зодиак», но и «Семь», где ключевую роль сыграли как раз-таки актёры. В «Казни» удивительно харизматичный актёрский состав вплоть до второго и третьего плана. Фактурный Нико Тавадзе гипнотизирует своим присутствием прямо как Джейк Джилленхол из «Пленниц»: есть в нём что-то от Филипа Марлоу и других икон нуарного жанра, двойственная натура и хищный взгляд, за которым прячется уязвимая личность. Вместе с Евгением Ткачуком они образуют красочный дуэт двух следователей с полярными моральными установками, чья динамика отношений чем-то напоминает героев Моргана Фримана и Брэда Питта из финчеровской жемчужины 90-х. Колоритны в своих ролях и Даниил Спиваковский, отыгрывающий партию маньяка, и Юлия Снигирь, как никто другой умеющая изображать роковых женщин в красных платьях.
Когда в стране хорошее жанровое кино в дефиците, а подавляющее большинство режиссёров тяготеет к бытовой комедии и социальным темам, такие выразительные и качественно сделанные фильмы, как «Казнь», моментально становятся событием и объектом народного культа. Ладо Кватания умело пересадил почитаемый во всём мире корейский поджанр триллеров о маньяках на русскую почву и позволил ему прорости в по-настоящему впечатляющий, самобытный и захватывающий детектив, от которого в равной степени мороз по коже и радостный трепет. А трепетно оттого, что своим мастеровитым дебютом, уже ставшим украшением многих престижных кинофестивалей, Кватания эффектно и на стиле возвращает Россию на карту мирового жанрового кино, за которое в кои-то веки не стыдно.
Вадим Богданов, InterMedia
Мэри Элизабет Уинстед пытается спастись от вируса богатства в трейлере «Крушения мира»
Локализованный трейлер фильма «Крушение мира» (Rich Flu) представила 31 января 2025 года кинокомпания «Экспонента». Главные роли в картине режиссера Гальдера Гастелу-Уррутии исполнили Мэри Элизабет Уинстед, Рейф Сполл, Лоррейн Бракко, Дикси Эгерикс, Сезар Домбой, Тимоти Сполл, Джона Хауэр-Кинг, Рихард Заммель и др.
Действие происходит на Земле в неком недалеком будущем. Внезапно самые влиятельные люди мира оказывается под угрозой — один за другим они умирают от неизвестного вируса, поражающего только богатых. Миллиардеры начинают судорожно избавляться от денег, которые теперь опасны, а простые люди не могут устоять перед новыми возможностями и тоже погибают. Планета погружается в хаос, привычный миропорядок рушится. Именно в этот момент молодая карьеристка Лора (Уинстед) становится сказочно богатой. Теперь, чтобы спасти себя и близких, ей нужно разобраться, что происходит, и понять, кому выгодно крушение привычного мира.
В российский прокат «Крушение мира» выйдет 13 марта.
«Воздух» и «Любовь Советского Союза» получили «Золотых орлов»
XXIII торжественная церемония вручений премии российской Академии кинематографических искусство и наук «Золотой орел» состоялась 31 января 2025 года в первом павильоне киностудии «Мосфильм». Триумфаторами церемонии стали фильмы «Воздух» и «Любовь Советского Союза», получившие по шесть наград каждый. «Воздух» был назван лучшим игровым полнометражным фильмом 2024 года, приз за лучшую мужскую роль получил Сергей Безруков, лучшую женскую роль второго плана – Елена Лядова, картина Алексея Германа также отмечена за монтаж, звукорежиссуру и визуальные эффекты.
«Любовь Советского Союза» награждена за лучший сценарий Сергея Снежкина, операторскую работу, работу художников-постановщиков и художников по костюмам, музыку, а также мужскую роль второго плана Романа Мадянова (которая была присуждена посмертно). Две награда получил фильм Владимира Грамматикова «Смотри на меня!» - за режиссуру и главную женскую роль Александры Урсуляк.
Лучшим телевизионным сериалом российские киноакадемики назвали «Столыпина», награду за лучшую мужскую роль получил Александр Устюгов, а лучшим сериалом онлайн-платформ стала «Трасса», где отмечена призом исполнительница главной роли Карина Разумовская. За актерские работы в сериалах также награждены Виктория Исакова («Я не могу без тебя») и Владимир Вдовиченков («Противостояние»).
Специальный приз «За вклад в российский кинематограф» был вручен композитору Алексею Рыбникову.
Список лауреатов «Золотого орла»
Лучший игровой фильм – «Воздух», реж. Алексей Герман-младший;
Лучший телевизионный сериал – «Столыпин», реж. Алексей Андрианов;
Лучший сериал онлайн-платформ – «Трасса», реж. Душан Глигоров;
Лучший неигровой фильм – «Огненный лис», реж. Дмитрий Шпиленок;
Лучший короткометражный фильм – «30 секунд», реж. Иван Соснин;
Лучший анимационный фильм – «Необыкновенная история одного льва», реж. Оксана Холодова;
Лучшая режиссерская работа – Владимир Грамматиков («Смотри на меня!»);
Лучший сценарий – Сергей Снежкин («Любовь Советского Союза»);
Лучшая женская роль в кино – Александра Урсуляк («Смотри на меня!»);
Лучшая женская роль на телевидении – Виктория Исакова («Я не могу без тебя»);
Лучшая актриса онлайн-сериала – Карина Разумовская («Трасса»);
Лучшая мужская роль в кино – Сергей Безруков («Воздух»);
Лучшая мужская роль на телевидении – Александр Устюгов («Столыпин»);
Лучший актер онлайн-сериала – Владимир Вдовиченков («Противостояние»);
Лучшая женская роль второго плана – Елена Лядова («Воздух»);
Лучшая мужская роль второго плана – Роман Мадянов («Любовь Советского Союза»);
Лучшая операторская работа – Максим Шинкоренко («Любовь Советского Союза»);
Лучшая работа художника-постановщика – Павел Пархоменко, Леонид Кипнис («Любовь Советского Союза»);
Лучший художник по костюмам – Екатерина Шапкайц, Светлана Москвина («Любовь Советского Союза»);
Лучшая музыка к фильму – Виталий Окороков, Дмитрий Емельянов («Любовь Советского Союза»);
Лучший монтаж фильма – Дарья Обухова, Мухрам Кабулов, Владимир Мосс, Сергей Грицай («Воздух»);
Лучшая работа звукорежиссера – Никита Ганькин («Воздух»);
Лучшие визуальные эффекты – Студии XOVP и Alambic SFX («Воздух»);
Специальный приз «За вклад в российский кинематограф» – Алексей Рыбников.
Джонатан Прайс и Ник Мохаммед снимутся в современной экранизации «Чисто английского убийства»
Джонатан Прайс («Игра престолов», «Медленные лошади») и Ник Мохаммед («Тед Лассо») сыграют главные роли в комедийном мистическом детективе «Спящие львы» (Sleeping Lions) британского режиссера Мата Уайткросса («Дорога на Гуантанамо», «Секс, наркотики и рок-н-ролл»). Как сообщает Screen Daily, сценарий написан Джеймсом Роблином и представляет собой современную адаптацию романа Сирила Хейра 1951 года «Чисто английское убийство».
Прайс сыграет умирающего графа Уорбека, который созывает своих близких на последнее Рождество в Уорбек-холле. Когда начинается снежная буря, гости оказываются отрезанными от мира, а на сына графа, лидера новой опасной политической партии, совершается покушение.
- Это готическая сатира, которая беспощадно отражает наши крайне неспокойные времена и с радостью выхолащивает все условности жанра - редкий детектив, в котором вы сопереживаете убийце, - считает Уайткросс.
Производством фильм займутся Mister Smith Entertainment и кинокомпания Sky. Съемки должны начаться в Великобритании во второй половине 2025 года.