«Ходжа Насреддин», «Антигона», «Чайка» и «Шахматы» получили «Золотую маску»
Онлайн-церемония вручения Российской национальной театральной премии «Золотая маска» состоялась 20 апреля 2022 года. Лучшим драматическим спектаклем стал «Три толстяка. Эпизод 7. Учитель» БДТ им. Г.А.Товстоногова, спектаклем малой формы - «Товарищ Кисляков» Александринского театра, кукольным - «Ходжа Насреддин» Театра Наций.
За лучшую режиссуру был отмечен Дмитрий Крымов за постановку «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция» в Мастерской Петра Фоменко, «Золотую маску» получил и исполнитель главной роли – Евгений Цыганов. За лучшую женскую драматическую роль награда досталась Анне Блиновой («Нана», Александринский театр). Специальную премию жюри драматического театра и театра кукол получил Театр Наций «За создание спектакля «Горбачев».
Лучший оперой стала «Саломея» Большого театра, балетом – их же «Чайка» («Золотую маску» получил и Владислав Лантратов за роль Тригорина), опереттой/мюзиклом - «Антигона» пермского «Театра-Театра», награды также получили ее режиссер Роман Феодори и композитор Ольга Шайдуллина. Трех призов удостоился и мюзикл «Шахматы» компании «Бродвей Москва»: за режиссуру Евгения Загота, лучшую женскую роль Анастасии Стоцкой (на фото) и мужскую роль второго плана Александра Боброва. За лучшую главную роль в мюзикле был отмечен Евгений Елпашев («Одолжите тенора», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург).
Как позднее сообщил оргкомиет премии, по итогам обсуждения и тайного голосования жюри музыкального театра 19 апреля лауреатом большинство голосов в в номинации «лучшая работа режиссера в опере» набрал Клаус Гут, режиссер оперы «Саломея» в Большом театре. Глубоким вечером, после 23.00, в день голосования в дирекцию Большого театра пришло письмо от Клауса Гута с отказом от премии в случае ее присуждения. Клаус Гут не мог знать о решении жюри, и само жюри в момент обсуждения не знало о письме – оно было отправлено в дирекцию фестиваля уже позднее. По положению о премии и фестивале итоги голосования жюри невозможно изменить, но невозможно и не принимать во внимание решение Клауса Гута. Поэтому премия в номинации «лучшая работа режиссера в опере» не была присуждена.
Список победителей Российской национальной театральной премии «Золотая маска»
ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ
«Три толстяка. Эпизод 7. Учитель», Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова, Санкт-Петербург
ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ
«Товарищ Кисляков», Александринский театр, Санкт-Петербург
ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Дмитрий Крымов, «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция», театр «Мастерская П.Н.Фоменко», Москва
ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Анна Блинова, Нана, «Нана», Александринский театр, Санкт-Петербург
ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Евгений Цыганов, Режиссер, «Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция», театр «Мастерская П.Н.Фоменко», Москва
ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
Марина Бабошина, Долли, «Анна Каренина», Театр юного зрителя, Красноярск
ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
Александр Девятьяров, Пьер, «Сын», Российский академический Молодежный театр, Москва
ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА
Александр Мохов, Мария Лукка, «Циолковский», Театр драмы им. Ф.Волкова, Ярославль
ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ
Ксения Сорокина, «Финист Ясный Сокол», проект «Дочери СOCO», Москва
ДРАМА/РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ
Игорь Фомин, «Танцующая в темноте», театр «Старый дом», Новосибирск
ДРАМА/РАБОТА ДРАМАТУРГА
Светлана Петрийчук, «Финист Ясный Сокол», проект «Дочери СOCO», Москва
КУКЛЫ/СПЕКТАКЛЬ
«Ходжа Насреддин», Театр Наций, Москва
КУКЛЫ/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Максим Исаев, «Сказка о золотом петушке», театр «Karlsson Haus», Санкт-Петербург
КУКЛЫ/РАБОТА ХУДОЖНИКА
Ольга Галицкая, Илья Юдович, «Священный талисман», Театр Предмета и Еврейский музей и центр толерантности, Москва
КУКЛЫ/РАБОТА АКТЕРА
Алексей Полищук, Уолеран, «Маяк Уолерана», Театр Тантамарески, Санкт-Петербург
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ЖЮРИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА КУКОЛ
Театр Наций, Москва – «За создание спектакля “Горбачев”»
Режиссер Анатолий Праудин и команда проекта «Одиссея» – «За создание спектакля “Сектор Газа” (театр “ЦЕХЪ”, Экспериментальная сцена Театра-фестиваля “Балтийский дом” п/р Анатолия Праудина, Санкт-Петербург)»
ОПЕРА/СПЕКТАКЛЬ
«Саломея», Большой театр, Москва
ОПЕРА/РАБОТА ДИРИЖЕРА
Филипп Чижевский, «Кармен», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
ОПЕРА/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Премия не присуждалась
ОПЕРА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Екатерина Воронцова (Ариодант), «Ариодант», Большой театр, Москва
ОПЕРА/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Михаил Пирогов (Соловей Будимирович), «Богатыри», Театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского, Красноярск
БАЛЕТ/СПЕКТАКЛЬ
«Чайка», Большой театр, Москва
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ
«Новая земля», Платоновский фестиваль искусств, Воронеж
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА ДИРИЖЕРА
Павел Клиничев, «Конек-горбунок», Урал Опера Балет, Екатеринбург
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА
Павел Глухов, «Плот Медузы», Камерный театр, Воронеж
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Оксана Кардаш, «Autodance», Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, Москва
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Владислав Лантратов (Тригорин), «Чайка», Большой театр, Москва
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ
«Антигона», Театр-Театр, Пермь
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА
Евгений Загот, «Шахматы», Театральная компания «Бродвей Москва» и Театр МДМ, Москва
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА
Роман Феодори, «Антигона», Театр-Театр, Пермь
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
Анастасия Стоцкая (Флоренс Васси), «Шахматы», Театральная компания «Бродвей Москва» и Театр МДМ, Москва
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ
Евгений Елпашев (Макс Гербер), «Одолжите тенора», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА
Александр Бобров (Фредди Трампер), «Шахматы», Театральная компания «Бродвей Москва» и Театр МДМ, Москва
РАБОТА КОМПОЗИТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Ольга Шайдуллина, «Антигона», Театр-Театр, Пермь
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
«Свадьба Фигаро», Театр оперы и балета им. А.С. Пушкина, Нижний Новгород – «За творческую смелость и командный дух»
«Семейка Аддамс», Большой драматический театр, Тюмень – «За ансамбль и освоение новых жанров»
РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Альона Пикалова, Сергей Рылко, «Байка. Мавра. Поцелуй феи», Мариинский театр, Санкт-Петербург
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Влада Помиркованая, «Любовь к трем апельсинам», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ
Сергей Васильев, «Любовь к трем апельсинам», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
КОНКУРС «ЭКСПЕРИМЕНТ»
«Симулятор школы», Фестиваль «Точка доступа», Санкт-Петербург
Николай Цискаридзе раскритиковал состав «Щелкунчика» в Большом театре
Николай Цискаридзе заявил о низком, по его мнению, уровне воплощения балета «Щелкунчик» в Большом театре. Он напомнил, что балет ставится уже 60 лет, но ничего нового в постановку не привнесено, а высокую планку первых спектаклей удержать не удалось.
- «Щелкунчик» Большого театра смотреть невозможно. Это не имеет никакого отношения к тому настоящему «Щелкунчику», который там должен быть, - заявил Николай Цискаридзе изданию «360». – Ничего нового никто не увидит. Увидят просто очень плохой состав.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, постановщик «Щелкунчика» в Большом театре Юрий Григорович выразил свою озабоченность ажиотажем вокруг балета.
Сергей Жуков выйдет на сцену в мюзикле «Чебурашка. Ушастые ёлки»
Композитор и музыкальный продюсер шоу «Чебурашка. Ушастые ёлки» Сергей Жуков примет участие в одном из первых показов новогоднего блока мюзикла. 21 декабря 2024 года певец выйдет на сцену в новой роли.
- В этом шоу чудесная история, замечательные персонажи, любимые с детства, – заверил солист группы «Руки вверх!», – Как один из создателей мюзикла я рад, что нам удалось поставить на театральной сцене такую добрую, красивую, качественную новогоднюю сказку. А как обычный зритель и отец пятерых детей, с удовольствием возвращаюсь на «Чебурашку» с семьей и каждый раз открываю для себя что-то новое. Поэтому я с энтузиазмом воспринял идею принять участие в одном из первых показов нового сезона. Мы надеемся удивить зрителей необычным сюжетным поворотом и подарить еще больше праздничного настроения и волшебства.
Шоу-мюзикл «Чебурашка. Ушастые ёлки» пройдет в Международном центре бокса в Лужниках с 21 декабря по 7 января. За прошлый год постановку посмотрели 170 000 зрителей, по многочисленным просьбам которых спектакль вернулся в Москву на новогодний блок. Над созданием постановки работала режиссерско-постановочная группа во главе с режиссером Ниной Чусовой.
Алексей Франдетти возглавил Большой театр Ташкента
Алексей Франдетти займёт должность художественного руководителя Государственного академического Большого театра оперы и балета Узбекистана имени Алишера Навои. Сообщение об этом появилось в телеграм-канале театра 17 декабря 2024 года.
- Родившийся в Узбекистане российский режиссёр, актёр и педагог Алексей Франдетти назначен художественным руководителем Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои, - говорится в нем. - Это событие обещает стать знаковым для культурной жизни страны и вдохновить новое поколение артистов. В качестве художественного руководителя Большого театра имени Алишера Навои Алексей Франдетти имеет возможность реализовать свои амбициозные идеи и проекты, которые, безусловно, обогатят культурную палитру не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии. Мы уверены, что его видение и творческий подход сделают театр ещё более привлекательным для зрителей всех возрастов.
- Это первый театр, в который я вошёл, когда мне было четыре года, и смотрел оперу «Мадам Баттерфляй», - говорит Франдетти. - Для меня это важная история. Это самый большой театр в стране, и я невероятно тронут, что мне такое дело доверили. И со своей стороны я буду максимально стараться развивать этот театр в сторону нового и интересного музыкального театра с привлечением талантливых коллег, которых я знаю. При этом не забывая, что там, конечно же, должны идти и национальные произведения. У меня в планах проведение конкурса композиторов, которые пишут именно национальную музыку, чтобы узбекская опера и балет звучали во всем мире.
Алексей Франдетти – российский режиссёр музыкального театра. Родился в Ташкенте, занимался в Ташкентской высшей школе национального танца и хореографии и в театральной студии под управлением Марка Вайля при театре «Ильхом». В 2006 году окончил ВГИК (мастерская Игоря Ясуловича). Ставил мюзиклы и оперы во многих театрах страны, в том числе в Большом театре. Неоднократный лауреат премии «Золотая Маска». В июне этого года Франдетти покинул пост главного режиссера «Ленкома Марка Захарова», где работал с 2022 года.
Ранее должность художественного руководителя ГАБТа им. А.Навои занимал Абдулло Алимов.