VK: в России не менее 20 тысяч артистов зарабатывают на музыке от 2 тыс. долларов в месяц
Дискуссия «Новая российская музыка: куда идет музыкальный рынок?» состоялась на «Российской креативной неделе» на площадке «VK место встречи» в Парке Горького в середине июля 2022 года.
Участники панели под модераторством главного редактора «VK Музыки» Сергея Мудрика обсудили, какой может быть новая российская музыка, способны ли отечественные лейблы заменить ушедших мейджоров и как продвигать артистов в отсутствие большого количества социальных сетей.
Спикеры начали дискуссию с того, что попытались описать ту действительность, в которой сейчас приходится вести музыкальный бизнес. Директор Inwite Music по взаимодействию с лейблами Виктор Абрамов заметил, что в первую очередь рынок меняется из-за смены моделей потребления у пользователей - именно это в свое время привело к уходу кассет и дисков с массового рынка.
- Остается неизменным одно - качество продукта. Если есть народная любовь к артисту, то издателям приходится от нее зависеть и продвигать такого артиста, - подытожил он.
Затем Виктор Абрамов описал собственный подход к выращиванию новых исполнителей. Для этого он берет не самого очевидного кандидата (типа Клавы Коки, которой изначально на кастингах часто говорили «нет») и раскручивает его, несмотря на встречаемое сопротивление рынка.
- У Егора Крида такой путь занял порядка трех лет, и в итоге он «пробил стену» песней «Самая, самая». В данном случае продюсеру необходима вера в артиста. Важное значение играют и занятия вокалом, и мастер-классы визажистов, саундпродюсеров, мастеров ораторского искусства, - признался спикер.
Проблема раскрутки таких артистов в TikTok и других соцсетях состоит в том, что песня должна оставаться песней, несмотря на то, что она используется в коротких форматах. В качестве примера Виктор Абрамов привел Скриптонита, у которого некоторые хиты длятся около 6 минут.
- Нужно заботиться об интро, кульминации, развязке и других подобных моментах. Однако если хит длится 1 минуту 40 секунд, это выгоднее для монетизации, потому что в этом случае песню чаще будут слушать на вечеринке с телефона.
Основатель и генеральный директор DNK Music Кирилл Диденок согласился с коллегой, заметив, что за последний год появилось особенно много артистов с быстрым стартом, и таких темпов во многом удалось достичь благодаря TikTok.
- Тем не менее, точные данные о рейтингах новых артистов отсутствуют, потому что пока что нет детальных отчетов по стримингу. Со стриминга и концертов сейчас зарабатывают очень многие артисты, и они не обязательно чартовые. Музыкальный бизнес заметно ускорился, так что артисты не имеют много времени на подготовку альбомов, - рассказал он.
Кирилл Диденок постоянно находится в поиск новых имен. DNK Music во многом не может себе позволить соревноваться с более крупными лейблами, но у него есть преимущество - быстрые темпы работы.
- Конкуренция велика… Короткие недоделки из TikTok будут все менее востребованными, и люди потянутся к настоящей музыке. Тогда дело останется за артистами, которые смогут работать плотно и плодотворно, - предположил спикер.
Виктор Абрамов привел в пример артиста, который делает все сам, без помощи продюсера.
- Это Сергей Шнуров. Но это редкий дар, когда музыкант может видеть себя и как маркетолог. Остальным артистам, как правило, необходима комфортная среда для творчества, чем и должны заниматься сотрудники лейбла, - отметил он.
Наиболее благоприятной для артиста, по его мнению, является модель, когда песня на протяжении года и более стабильно часто прослушивается и, соответственно, хорошо зарабатывает.
Кирилл Диденок считает, что западные тренды не уйдут с российского рынка. В пример он привел Филиппа Киркорова, который нередко находил за рубежом малоизвестные для отечественного слушателя композиции и адаптировал их под себя.
- Сервиса TikTok теперь ощутимо не хватает в этом плане. Раньше он помогал видеть и слышать, куда двигаться, - заявил Кирилл Диденок.
По мнению Виктора Абрамова, сейчас освободившуюся нишу занял ВКонтакте, который уже разрабатывает систему для раннего выявления талантов. Ну и, конечно, никуда не делись профильные лейблы, - отметил Кирилл Диденок.
Отдельно Виктор Абрамов рассказал о возможности перезагрузки артиста под прежним брендом. В качестве примера он привел Егора Крида, который успешно выпускает и хип-хоп, и поп-музыку, и рок-баллады.
Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов предложил присутствующим оценить количество артистов, получающих сейчас более 2 тысяч долларов в месяц, и перспективы сохранения их уровня дохода в нынешней ситуации.
- От стриминговых сервисов артист получает доход ежеквартально, - ответил Кирилл Диденок. - Первые деньги за трек даже самый успешный артист получает лишь через полгода. Да, стриминг помогает не работать параллельно на 2-3 работах, но, чтобы он приносил деньги, надо сделать много предварительных шагов. И важно не забывать, что также артисты платят аранжировщикам и авторам песен, и у них много других расходов. При этом количество источников поступлений растет - даже от нелегального сервиса Зайцев.нет артисты начали получать и по полмиллиона рублей за полгода.
Виктор Абрамов резюмировал:
- Десять лет назад артистов, которые зарабатывали 2 тысячи долларов в месяц и больше, было около 500. Сейчас же их порядка 20 тысяч, но это учитывая все доходы, включая, к примеру, мерч. А вот уход западных стриминговых сервисов на доход не сильно повлиял - все же наш рынок вполне устойчив: для сравнения - в Китае есть 2 музыкальные витрины, а у нас их целых 3.
Денис Ступников, InterMedia
Фильм о Теодоре Курентзисе к юбилею musicAeterna покажет Первый канал
Премьера документального фильма «Теодор Курентзис. Таких больше нет» состоится 2 февраля 2025 года на Первом канале. Герой фильма - российский маэстро с греческими корнями Теодор Курентзис, в 2000-е перевернувший устоявшийся мир классической музыки. Обладатель многочисленных престижных музыкальных премий и наград, бунтарь и новый культурный герой, ставший культовым дирижером для тысяч меломанов в России и других странах.
У съемочной группы фильма была уникальная возможность проследовать за легендарным дирижером из Москвы в Петербург, побеседовать дома и в дороге, утром до репетиции и уже в ночи после концерта, увидеть его не только в минуты триумфа на сцене, но и в долгие часы работы с музыкантами его оркестра. Разговор с маэстро известного журналиста и телеведущего Анатолия Малкин получился открытым и честным. Зритель узнает о его понимании свободы, мечты, ощущении времени и страны, об иллюзиях и ошибках, любви и красоте и о многом другом… Создатели фильма уделили особое внимание пониманию музыки в жизни дирижера. Теодор Курентзис рассказал о начале карьеры, о роли вдохновения и особенно сложных выступлениях, о бессоннице и творческих снах, о своих ощущениях на сцене, о подходе к восприятию звучания и об отношениях со своими музыкантами, каждого из которых он знает по имени…
В фильме прозвучит музыка из лучших выступлений Теодора Курентзиса и созданного им оркестра musicAeterna, который 31 января 2025 года отметит 20-летний юбилей.
Эфир в 12.15.
Валерия войдет в жюри «Один в один»
Второй выпуск нового сезона музыкального шоу «Один в один» покажет канал «Россия» 24 января 2025 года. Ведущие шоу – Николай Басков и Клава Кока. За столом членов жюри останутся Юрий Стоянов, Алексей Чумаков и Марина Мещерякова. Приглашенный гость в жюри второго выпуска – певица Валерия.
- Я очень люблю этот проект, когда твои коллеги, артисты, которых ты давно знаешь, вдруг перевоплощаются в других звезд и поют совершенно по-другому. Выступления будут блистательными, даже не сомневаюсь, - уверена Валерия. – Мне будет очень сложно судить, это я знаю точно. Для меня важно общее впечатление: забываю ли я про то, что это выходит кто-то из наших коллег или нет, вижу ли я того самого человека, которого знаю. Важны нюансы, манера поведения на сцене, вибрации в голосе. Будем смотреть на всё вместе.
В финале первого выпуска каждому исполнителю путем случайного отбора достался новый образ для перевоплощения. Среди известных артистов, которые будут представлены на сцене участниками шоу, - Ёлка, Кай Метов, Жанна Агузарова, Клавдия Шульженко, Брайан Адамс и другие. Сложнейшая задача стоит перед Арсением Бородиным: ему выпал образ певицы Ирины Забияки, обладающей уникальным низким тембром голоса.
По итогам соревнования в премьерном выпуске на первом месте в турнирной таблице оказалась Юлия Савичева, перевоплотившаяся в Диану Арбенину. Второе место занял Вячеслав Макаров, третье – Мария Зайцева. Замыкает десятку Надежда Ангарская.
- Каждый участник раскрылся совершенно по-разному, - считает ведущая шоу Клава Кока. – Есть артисты, которые не могут не вызывать восхищение тем, как они перерабатывают музыкальный материал. Удивляюсь, как им удается так искусно перевоплотиться. Я очень эмпатично отношусь к волнению наших участников. Общаясь с ними до выхода на сцену, начинаю считывать их эмоции, и мне хочется абсолютно каждому дать свою поддержку.
Эфир в 21.30.
«Трибьют Валерии» покажет НТВ
Телеверсию «Трибьюта Валерии» покажет НТВ 26 января 2025 года. Большой концерт, посвящённый 55-летию певицы, состоялся в «Live Арене» 3 октября 2024 года.
Хиты артистки прозвучат в новом прочтении. На сцену «Live Арены» выходили Мари Краймбрери, Мот, группа «Руки Вверх!», Инстасамка, Анет Сай, Ханна, Клава Кока, Люся Чеботина, Hammali & Navai, Xolidayboy, Akmal’, Mona и др. Сама именинница выступала как сольно, так вместе с Мишей Марвиным, Егором Кридом, Hatters, Костой Лакостой и Amirchik’ом. Зрители НТВ услышат песни в оригинальном исполнении, каверы и неожиданные ремиксы.
Эфир в 23.00.