Рецензия на фильм «Здоровый человек»: Раблезианский смех Петра Тодоровского
Оценка: 10 из 10
Премьера фильма «Здоровый человек» состоялась 1 сентября 2022 года в рамках 44-го Московского международного кинофестиваля. Режиссер: Петр Тодоровский. В ролях: Никита Ефремов, Ирина Старшенбаум, Олег Чугунов, Евгений Ткачук, Дарья Балабанова.
Егор – успешный человек. Он работает ведущим спортивных новостей, живет в благополучном районе Москвы, у него есть семья, да и денег на все хватает. Но однажды герой, подобно Будде Гаутаме, выходит из своего уютного мира, видит боль и страдания других и решает что-то в этом мире изменить.
Егор не идет штампами из типичных боевиков и, столкнувшись с убийством молодой девушки, не пытается найти и наказать виновного. Вместо этого он решает изменить что-то в жизнях других – пока еще живых – людей. Герой записывается волонтером в различные организации – от тех, что занимаются помощью детям с онкологическими заболеваниями, до поиска потерявшихся вместе с LizaAlert. Одни считают Егора героем и чуть ли не святым, другие – лицемером, большим ребенком, который так развлекается, пытаясь заполнить чем-то пустоту внутри и борясь с кризисом среднего возраста.
Тема здорового человека, которого в тяжелобольном мире все видят то лжецом, то идиотом, не нова ни для русской литературы, ни для русского кино. Однако Петр Тодоровский сумел внести в нее довольно свежий взгляд, выбрав необычный угол зрения. В первую очередь «Здоровый человек» – это кино веселое и смешное, хотя оно при этом ни разу не становится комедией. Герои здесь много шутят – живые и здоровые, больные и умирающие. Они попадают в странные и нелепые ситуации, их жизнь бывает трудна и ужасна – но они шутят так, что от этого становится по-настоящему смешно. Это тот бесстрашный тип смеха над травмой, болезнью и самой смертью, который позволяет преодолевать абсолютно все и жить дальше, сколько бы ни оставалось.
Великий французский сатирик Франсуа Рабле был одним из первых, кто начал шутить над церковью и религией так, что шутить над этими вещами в принципе стало допустимо. Русский философ Михаил Бахтин, анализируя Рабле, создал целую концепцию «смеховой культуры». Современное общество более-менее дошло до того, чтобы согласиться с позицией Бахтина, – об этом говорит то, что запретных для юмора тем уже почти не осталось – шутить можно и над болезнями, и над больными – лишь бы это было без злобы, оскорбления и унижения. В современных хосписах все чаще приходят к этой же идее – что рак нужно высмеивать. Собственно, что еще остается делать тем, кто и лечился, и молился, но все оказалось безрезультатно? Больные улыбаются в последний раз, сочиняют анекдоты, удивляя здоровых своей силой воли, – и в их смехе и улыбках нет страха – это смех по-настоящему живых людей.
В результате, хотя «Здоровый человек» и поднимает серьезные и довольно тяжелые темы, в нем нет типичного русского надрыва, когда режиссер с актерами начинают рвать у себя на груди рубашки, пытаясь доказать окружающим, что уж они-де понимают боль всех и каждого в мире (а заодно цитируя Достоевского – что-нибудь про слезинку ребенка). Фильм Тодоровского лишается этих типичных черт, но зато по итогам смотрится очень современно, хотя его трогательность при этом нисколько не пропадает, а желание сочувствовать больным у зрителей – не снижается.
Причем смеешься тут не только над раком – а почти над всем. Смеешься над Егором, поющим дочке песенку «Твой папа – лицемер» или в минуту отчаяния напивающимся до беспамятства. Смеешься над его израненным начальником, пострадавшим в попытке пойти по пути героя и тоже спасти человека.
Самое удивительное, что почти весь фильм снят в достаточно тесных локациях, в нем много крупных планов и клаустрофобных видов. Словно кадр не способен вместить всю широту души главного героя, который находит в себе силы помогать нуждающимся.
Для Никиты Ефремова этот фильм – почти что бенефис. Необыкновенная мимика Олега Чугунова оказалась именно тут удивительно уместной и проявляется во всей красе. Идея о том, что не всех можно спасти, конечно, печальна, зато жизненна. Главное – стараться изменить то, что реально изменить. В этом смысле «Здоровый человек» необычайно оздоравливает общество, не лишний раз напоминая о необходимости проявлять к окружающим сочувствие и эмпатию.
Павел Соломатин, InterMedia
Умер продюсер «Крёстного отца» Эл Радди
Американский продюсер Эл Радди скончался 25 мая 2024 года в возрасте 94 лет в Медицинском центре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. О его смерти сообщает Variety со ссылкой на семью покойного.
Альберт Стотленд Радди родился 28 марта 1930 года в Монреале, Канада, но вскоре его семья переехала в Нью-Йорк. Эл после окончания Школы архитектуры Университета Южной Калифорнии работал программистом в Rand Corporation, но хотел заниматься кино. Первый успех на этом поприще пришел к Радди, когда он написал в 1965 году сценарий ситкома про нацистский лагерь для военнопленных «Герои Хогана».
После этого и еще нескольких телепроектов студия Paramount предложила молодому человеку заняться продюсированием фильма «Крестный отец», потому что не хотели тратить много на непопулярный тогда гангстерский жанр и знали, что Радди хорошо работал в рамках маленького бюджета. Во многом благодаря энтузиазму молодого продюсера проект удался (несмотря на многочисленные проблемы) и завоевал 11 «Оскаров», один из которых получил сам Эл. О создании «Крёстного отца» был в 2022 году снят сериал «Предложение», где Радди выступил в качестве автора сценария и продюсера, а его образ воплотил на экране Майлз Теллер.
После успеха «Крестного отца» Эл сконцентрировался на экшне и сделал несколько фильмов с Бертом Рейнолдсом - «Гонки «Пушечное ядро», «Самый длинный ярд» (и два его ремейка). В 1990-х как сценарист и продюсер работал над культовым сериалом с Чаком Норрисом «Крутой Уокер». Среди других его продюсерских и сценарных проектов «Матильда», «Смертельная охота», «Прощай, король», «Пленники небес», «Костолом», «Саботаж» и др.
В 2005 году Радди получил свой второй «Оскар» за спортивную драму Клинта Иствуда «Малышка на миллион». В 2021 году Радди и Иствуд сняли вестерн «Мужские слезы». За свою карьеру Эл был удостоен двух французских премий «Сезар», двух итальянских премий Давида ди Донателло и премии USC Scripter Award. Он получил также награду за выдающиеся заслуги на Шанхайском кинофестивале.
Шон Бин станет главарем ливерпульской банды
Шон Бин исполнит главную роль в эпическом криминальном сериале BBC под рабочим названием «Это наш город» (This City is Ours). Как сообщает Deadline, автором идеи, главным сценаристом и продюсером проекта выступит Стефен Бутчард («Последнее королевство», «Хороший коп»), режиссерское кресло займет Сол Дибб («Последняя битва», «Отравления в Сосбери»). Еще одним продюсером станет Саймон Малони, работавший вместе с Бином над сериалом «Срок», за который актер получил премию BAFTA. Съемки пройдут в Ливерпуле, где и будет происходить действие телефильма.
Шон сыграет главаря местной банды Ронни Фелана, а главным героем станет его молодой друг Майкл Квана (Джеймс Нельсон-Джойс). Юноша впервые влюбляется и пытается решить, каким будет его будущее и какой выбрать жизненный путь, в то время как их банда распадается на глазах.
В касте также заявлены Ханна Онслоу («Империя света») в роли девушки Майкла Дианы Уильямс, Джек Макмаллен («Срок») в роли сына Ронни Джеми Фелана, Лаура Айкман («Арчи»), Кевин Харви («Скрытое»), Сирша-Моника Джексон («Девчонки из Дерри»), Майк Ноубл («Длинная тень»), Бобби Шофилд («Эрик»), Дарси Шоу («Цветная комната») и Стивен Уолтерс («Джентльмен в Москве»).
Гарри Бардин снимает новый мультфильм «Плач на все времена» с помощью краудфандинга
Гарри Бардин запустил краудфандинг на производство своего нового анимационного фильма «Плач на все времена» на Planeta.ru. По словам автора, фильм будет «про евреев, про их тяжёлую судьбу, и как они выбираются из этой ситуации, когда вокруг их все ненавидят, а они живут вопреки». Кампания стартовала в конце марта 2024 года и продлится до 1 августа (к концу мая собрана половина необходимой суммы - 1,5 миллиона рублей из 3 миллионов). Среди лотов: открытки, именные сертификаты, сборники мультфильмов, футболки и многое другое. В апреле и мае на первые собранные деньги были записаны музыка и хор для фильма, созданы куклы и декорации, а в июне Гарри Бардин собирается приступить к съемкам.
В последние режиссер создает свои картины исключительно благодаря народной поддержке, собирая средства на Planeta.ru. За это время в проектах Гарри Яковлевича приняли участие более пяти тысяч человек и при их участии свет увидели пять фильмов: «Три мелодии», «Слушая Бетховена», «Болеро 17», «Песочница» и «Ave Mariа». Кроме того, были собраны средства на ремонт студии Гарри Бардина, которая, увы, находилась в аварийном состоянии, и оплату услуг ЖКХ. Краудфандинг помог студии продолжать работу и поддержать помещение киностудии в рабочем состоянии.
- Производство мультфильма — это долгий, кропотливый, ручной труд большой команды, - сообщается на странице кампании. - У мультипликационой студии Гарри Бардина нет крупных спонсоров, грантов и другой материальной поддержки. Именно краудфандинг, как способ финансирования, объединяющий вокруг идеи друзей и единомышленников, помогает нам реализовывать такие масштабные задумки. Вклад Гарри Бардина в мировую анимацию бесценен. Он создает удивительные миры, непохожие друг на друга. Его фильмы любимы и детьми, и взрослыми.