Бывший муж Анны Седоковой покончил с собойСелена Гомес выходит замужНастя Ивлеева вышла замужРоберт Де Ниро и Бен Стиллер снова снимутся в «Знакомстве с родителями»Хибла Герзмава стала наставницей шоу «Голос»Светлана Светикова станет мамой в третий разЮра Борисов номинирован на «Золотой глобус»Анна Седокова официально развелась с Янисом ТиммойМарк Эйдельштейн сыграет главную роль во втором сезоне «Мистера и миссис Смит»Марина Федункив подтвердила, что стала мамойУмер бывший солист «На-На» Владимир ЛёвкинУмерла актриса Светлана СветличнаяКрис Прэтт стал отцом в четвертый разСкончался пресс-секретарь певца Shaman Антон Коробков-ЗемлянскийАкула стала мамойУмер продюсер и композитор Куинси ДжонсМарго Робби родила сынаАлександра Даддарио стала мамой на ХэллоуинПротив Гуфа возбудили уголовное дело о грабежеСати Казанова стала мамой

«Нужна единая политика»: в НИУ ВШЭ обсудили законодательное обеспечение развития креативных индустрий

Предоставлено Институтом развития креативных индустрий НИУ ВШЭ / Евгения Башкардина; Евгений Сафронов, Екатерина Чичеткина

Дискуссия, посвященная законодательному обеспечению развития креативных индустрий в России, состоялась 5 апреля 2023 года в рамках XXIV Ясинской (апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в Институте развития креативных индустрий НИУ ВШЭ. Торжественно открыла мероприятие директор Института развития креативных индустрий Татьяна Ривчун, а модератором выступил заместитель председателя Мосгордумы Степан Орлов.

Заместитель председателя совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Юлия Приходина начала дискуссию, отметив, что с точки зрения русского языка креативность и творчество – не одно и то же.

– Творчество – это процесс созидания. Креативность – это свойства личности, которые позволяют создавать что-либо. Это понятия хоть и близкие, но разные, – заявила она.

Юлия Приходина также отметила, что нигде в Концепции развития творческих (креативных) индустрий, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2021 г. № 2613-р, не упоминаются самозанятые, хотя именно этот налоговый режим наиболее популярен среди художников, фотографов, дизайнеров и других творческих профессий.

Эксперт также отметила, что Концепция развития творческих (креативных) индустрий – важнейший шаг в попытке регулирования и создания понятийного аппарата, но к тексту документа есть серьезные вопросы. В частности, определение того, что можно считать креативными индустриями, дано очень широкое, а перечень этих индустрий не является закрытым.

Татьяна Ривчун

Президент Фонда развития общественной дипломатии «Женский взгляд» Вероника Пешкова отметила, что к народно-художественным промыслам нельзя относиться как к дотационному направлению. Вместо этого их необходимо переориентировать так, чтобы они были применимы в жизни, актуальны.

– Это традиция, но она когда-то была инновацией. Промыслы способны делать то, что будет применяться в современной жизни. Традиция будет сохраняться путем ее применения в быту, – заявила спикер.

По оценкам Вероники Пешковой, оборот народно-художественных промыслов в Индии сейчас – 100 млрд долларов, и у российских потенциал не меньше.

Директор центра творческих индустрий «Фабрика» Ася Филиппова подчеркнула, что закон о креативных индустриях критически важен в современном мире – он должен охватывать и предпринимательство, и самозанятых, и НКО.

В то же время она отметила, что экономика сейчас поделена на два больших сектора – крупная промышленность, куда входят госкорпорации, и рыночный сектор. Именно последний, по мнению эксперта, надо переориентировать на креативную экономику.

– Важно, чтобы на федеральном уровне полномочия были перераспределены в пользу регионов. Потому что мы знаем, что в регионах есть люди, которые хотят поддерживать креативные индустрии, но не имеют на то полномочий, – заявила она.

Директор проектов Центра городских компетенций Агентства стратегических инициатив Илья Токарев в ходе дискуссии предложил использовать уже существующую практику отнесения индустрий к креативным. В качестве эталона он назвал методологию, созданную UNCTAD (Конференция ООН по торговле и развитию). В ней перечисляется ряд однозначно креативных видов деятельности, однако на практике каждая страна, использующая этот подход, дополняет список в соответствии с собственными традициями и интересами.

– В целом, на мой взгляд, галереи и музеи относятся к сфере креативных индустрий. Приравнивать их к книжному магазину некорректно. Книжный магазин – это точка продаж. Галерея – это культурный объект, который несет просветительскую функцию, как и музей, но является узкоспециализированным частным заведением, – прокомментировал он.

По его мнению, для создания инфраструктуры креативных индустрий в первую очередь необходимо законодательно закрепить понятие креативных кластеров.

Степан Орлов не согласился с этой позицией, отметив, что очень важно сохранить товаропроводящую сеть в качестве креативной индустрии.

– Художник – это креативная индустрия, но при этом картинную галерею почему-то не считают креативной индустрией. Издательство – креативная индустрия, оно выпускает книги, а вот книжный магазин – выходит, нет? Но ведь без него книга никак не дошла бы до потребителя. С точки зрения законодательства книжный магазин – это просто точка продаж наряду с колбасной, винной и косметической. А ведь там проходят автограф-сессии, встречи с писателями – книжные магазины играют колоссальную роль в продвижении культуры чтения и, конечно же, являются креативной индустрией. То же самое с кинотеатрами. У нас не будет кинематографа, если не будет кинотеатров, хотя сами они не производят культурный продукт, – сказал он.

Егор Иванков

Председатель Комиссии по развитию креативных индустрий Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Егор Иванков отметил, что в ближайшее десятилетие страна будет находиться не только в правовой, но и в геополитической неопределенности.

– На Концепцию развития творческих (креативных) индустрий надо смотреть как на оболочку, которую необходимо заполнить смысловыми и правовыми конструкциями. В мире достаточно велик объем финансовой ликвидности, которая не может существовать просто так – ей нужен предмет, применение. Результаты интеллектуальной собственности – это быстрый способ либо поглотить существующую ликвидность, либо нарастить новую, – заявил он.

Заместитель Председателя Комитета по интеллектуальной собственности и креативным индустриям РСПП Сергей Матвеев, несмотря на настрой большинства присутствующих в очередной раз пообсуждать нормативное регулирование креативной экономики, заявил, что закон о креативных индустриях не нужен, самозанятые не могут быть основой индустрии, а связь между ОКВЭД и креативностью – крайне призрачная.

– Креативные индустрии – это новые общественно-экономические отношения, когда мы готовы платить деньги за продукты, созданные творческим, интеллектуальным трудом. Это значит, что в них воплощены результаты интеллектуальной деятельности. Интеллектуальная собственность – другой тип экономического актива: ни нефть, ни лес, и даже не трудовые ресурсы в марксистском понимании. Активы всех креативных индустрий нематериальны, в первую очередь это интеллектуальная собственность и бренды. Для работы креативных индустрий нужны в первую очередь права интеллектуальной собственности, и они уже сформулированы в IV части ГК РФ, – заявил он.

По мнению Сергея Матвеева, надо прекратить бессмысленное обсуждение очередной регуляторной нагрузки на креативный бизнес, а вместо этого совершенствовать налоговое и финансовое законодательство, позволяющее инвестировать в творческий продукт. При возникновении необходимости точечного регулирования или ускоренного развития отдельных индустрий, входящих в креативные, уже и так много законов: например, о господдержке кинематографа, о средствах массовой информации, об архитектуре и других.

– Например, банки сейчас берут в залог недвижимость, но не берут имущественные права интеллектуальной собственности, потому что ЦБ РФ считает их неликвидным активом. Кроме того, в стране нет нормального режима оборота прав – что-то освобождено от уплаты НДС, что-то – нет. Интеллектуальная собственность, которая должна воплощаться в более дорогих, качественных и прибыльных креативных продуктах, просто не доходит до производителя, споткнувшись о налоговый барьер, – отметил он.

Сергей Матвеев

Сергей Матвеев также напомнил, что индустрия – это серийное производство. Признак индустрии – масштаб, не свойственный кустарному производству. Поэтому сами по себе самозанятые, по его мнению, не являются индустрией – каждому художнику должен быть открыт путь в галерею, каждому писателю – в издательство. Индустрия создается тогда, когда существует устойчивое взаимодействие авторов, создателей интеллектуального продукта, студий, издательств, продюсерских центров, цифровых платформ и промышленных производителей, распространителей креативных продуктов. Сомнительно и упование на регулирование индустрий через признак ОКВЭД.

– Надо забыть об ОКВЭДах, потому что под одним видом экономическая деятельность может осуществляться совершенно по-разному. Под «производством пищевых продуктов» могут подразумеваться как уникальные авторские рецепты, так и обычная столовая, где основной экономический актив – кастрюли и плиты. Когда в этой столовой будут уникальные рецепты, которые в форме ноу-хау висят на балансе, тогда столовая станет частью креативной индустрии, – отметил эксперт.

Татьяна Абанкина

Генеральный директор креативной лаборатории «Территория Дизайна», член Правления Союза креативных кластеров Майя Свистухина не согласилась с тезисом, что закон о креативных индустриях не нужен. Она напомнила, что Концепция развития творческих (креативных) индустрий не является нормативно-правовым актом, поэтому приведенные в ней формулировки носят ориентировочный характер.

– Закон нужно принять для того, чтобы мы, сидя за одним столом, в течение часа не пытались понять, что каждый из нас имеет в виду под одними и теми же понятиями. Вместо этого мы могли бы перейти к формированию условий для развития креативных индустрий, – сказала она. – Закон о креативных индустриях должен в первую очередь решить проблему с понятийным аппаратом – что относится к креативным индустриям. IV часть ГК РФ важна, но ее нужно пересечь с теми объектами, которые к классическим объектам креативных индустрий не имеют отношения.

Майя Свистухина также напомнила, что нормативно-правовая база уже формируется – в частности, определение креативных индустрий в январе 2023 года нашло отражение в «Основах государственной культурной политики». Вместе с тем спикер согласилась, что термин пока не идеален и требует доработки.

Виктория Боос

Ведущий эксперт «Российской кластерной обсерватории» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Виктория Боос рассказала про новое исследование, в ходе которого был составлен рейтинг инновационной привлекательности городов мира. Одним из критериев рейтинга стало развитие креативных индустрий.

– За каждым успешным с точки зрения креативности городом стоит целая история разных комплексных финансовых и нефинансовых мер. Если говорить о том, начался ли успех с закона, то ответ будет отрицательным. Ситуации были разными – где-то законы шли с отставанием, где-то – появлялись заблаговременно, но сказать, что в основе всегда лежало грамотное стратегирование нельзя, – прокомментировала спикер. – Проблемы, с которыми мы сталкиваемся сейчас, когда российское законодательство отстает от развития креативных индустрий, – не являются специфическими и вполне преодолимы.

Так, по мнению Виктории Боос, идея нового закона интересна главным образом регионам. Они боятся включать слово «креативность» в свои государственные программы, поскольку их программы, как правило, делаются по кальке с федеральной программы. Кроме того, зачастую регионам требуется даже не закон, а законодательный комплекс, в котором бы активно участвовал местный уровень и советы депутатов.

Главный редактор информационного агентства InterMedia, разработавшего в 2022 г. методику изучения креативных индустрий Московской области, Евгений Сафронов напомнил, что обсуждаемые индустрии в международной практике считаются особо важными для общества, однако в разных странах называются по-разному: где-то – культурными, где-то – креативными, используются и другие варианты. При этом каждая страна внимательно анализирует и определяет для себя состав этих индустрий – и в России его также сходу определить нельзя: это может сделать только авторитетная рабочая группа в ходе подготовки закона, как это, к примеру, было сделано в Московской области.

– А вот в Ханты-Мансийском автономном округе приняли необычный закон о креативных индустриях. Они использовали собственный подход, не копируя, как часто бывает, другие исследования. На наш взгляд, хоть этот проект и можно критиковать, но следует отдать должное креативному подходу и оригинальности, – отметил спикер.

Евгений Сафронов отметил лавинообразный рост запросов с самых разных сторон, в первую очередь из регионов, на адекватную аналитику по вопросам культуры и творческих (креативных) индустрий – ведь сейчас ясности в этом вопросе на федеральном уровне просто нет. Эксперт привел в пример федеральный проект «Культурная столица года», реализуемый при поддержке Президентского фонда культурных инициатив – города-конкурсанты при заполнении заявок на участие в конкурсе сталкиваются с затруднениями при определении как состава творческих (креативных) индустрий, так и применимой терминологии.

Спикер отметил потенциальную опасность подготовки Закона без учета действующей регуляторики в сфере культуры – архаичной и противоречивой. Особую опасность составляет отсутствие экспертизы в большинстве секторов культуры, что создает широкие возможности для манипуляций и злоупотреблений.

– Даже самый хороший новый закон о творческих (креативных) индустриях сразу войдет в противоречие с сотней других законов, применять его будет сложно, если вообще возможно. Совершенствование законодательства должно быть комплексным, и мы должны отдавать себе отчет, что это займет не один год, – отметил эксперт. – Вспомните, принятие Закона о культуре было запланировано на второй квартал 2018 года, но воз и ныне там. Нужно ли торопиться с новым законом по креативным индустриям? Не лучше ли все же начать с совершенствования текущего законодательства?

Евгений Сафронов

Отдельно Евгений Сафронов остановился на классификаторе ОКВЭД, отметив множество противоречий и недоработок в нем, вплоть до отсутствия множества актуальных видов деятельности в области культуры – от разработки видеоигр до производства виниловых пластинок – и это при том, что для многих видов деятельности, например хлебобулочной, предусмотрены десятки отдельных кодов. По этой причине попытка использования ОКВЭД в целях исследования творческих (креативных) индустрий дала бы неприемлемую погрешность в 50–75%. Для системного исследования и мониторинга индустрий необходима выработка специальной методики на основе экспертизы.

Продолжая тему, спикер ознакомил собравшихся с предложениями по статистическим показателям оценки деятельности в сфере творческих (креативных) индустрий, подготовленными InterMedia для рассмотрения на рабочей группе Министерства культуры РФ. В частности, в документе определены критерии отнесения к 15 креативным (творческим) индустриям, дополнительно описаны 7 базисных группировок, обеспечивающих работу всей творческой (креативной) экономики. Составлен проект классификатора, состоящий из 136 видов деятельности, разнесенных на два типа – основную творческую, а также профильную инфраструктурную, без которой невозможно существование индустрий.

– В инфраструктурную деятельность входит все, что связано с созданием произведений, их тиражированием, доведением до аудитории и др. К примеру, без типографий невозможно издать книгу, а без книжных магазинов – продать ее, тем самым создавая оборот индустрии. Широко используемый сейчас проектный подход точечно приносит значительную пользу, но не помогает формированию устойчивых индустрий. Мы же предлагаем системный подход, основанный на детальной экспертизе и продуманном комплексном стимулировании деятельности по видам – именно так в конечном счете и может быть обеспечено стабильное развитие индустрий как таковых. Но для такого подхода необходимы институциональные изменения и единая культурная политика, – отметил эксперт.

Павел Соломатин, InterMedia

Фото: Предоставлено Институтом развития креативных индустрий НИУ ВШЭ / Евгения Башкардина; Евгений Сафронов, Екатерина Чичеткина
Теги: Павел Соломатин, репортаж, Высшая школа экономики, креативные индустрии

Гайд для дизайнеров: зачем нужен наставник и как его найти?

Пресс-служба конкурса Фабрика Дизайна 3.0

Успех дизайнера во многом зависит от того, насколько ему повезло с наставниками в начале пути. О том, кто они такие, какими качествами должны обладать и чему могут научить, рассказали лидеры индустрии, кураторы конкурса Агентства креативных индустрий и Союза Дизайнеров России «Фабрика дизайна 3.0». Этот текст будет полезен всем начинающим специалистам, поможет найти правильные ориентиры, векторы развития в профессии и избежать самых распространенных ошибок.

Зачем дизайнеру нужен наставник?

Сегодня, когда конкуренция и требования к специалистам растут, наставничество становится важнейшим инструментом для профессионального роста. Оно помогает молодым дизайнерам лучше ориентироваться в реалиях рынка, выстраивать эффективную коммуникацию с клиентами и повышать качество работы. Наставник может подсказать, как подойти к разработке того или иного решения, на что обратить внимание, какие моменты важно не упустить, оценить и внести корректировки в процессе работы дизайнера.

Кто может стать наставником?

Наставник — это человек с большим опытом и экспертизой, которому вы можете доверять. Эксперты выделяют несколько категорий наставников и мест, где их можно встретить.

Руководители компаний и работодатели

Многие ведущие дизайнеры обучались именно на их примере. Президент Союза Дизайнеров России, академик Национальной Академии Дизайна, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ, соорганизатор конкурса «Фабрика дизайна» Виталий Ставицкий вспоминает, что больше практических знаний получил от своих работодателей, чем в вузе:

- Они действительно были для меня наставниками, предлагали почитать интересную литературу — в интернете в 90-х годах не было столько полезной информации по теме. В основном это были книги западных издательств.

Основатель и генеральный директор компании «Смирнов Дизайн», директор Центра исследований и инновационных разработок РГХПУ им С.Г. Строганова и вице-президент Союза Дизайнеров России Сергей Смирнов вспоминает свой опыт сотрудничества с компанией «МЕТТЭМ-Технологии». Он разрабатывал для нее фильтр «Барьер»:

- Один из замдиректоров компании, куратор разработки сказал мне: “Нам не нужно изображение. Нам нужна продуманная конструкторская документация, которую мы передадим на производство”. В тот момент я осознал всю ответственность промышленного дизайнера за каждый этап жизненного цикла продукта, важность понимания технологий и коммерческих задач.

Заказчики

Дизайнер интерьера, основатель и руководитель студии KRUTALEVICH INTERIORS, преподаватель кафедры дизайна среды РГУ им. А.Н.Косыгина Светлана Круталевич считает главными наставниками своих заказчиков:

- Они “образовывают” нас как специалистов. И каждый следующий заказ — это новый опыт и новая ступень развития и для меня как для профессионала, и для всей моей команды.

Исторические фигуры

Основатель, генеральный конструктор Karfidov Lab и заведующий кафедрой инжиниринга технологического оборудования НИТУ МИСиС Алексей Карфидов вдохновлялся советским наследием и признается, что до сих пор опирается на него в своей работе:

- Меня всегда вдохновлял талантливый советский конструктор Ростислав Алексеев. Он занимался созданием экранопланов и судов на подводных крыльях. Интересно изучать опыт таких людей, узнавать, какие сложности они преодолевали. Не только инженерные, но и бюрократические. Такие специалисты внесли огромный вклад в развитие индустрии дизайна. Этот вклад до сих пор является опорой в нашей работе.

Практика на предприятиях и личные связи

Сергей Смирнов признается, что на его становление как дизайнера повлияли несколько людей и событий:

- Первое — работа на керамическом предприятии. Я пошел туда, с первого года не поступив в Строгановку, и стал гипсомодельщиком, гипсолитейщиком. Именно там я получил базовые навыки владения материалом, прототипирования и проектирования. Второе поворотное событие произошло в 1997 году. Я вернулся из армии, и мой двоюродный брат познакомил меня с 3D-моделированием. Возможность создавать дизайн с помощью трехмерных технологий, абсолютно инновационных на тот момент, была чем-то невероятным.

Конкурсы, креатоны и образовательные программы

Сегодня у молодых дизайнеров есть большое количество возможностей получить поддержку опытных коллег из индустрии. Конкурсы, креатоны и образовательные программы регулярно объединяют профессионалов с новичками, помогая последним расти и развиваться. На конкурсе «Фабрика дизайна» кураторы дают участникам максимальную поддержку, направляют, делятся знаниями, помогают развивать и расширять профессиональные навыки.

- Мы не заставляем участников конкурса опираться на наше мнение, это личный выбор каждого. Некоторые дизайнеры предпочитают полностью сепарироваться и делать все самостоятельно. Но, по моим наблюдениям, результаты гораздо лучше у тех, кто обращается за советами к кураторам и следует им, — отмечает Светлана Круталевич.

Какие качества важны для наставника?

Наставник должен передавать не только знания, но и любовь к профессии, уметь расположить ученика, выстраивать с ним доверительные отношения. Вот какие главные качества наставника отмечают эксперты.

Личный опыт

Алексей Карфидов считает, что с учениками важно делиться не только историями успеха, но и поражений:

- У наставника должен быть личный опыт, не просто полученный из книг. Позитивный и негативный. И чем его больше, тем лучше.

Эмоциональный интеллект

Виталий Ставицкий сравнивает наставника с личным психологом — человеком, способным дать максимальную поддержку:

- Наставник должен передавать пламя, а не пепел.

- Развитый эмоциональный интеллект дает наставнику способность выслушать и понять своих учеников, проникнуться их идеями, – добавляет Алексей Карфидов.

Светлана Круталевич уверена, что эмоциональная включенность наставника помогает и ученикам быстрее включаться в работу:

-Если ты сам горишь профессией, получаешь от нее удовольствие, молодежь заряжается, идет за тобой, выбирает тебя в роли наставника. Ребята хотят больше общаться, начинают интересоваться твоими проектами, тем, что ты сейчас делаешь. Наставник должен не только уметь передать ученику первичные навыки, но и влюбить его в профессию, научить системно думать и выдавать качественный результат — это большая задача.

Междисциплинарные знания

Сергей Смирнов обращает внимание на уровень подготовки наставника:

- Промышленный дизайнер — это междисциплинарный специалист, который владеет многочисленными технологиями, понимает коммерческие цели продукта, знает особенности процесса производства. Он одновременно является и художником, и технологом, и бизнесменом, и маркетологом. Поэтому куратор также должен быть экспертом во всех этих направлениях и понимать их междисциплинарные связи.

Где искать наставника?

Самый большой выбор наставников предлагают профильные конкурсы. Например, на «Фабрике дизайна» с участниками бок о бок работают сразу несколько кураторов. Эксперты помогают специалистам разобраться в задачах заказчиков, по запросу дают необходимые подсказки в процессе разработки решений и вносят корректировки. Вот какие способы они для этого используют.

Помощь в поиске решения

- Кураторы помогают дизайнеру выбрать нужный вектор для разработки правильного эстетического решения. У них гораздо больше опыта и насмотренности, чем у большинства участников, — считает Виталий Ставицкий.

Метод системного анализа

Светлана Круталевич рассказала о главном подходе, который рекомендует участникам конкурса:

- Это системный анализ, которым должен владеть каждый профессиональный дизайнер. Он заключается в более разностороннем и глубоком исследовании объекта разработки. Когда фокус внимания направлен прежде всего на смыслы и содержание, а не только на форму и эстетику объекта. Например, русский стиль, который сегодня активно популяризируется, — это не только кокошники, балалайки и другие внешние атрибуты. Это многовековая культура, которая имеет свои уникальные особенности. Можно бесконечно изучать орнаменты и внешние формы, но без понимания, почему они именно такие, невозможно создать качественный проект. В любом средовом объекте должны быть заложены смыслы бренда, его философия, цели и задачи. Поэтому, когда я вижу, что ребята на конкурсе начинают с эскизов, не погружаясь в аналитику, я останавливаю их — это провальная история. Любой проект начинается с анализа. Подходя к задаче, необходимо сделать паузу, подумать, посмотреть историю и то, как подобные задачи решали другие, какой путь прошла компания, которая предоставила техническое задание, и как можно по-другому решить задачу.

Совместное погружение в проект

Для Сергея Смирнова важно быть погруженным в проект не меньше, чем сам дизайнер, выстраивать командную работу. И в процессе куратор может увидеть подводные камни, которые не всегда заметит начинающий дизайнер:

- Конечно, специалист должен сам придумать решение и разработать его. Однако точная оценка уровня сложности технического задания, помощь дизайнеру сконцентрировать внимание на его важных деталях и недостатках — задача куратора. Также куратор может выступать адвокатом заказчика или адвокатом дизайнера, становится между ними связующим звеном, медиатором, налаживает коммуникацию.

Психологическая поддержка и конструктивная критика

Тему здоровой коммуникации, психологии общения куратора и дизайнера продолжает Алексей Карфидов:

- Мне просто приятно поддерживать молодых инженеров и промышленных дизайнеров. Здорово, что есть такие площадки для их взаимодействия с заказчиками, где они могут также получать помощь экспертов. Если в проектах даже есть какие-то недоработки, недочеты, для меня важно, чтобы критика была конструктивной, чтобы в ней не просто была оценка на уровне, нравится это экспертам или нет, а аргументы, пояснения. Чтобы специалист мог сделать выводы и учитывать корректировки в своей дальнейшей работе. Например, в прошлом году жюри “Фабрики дизайна” очень поддержало работу одной девушки — это была коллекция домашних светильников в премиум-сегменте, вдохновленная идеями русского авангарда, и ей даже предложили сотрудничество. В этом году она участвовала в конкурсе снова, но выступила чуть менее успешно. Мы честно и открыто пообщались с ней. Она сама поинтересовалась, какие были недочеты в этот раз. И я уверен, что на базе этого она сделает для себя ценные выводы.

Советы начинающим дизайнерам

Прежде всего эксперты рекомендуют обратить внимание на возможные ошибки. Самые распространенные из них — это недооценка технологических сложностей, упрощенное восприятие технического задания и разработка решений, «не совместимых с жизнью».

- Именно из-за этого рождаются “сырые” проекты дизайнов с точки зрения возможности их производства. Иногда ребята увлечены образами, собственными фантазиями, представлениями и не сопоставляют их с реальными возможностями. Прежде чем приступать к их реализации, важно оценить технологическую рентабельность своего решения, себестоимость, изучить технологию производства, — отмечает Сергей Смирнов.

- Иногда дизайнер слишком увлечен внешними атрибутами продукта —формой, визуальной составляющей, и из фокуса внимания исчезает его главная ценность, функционал, — добавляет Алексей Карфидов.

Некоторые дизайнеры, по мнению Виталия Ставицкого, не до конца понимают саму суть профессии, в которую пришли:

- Дизайнер — это не та профессия, где ты реализуешь собственные желания и тешишь свое эго. В ней важно точно и качественно реализовывать задачи заказчика. К сожалению, в вузах студенты до сих пор не получают никакого практического опыта. Сегодня эту возможность предоставляют разные конкурсы, акселераторы. На них есть возможность пройти образовательную программу, которую ведут успешные практикующие специалисты, в том числе лидеры индустрии.

Некоторых ошибок можно избежать, если прислушиваться к более опытным коллегам. У экспертов есть несколько главных рекомендаций.

Виталий Ставицкий: «Важна адекватная самооценка, понимание, насколько ты соответствуешь уровню рынка, насколько ты нужен индустрии, достаточно ли ты профессионален. Также в любом возрасте необходимо постоянно учиться и повышать свои компетенции, иначе другие специалисты будут всегда на шаг впереди. Это высококонкурентный рынок. На нем работает закон “если не ты, то кто-то другой”. Важно точно оценивать свои силы и возможности, осознавать, способен ли ты реализовать определенную задачу, и не испортить свою репутацию».

Сергей Смирнов: «Дизайнер должен одновременно быть и художником, и технологом, и экономистом, а также владеть широким инструментарием. 3D-моделирование, визуализация и другие инструменты становятся ключевыми в сегодняшней работе дизайнера. Особенно это касается приборостроения, создания упаковок и других конструкций. Также важны коммуникативные навыки, умение понять, услышать заказчика и с другой стороны — донести до него свои мысли, идеи, аргументы, уметь точно сформулировать вопросы».

Алексей Карфидов: «Главное — это умение слушать и слышать заказчика, а не только продвигать свои собственные идеи и подбирать для них подходящую форму реализации в различных проектах».

Светлана Круталевич: «Нужно тренировать усидчивость и трудолюбие. Талант — это лишь небольшой процент успеха. Главное — умение поставить цель и планомерно двигаться в необходимом тебе направлении, быть сконцентрированным на задаче, на результате. Даже если что-то получается не с первого раза. Учиться и делать! И результат придет».

Фото: Пресс-служба конкурса Фабрика Дизайна 3.0
Теги: новости партнеров, Фабрика дизайна
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Пиковая дама и Шамаханская Царица в дизайнерских нарядах открыли серию литературных гостиных в Париже

Анна Котлова

Серию музыкальных литературных гостиных запустила в Российском духовно-культурном православном центре в Париже творческая труппа «Наследие». Первым событием цикла стал вечер, посвященный Александру Сергеевичу Пушкину, 225-летие которого отмечается в 2024 году.

Главными звездами вечера, сочетающего литературные чтения и музыку, стали персонажи произведений писателя – Шамаханская Царица, Евгений Онегин, Татьяна Ларина и Пиковая дама. Костюмы для них были созданы молодыми дизайнерами и художниками, победителями Международного конкурса на лучший образ героев Пушкина «Пушкинский бал»: Валентиной Клушиной, Ксенией Духановой, Катериной Матлиной и Вероникой Ромашковой. Наряды были доставлены из Москвы специально для мероприятия. Ранее их можно было увидеть в ходе презентации золотистого цилиндра Петра Ильича Чайковского на Петровском оперном балу в Екатерининском дворце.

Гостями вечера стали обыкновенные парижане и гости французской столицы, объединенные интересом к русской культуре: несмотря на напряженную международную обстановку, он не ослабевает. Яркое выступление дало присутствующим ощутить атмосферу России начала 19 века.

- Благодаря талантливым организаторам и победителям Международного конкурса "Пушкинский бал" вечер получился действительно волшебным! Это первое подобное мероприятие, но оно было тепло встречено зрителями, так что такой литературно-музыкальный формат мы планируем использовать и впредь. Наш центр регулярно проводит культурно-просветительские мероприятия, обязательно проходите к нам, если будете в Париже, – рассказала корреспонденту «ИнтерМедиа» директор Российского духовно-культурного православного центра в Париже Анна Котлова.

Международный конкурс «Пушкинский бал» организован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Дополнительная информация - в телеграме Российского духовно-культурного православного центра в Париже.

Фото: Анна Котлова
Теги: Александр Пушкин, новости партнеров

Мода на традиции, фэшн-психология и гигантский наличник: чем запомнилась выставка «РусАртСтиль»

Арсен Меметов, Дмитрий Ткаченко

Мода на традиции,фэшн-психология и гигантский наличник: чем запомнилась выставка «РусАртСтиль»

VIII Выставка-ярмарка народных мастеров, художников и дизайнеров России «РусАртСтиль» прошла с 21 по 24 ноября 2024 года в выставочном пространстве Даниловский Event Hall. Посетители смогли оценить показы моды, творческие встречи с талантливыми дизайнерами и художниками, концертную программу, мастер-классы с именитыми мастерами, лотерею с призами от участников выставки, креативную фотозону и многое другое.Феерическое арт-событие объединило более чем 200 экспонентов из 35 регионов России, а гостями выставки стали более 20 тыс. человек, в т.ч. делегация детей из новых регионов – Луганской и Запорожской областей. Ребята, по словам сопровождавших их педагогов, были в восторге от увиденного и с удовольствием приняли участие во всех мастер-классах.

Под девизом выставки – «Мода на традиции» – организаторам удалось гармонично объединить знаменитое кружево из Ельца, берестяные работы из Удмуртии, легендарную городецкую золотную вышивку, работы лучших кукольников страны, создавших коллекцию ватных игрушек в виде великих деятелей российской истории, неподражаемые изделия из стекла, авторские пуховые изделия из Оренбурга, славянские обережные куклы, янтарные украшения из Калининграда и многое другое.

- Заметный интерес у гостей вызвали расписные короба в стиле русских сказок от художницы Натальи Жуковой; масштабные живописные полотна на шкурах, созданные прославленным мастером из Владимира Германом Шамаевым. Была даже очередь из желающих сфотографироваться с гигантским окном и наличником, специально привезенным автором«Виртуального музея резных наличников» Иваном Хафизовым. Многие покидали выставку с огромными сумками – запасами ярких авторских подарков для близких к Новому году, – рассказали организаторы выставки корреспонденту «ИнтерМедиа».

Необычной акцией выставки стал конкурс «Народный Кулибин», который выявил креативных мастеров, творящих на стыке современных субкультур и представивших работы в стиле стимпанк. Победители были награждены специальными дипломами и памятными подарками.

Огромный интерес вызвал впервые проведённый в рамках «РусАртСтиля» салон «Территория российской моды», на котором были представлены как дизайнерские шоурумы, так и яркие дефиле на подиуме. Свои коллекции показали 22 дизайнера, среди которых Людмила Якушина, Анна Чуркова, Yaga, Елена Канойко, Лилия Абдуллина, Татьяна и Анастасия Углицких, Novik Bijou, Angela Micky, Аллегра Казановская, театр моды «ИриС», Janavesna, Елена Шип и другие.

Выставка «РусАртСтиль» учредила специальную награду«Легенды российской моды». Этим почетным титулом были награждены дизайнеры, которые многие годы развивают в своем творчестве традиции русской моды, оттачивают свой собственный стиль, а также многое делают для объединения и поддержки российских дизайнеров, популяризации отечественной национальной моды за границей. К числу таковых, безусловно, относятся:

  • «русская Шанель», официально признанная Книгой рекордов России «Старейшим действующим художником-модельером России» 93-летняя Татьяна Смирнова;
  • президент Ассоциации модельеров России, организатор показов русских дизайнеров во Франции, Испании, Италии Валентина Мельникова;
  • член Евразийской ассоциации этнодизайнеров и ассоциации «Наследие и традиции» Дом вышивки Надежды Вороновой;
  • член Ассоциации модельеров России, культуролог, участница многих российских и международных показов в Испании, Франции, Бельгии, Люксембурге, лауреат премии Пьера Кардена, создательница бренда Yalidia Лидия Цховребова.

Прославленные дизайнеры в очередной раз восхитили публику на подиуме «РусАртСтиля» своими коллекциями. Яркие дефиле, встреченные овациями, стали настоящим чествованием этих легендарных модельеров. Показ Лидии Цховребовой прошел при участии знаменитой модели, певицы, продюсера, композитора, автора бестселлера «Остаться в живых» Lama (Ламы Сафоновой).

За 4 дня на выставке состоялось около 60 мастер-классов для гостей всех возрастов, а также творческие встречи, семинары и мини-лекции на такие темы как «Фэшн-психология», «Брендография», «Этнические украшения и современный стиль».

Выставка «РусАртСтиль» сопровождалась разноплановой концертной программой, в которой приняли участие лауреат международных фестивалей, гусляр-сказитель Александр Субботин, рок-группа «Бостонское чаепитие», мультимедийный проект «Широка душа», автор-исполнитель народных и эстрадных песен Елена Валеева, образцовый коллектив ансамбль народной песни и танца «Лебедушка», хореографический ансамбль Multidance, кукольный театр «Волшебники», кукольные театральные коллективы «Лукоморье», «СказкаГрад» и другие.

Проект получил широкое освещение в прессе – ему было посвящено более 120 публикаций и репортажей, в т.ч. телесюжетов, гостевых радиоэфиров, печатных статей, репортажей и анонсов в электронных СМИ.

- Приятно было видеть активность и положительный эмоциональный отклик посетителей, - отметил директор выставки «РусАртСтиль» Алексей Комаров. – Наша задача – знакомить современников с живой традицией национального искусства России, которое черпает вдохновение в народном творчестве и обретает сегодня второе дыхание стараниями талантливых мастеров из разных уголков нашей страны. Нам приятно осознавать, что это направление в нынешних реалиях становится всё более актуальным.

Проект был реализован ООО «Экспоресурс – выставки и конференции» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы, ассоциации организаций народных художественных промыслов, ремесленников и художников «Наследие и традиции», Евразийской ассоциации этнодизайнеров, пиар-агентства Maestro Agency PR.

Партнеры: Российский Красный Крест, ГБУ «Малый бизнес Москвы», Международная Ассоциация презентационной продукции (МАПП).

Информационные партнеры: ИА «ИнтерМедиа», газета «Аргументы недели», газета «Вечерняя Москва», «Литературная газета», «Комсомольская правда – Афиша», журналы «Русский ювелир», Moda & Art in Russia, Melon Rich, Smooth Lifestyle Media, Allfest.ru, sobitiye.ru, Russian Business Guide, Daily Moscow, «Типичная Москва», журнал «Крестьянка», «Новая деревня», «Gift Review», ТК «Жар Птица», «Ярмарка мастеров», «Львиная доля городских новостей», «Параллель», «Модный дом», «Прелесть», издательство «Формат-М», TRIP2RUS.RU, «Травел Эксперт», Masterjournal.

Информационная поддержка: «Вести ФМ», телеканалы «Россия 1», «ТВ Центр», «Москва 24», TEО ТВ, РИА «Новости», газеты «Аргументы и факты», Metro, «Вести Подмосковья», ИА РИАМО, ИА «Музыкальный клондайк», «АртМосковия», журнал «Академия леди», KudaGo, Фонд содействия просвещению и образованию «Русский наследник» и «Дом русской одежды Валентины Аверьяновой».

Фотоархив (фотографы – Дмитрий Ткаченко и Арсен Меметов)

Дополнительная информация: https://www.expo-resurs.ru/

Фото: Арсен Меметов, Дмитрий Ткаченко
Теги: репортаж, новости партнеров, РусАртСтиль
β 16+