На Российской креативной неделе обсудили, как поддерживать креативные индустрии на законодательном уровне
Панельная дискуссия «О подходах к закреплению института творческих (креативных) индустрий в законодательстве России» состоялась 3 июля 2023 года в рамках деловой программы Российской креативной недели, проходящей на территории кластера «Ломоносов» Московского государственного университета.
Модераторами дискуссии выступили первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике Денис Кравченко и заместитель директора Роскульцентра по проектной деятельности Анна Афанасьева.
Начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков заявил, что настоящее время открыло множество новых возможностей для креативных индустрий. По этой причине обострилась и потребность в более понятном законодательстве.
– В отличие от государственных учреждений культуры, у которых нет необходимости выживать самостоятельно, креативные индустрии – это бизнес. Государственные инициативы важны, но главное – создание условий для развития, – высказался Сергей Новиков.
Денис Кравченко напомнил присутствующим, что вклад креативных индустрий в ВВП России сейчас составляет около 2%, тогда как в развитых странах его доля доходит до 9%.
Президент АНО «Креативная экономика» и директор форума «Российская креативная неделя» Марина Абрамова (на фото) отметила, что у государства и бизнеса разные подходы и разные интересы. Кроме того, пока не удалось прийти к совместному мнению, как оценивать развитие креативных индустрий и делать какую-то аналитику.
Заместитель министра экономического развития РФ Максим Колесников отметил, что зачастую креативные индустрии – это малый и средний бизнес, у которого уже есть свои меры поддержки, поэтому при разработке законопроекта важно понять, чего в этих мерах не хватает.
Научный руководитель Института развития креативных индустрий НИУ ВШЭ, директор центра Креативной экономики Факультета городского и регионального развития Татьяна Абанкина отметила, что регулировать надо именно креативные индустрии, а не только креативное предпринимательство, которое является частью этих индустрий.
– Креативная экономика – это гуманитарная экономика, она связана не только с производством товаров и услуг, но и с производством смыслов, ценностей, созданием российских брендов, продвижением российских произведений культуры. Гуманитарная составляющая очень важна. Это не отрасль, а совокупность отраслей, которые чрезвычайно разнообразны, – отметила она.
По ее мнению, законопроект должен распределить полномочия между федеральной, региональной и местной властью, а также подключить общественные союзы.
Заместитель председателя Московской городской Думы Степан Орлов отметил, что креативная экономика – это драйвер для развития национальной экономики, имеющий особое значение для мегаполисов.
– Сам процесс производства и реализации креативного продукта становится точкой притяжения для туристов и горожан. Мы получаем двойной экономический эффект, – отметил он.
По его мнению, самое плохое в текущей ситуации – это отсутствие закона. Закон, по словам спикера, нужно принимать в первом же чтении, а потом работать над поправками. При этом он выделил ряд проблем. В частности, при разработке законопроекта нельзя забывать про товаропроводящую сеть – кинотеатры, театры, галереи – без которых невозможна монетизация креативного продукта. Кроме того, многие авторы сейчас забывают регистрировать свои авторские права – законопроект должен подталкивать их к этому.
Генеральный директор креативной лаборатории «Территория дизайна», член экспертного совета Центра современного искусства «Винзавод» Майя Свистухина отметила, что законопроект должен работать на креативные индустрии, а не только на креативное предпринимательство. Так, само предпринимательство, по ее словам, уже определено и в достаточной степени зарегулировано и поддержано.
– Такие термины как «креативный», «креативная экономика», «креативные индустрии», «креативный кластер» и многие другие, за 20 лет уже стали понятны, но все еще не нашли отражения в законодательстве, – отметила она. – Все отрасли разные, но закон должен стать универсальным, должен подходить всем индустриям. Особенности индустрий должны найти отражения в отраслевых законах.
Она указала на отличия, имеющиеся сейчас в региональном законодательстве. Так, в законе Новгородской области к креативным индустриям относятся гастрономия и новаторская деятельность в области культуры и спорта. В законе Ханты-Мансийского автономного округа есть только новаторская деятельность в области культуры, а в законе Самарской области – нет ни того, ни другого. Закон должен закрепить основные направления, чтобы потом на каждом одинаково работала господдержка.
Основатель Центра современного искусства «Винзавод» Софья Троценко рассказала, что креативные кластеры – это один из самых сложных способов поддержки креативных индустрий на текущий момент. Но он же является и самым эффективным.
– Там, где не происходит ничего, но есть креативный кластер, – это место становится инкубатором для развития активных людей и творческих идей, которые, благодаря горизонтальным связям создают креативный продукт, – отметила она.
Руководитель юридической службы Ассоциации коммуникационных агентств России Елена Хавандеева указала, что при разработке законопроекта особенно важно избегать двусмысленных дефиниций. Кроме того, учитывая текущую экономическую и политическую ситуацию, необходимо формулировать нормы так, чтобы не увеличивать нагрузку на федеральный бюджет.
Управляющий партнер Института развития городов «Полис» Илья Токарев еще раз сакцентировал внимание на том, что в законе важно зафиксировать понятие «креативная экономика» и определить меры поддержки для регионов.
Заместитель генерального директора по цифровому контенту издательства АСТ Максим Лозовский указал на то, что в законопроекте необходима унификация. По его мнению, сейчас государство уделяет ИТ-рынку больше внимания, чем остальным.
Екатерина Калиничева, представляющая НФМИ, отметила необходимость создания специализированных или межведомственных организаций для регулирования креативных индустрий.
Основатель и генеральный директор Fashion Hub Russia Георгий Ростовщиков сказал, что рынок моды пока не регулируется ни одним ведомством. При этом он включает в себя практически все креативные индустрии, а потому нуждается в особых мерах поддержки.
Президент Союза дизайнеров России Виталий Ставицкий также пожаловался на отсутствие профильного министерства. Кроме того, по его словам, для индустрии дизайна просто необходимы институты развития.
Директор центра творческих индустрий «Фабрика» Ася Филиппова отметила, что многие креативные кластеры в регионах испытывают проблемы, потому что власти не решаются их поддерживать, поскольку не понимают, можно ли это делать.
Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов в завершении дискуссии заявил, что льготы не должны даваться крупным игрокам рынка. Кроме того, необходимо скорректировать Федеральный закон 44-ФЗ, касающийся госзаказа, чтобы различные отраслевые союзы, занимающиеся креативными индустриями, тоже могли получать подряды.
Павел Соломатин, InterMedia
Светлана Захарова и Вадим Репин представят «Па-де-де на пальцах и для пальцев»
Балерина Светлана Захарова и скрипач Вадим Репин представят обновленную программу «Па-де-де на пальцах и для пальцев» 19 декабря 2024 года в Концертном зале имени П.И.Чайковского. Программа уже стала хитом на многих сценах мира. Единая драматургическая линия связывает череду скрипичных пьес в исполнении Вадима Репина и хореографических номеров, воплощенных Светланой Захаровой, а также звездами Большого театра – Михаилом Лобухиным, Артемием Беляковым и Денисом Захаровым.
Музыкальная композиция построена на произведениях более 10 композиторов, среди которых Сен-Санс, Чайковский, Бизе, Глазунов, Паганини, Пьяццолла и другие. Московской публике программа впервые была показана на сцене Концертного зала им. Чайковского в 2019 году, став одном из самых ярких событий музыкального сезона.
- Нам всегда хотелось сделать что-то вместе, что-то особенное, - говорит Светлана Захарова. – Сначала мы не понимали, что это может быть, так как у нас абсолютно разный репертуар, но желание сделать совместный проект было сильнее всех сложностей. Так мы составили программу из номеров, в которых скрипка играет важнейшую роль в раскрытии сценического образа. Даже знаменитого «Умирающего лебедя» Сен-Санса, наверное, впервые в истории играла скрипка. Мы подбираем, на наш взгляд, самые яркие и выразительные номера, в которых музыка и движение неразрывно связаны между собой. Это поистине удивительная программа, Вадим часто бывает на моих спектаклях, я бываю на его концертах, я восторгаюсь его искусством он, надеюсь, моим, каждый из нас имеет своих поклонников и почитателей, а в данном проекте мы причастны к одному творческому процессу, и весь спектр эмоций и чувств, которыми мы обмениваемся во время выступления, мы дарим нашему зрителю. В итоге это все превратилось в один из самых мною любимых проектов. Абсолютно бездонное вдохновение и свобода для творчества. Нашу программу мы можем видоизменять и дополнять новыми номерами тогда, когда посчитаем это нужным, тем самым каждый раз вдыхая в проект новую жизнь.
- Я счастлив, что мы смогли найти ту форму выражения наших чувств, которая воплотилась в совместном творчестве, - комментирует Вадим Репин. – Светлана – одна из лучших балерин мира, меня восхищает ее непревзойденная пластика, грациозность и та тонкость, с которой ей подвластно чувственное воплощение образа. Мне кажется, что скрипка – это именно тот инструмент, звучание которого наилучшим образом способно подчеркнуть ее особенности. Звучание скрипки является своеобразным лейтмотивом, воплощением искренности и самых тонких движений души, что придает программе особенную глубину и в которой каждый момент наполнен смыслом. Здесь есть место и искрометному юмору, и творческому поиску, и внутренней драме, и трепетной любви, и мы с радостью делимся с нашей дорогой публикой лучшим, что у нас есть.
«Собачье сердце», Евгения Крегжде и Игорь Верник получили «Звезду Театрала»
Торжественная церемония вручения зрительской премии «Звезда Театрала» состоялась 16 декабря 2024 года в Театре им. Вахтангова. «ИнтерМедиа» напоминает, что имена лауреатов в почетной номинации «Легенда сцены» были известны заранее: в этом году ими названы Михаил Филиппов, Владимир Васильев и Вера Алентова. Победителей в остальных номинациях, которые определились по результатам онлайн-голосования, объявили ведущие вечера – Карина Андоленко и Павел Попов.
Лучшим спектаклем сезона зрители назвали «Собачье сердце» во МТЮЗе. Постановка Антона Федорова набрала большинство голосов в номинации «Лучший спектакль. Большая форма». За наградой на сцену поднялась актерская команда во главе с Андреем Максимовым, исполнителем роли Шарикова. Он перечислил весь состав спектакля, начиная от Игоря Гордина и заканчивая двумя псами по кличке Акир и Граф, выразил всем благодарность, включая, конечно же, режиссера. Андрей также поделился своими воспоминаниями:
- Когда я учился в театральном институте, мы с сокурсниками проводили много времени на Старом Арбате, и у меня была такая традиция: я подходил к левой колонне Театра Вахтангова, прикладывался к ней и мечтал о том, что когда-нибудь буду работать в театре Римаса Владимировича Туминаса, и он будет ставить со мной спектакли, где я буду, естественно, в главных ролях. Потом, когда в театр пришел Юрий Николаевич Бутусов, я просто стер эту колонну своим лбом, я бился-бился-бился. Сейчас на той самой колонне висит афиша с черной полоской на месте, где было написано «Римас Туминас». Я просто хочу сказать, что мы все – молодые артисты – никогда не забудем Римаса Владимировича, какие бы черные полоски на его имени ни стояли.
В номинации «Лучший спектакль. Малая форма» победила постановка Александра Коршунова «Прозрачное солнце осени» театра «Сфера». Лучшим режиссером по итогам минувшего сезона стал Иван Поповски: зрители проголосовали за его спектакль «Обыкновенное чудо» в Театре Вахтангова. А «Маяковский» в театре «Ленком Марка Захарова» в постановке Алексея Франдетти признан лучшим музыкальным спектаклем. Победителем в номинации «Лучший спектакль для детей и юношества» стал «Дон Кихот» в «Мастерской «12» Никиты Михалкова».
Приз за лучшую женскую роль получила Евгения Крегжде («Повесть о Сонечке» Театра Вахтангова), за лучшую мужскую – Игорь Верник («Маскарад с закрытыми глазами» МХТ имени Чехова). В номинации «лучшая женская роль второго плана» победила актриса Театра на Юго-Западе Анна Рыкова (Кити Щербацкая в спектакле «Анна Каренина»), в номинации «лучшая мужская роль второго плана» - Евгений Егоров («Дракула» Современного театра антрепризы).
За лучшие роли в кино «Звезду Театрала» получили Виктория Исакова (фильм «Сто лет тому вперед») и Тихон Жизневский («Майор Гром: Игра»).
Президент премии «Звезда Театрала» и главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков объявил лауреатов специальной номинации «Лучший театр для всей семьи». За наградой на сцену поднялись художественный руководитель и главный режиссер Театр РОСТА в Царицыно – Нонна Гришаева и Александр Нестеров.
Юрий Григорович растерян из-за ажиотажа вокруг «Щелкунчика»
Постановщик «Щелкунчика» в Большом театре Юрий Григорович выразил свою озабоченность ажиотажем вокруг балета. Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, 2 декабря в ходе старта продаж билетов на «Щелкунчик» в Большой театр все места были выкуплены за две минуты. Часть билетов была выставлена на аукцион, и их цена давно перевалила на торгах за миллион рублей.
- До меня доходят фантастические сведения о нашем "Щелкунчике" — непомерных ценах на билеты в Большой театр, отсекающих от него истинных театралов; аукционе, на котором надо еще выиграть билеты, - сообщил ТАСС 97-летний Юрий Григорович. – Даже слышал запущенную кем-то шутку: один билет — один биткоин. Я почти растерян. Мне бесконечно радостно, что балет Петра Ильича Чайковского бьет репертуарные рейтинги не в одной Москве, но в стране и по миру. Если сложить число исполнений, наверное, перевалит за полтысячи в год.
Причину своей растерянности Юрий Григорович описал так:
- Беспокойство же в связи с этим, казалось бы, отрадным фактом в том, как бы не "заболтать" первозданность и чистоту поэтической истории. Любое тиражирование ее стирает. Трудно артистам 50 раз подряд быть на высоте чувства. Хотя они будут на высоте техники и дисциплины, я в том не сомневаюсь.
Юрий Григорович убежден, что балет «Щелкунчик» действует на зрителей оздоравливающе:
- Психотерапевтический эффект "Щелкунчика" мне хорошо знаком по гастролям Большого балета в Европе, США, Японии... Я ставил этот балет 13 раз в 8 странах мира, примерно столько же раз не поставил — отказывал по причинам отсутствия профессиональных возможностей в труппах. Восприятие его в артистической среде и в зрительской массе везде одинаково — высокое чувство, чистота и единение, которое гасит любые раздоры, агрессию, нетерпимость.