ANIMAL JАZZ - "КАК ЛЮДИ"
Отечественная альтернативная сцена представляет очень странное зрелище. С одной стороны, подобная музыка у нас, конечно, есть. Хотя, покажите мне страну, где бы ее не было. Наверное, даже в какой-нибудь далекой африканской стране существуют группы, которые можно назвать альтернативными. С другой стороны, подобной музыки у нас практически нет. Сами посудите, вы часто слышите на радиостанциях подобные группы или видите соответствующие видеоклипы? Очень редко, хотя индустрия-то потихоньку развивается. Вот, например, питерская группа Animal Jazz выпустила свой новый альбом 'Как люди' на крупном лейбле. У группы есть свой сложившийся круг поклонников, новые тоже наверняка появятся, но готовы ли остальные воспринять подобную музыку? Начнем с оформления. На обложке диска изображена половина человеческого лица. Лицо потрескавшееся, видимо, отображает внутреннюю боль и переживания. Картинка как бы говорит: 'Не жди позитива!' Буклет особого оптимизма тоже не добавляет. 'Зверская благодарность' выражается даже тем, 'кто хотел нас убить'. После такого 'радостного' напутствия альбом слушать уже как-то жутковато. Открывается пластинка песней 'Полиэтилен'. Надо заметить, что первый трек выбран очень удачно. Начинается он как бы издалека, потом к делу подключается пианино, но в итоге поучается романтичный, отчаянный и несколько холодноватый эмо-рок. А вот дальше становится странно. В 'Таксофонах' звучат такие клавишные, которые больше бы подошли 'Ногу свело!', чем альтернативной группе, на которую возлагаются большие надежды. В итоге получился форматный радиохит, место которому в эфире 'Нашего радио'. Следующая по списку песня - 'Ангел'. Вообще, в лирике Animal Jazz очень хорошо прослеживается тема рая, ангелов, жизни, смерти, любви и прочих подобных понятий. В сочетании с тяжелыми гитарами и достаточно высоким голосом Михалыча звучит это очень любопытно. Тексты вообще очень мрачные, но дающие какую-то надежду, что ли. Встречаются, например, такие выражения, как '16 лет это мало, это только начало, не умирай'. Одной из лучших песен на этом альбоме является трек '10.000 сигарет назад'. Начинается она несколько расслабленно, под пианино, которое потом просто утопает под напором гитарных риффов. Пианино вообще очень много на этом альбоме, но это плюс, а не минус, потому что оно очень оттеняет гитарные партии. Благодаря ему песня 'Блюз' превращается в какое-то подобие вальса. И совершенно неожиданное звучание приобретает трек 'Живой', который почему-то похож на утяжеленную песню из детского фильма, снятого в какой-нибудь стране соцлагеря году эдак в 1983-м. Вообще, лучше всего Animal Jazz удаются баллады. Таких песен, которые заставят сделать звук погромче, а потом посидеть и подумать, есть аж две штуки. Это 'Необратимость' и 'Поздно'. Нет, остальные баллады тоже неплохи, но эти вполне могут стать стадионными гимнами. Закрывает альбом дуэт 'Неоновый ковбой', записанный совместно со Шнуровым. Вот эта песня звучит по-другому. Во-первых, она единственная обладает веселым, лучше сказать, расслабляющим текстом. Да и музыка очень светлая и позитивная, прямо sunshine reggae. Шнуров своей хрипотцой и словами про 'кольт с полным патронташем' и 'какой же секс без водки' подтверждает звание главного enfant terrible и порно-героя отечественной популярной музыки.
Владимир Басков, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia