"СЕГОДНЯ НОЧЬЮ" - "ПРОСТИТУЦИЯ" ***
"Сегодня ночью" не сдаются — хотя вся их предыдущая история просится в раздел курьезов. Мощнейший пиар первого альбома "Кофе и сигареты" обернулся пшиком. Под видом надежды русской музыки и протеже саунд-продюсера Ильи Лагутенко нам впиарили до неприличия анемичный продукт, к тому же терзаемый внутренними противоречиями. В качестве инди-открытий "Сегодня ночью" еще туда-сюда сошли бы, но наглые полосные интервью обнаружили в новичках совсем другие амбиции, которым они не соответствовали. К тому же автор текстов Николай Елисеев писал явно не о том, о чем вокалист Никита Козлов пел. Запланированный триумф дебютной пластинки обернулся зрительским недоумением, Козлов с Елисеевым расплевались, группа исчезла.
Потом Никита ее возродил. Его сиплый голос кто-то называл "фирменным", поэтому какой-никакой бренд за ним значился. Песни он начал писать сам и сделал целых два альбома: "Долгую дорогу в дюймах" с помощью сессионных музыкантов, а "Плохие правила хорошего тона" - с возрожденной группой под видоизмененным названием "Сегодняночью". Кроме фанатов и людей с хорошей памятью, эти диски никто не заметил, и группа наконец заняла ту позицию, которую заслуживала — перешла в категорию независимых, где-то даже культовых проектов. А после этого Никита Козлов помирился с Николаем Елисеевым.
Тенденция: когда эти двое собираются вместе, амбиции группы "Сегодня ночью" начинают расти, как на дрожжах. Речь пока не идет о нахальных интервью в модных журналах (ну да и кто им поверит теперь?), но солидный лейбл, выбранный для выпуска альбома "Проституция", явно относится к своим обязанностям более серьезно, чем предыдущие издатели. О самой пластинке лидеры "СН" охотно рассуждают на собственном сайте и в пресс-релизах студии "Союз". "Альбом назван "Проституция", потому что мы решили продаться, наконец. Поиграть по законам ненавистного шоу-бизнеса", - говорит Никита Козлов. "[На альбоме] есть достаточно прямые и жесткие рифмы, которые легли на не менее жесткие гитарные риффы 70-х", - говорит Николай Елисеев. Вы не находите, что эти высказывания друг другу противоречат?
Так и есть. Вместо того чтобы, как на первом альбоме, вылизывать всЈ до приведения к какому-то непонятному общему знаменателю, мозговые центры группы решили свалить в один котел свои зачастую взаимоисключающие представления. Противоречия, которые в свое время способствовали распаду группы, теперь стали главной ее фишкой.
В итоге "прямые и жесткие рифмы" пропеваются порой с неуместным жеманством, а жесткие гитарные риффы приходится искать между вялыми брит-поповыми мелодиями. Нужно сказать, что медленные песни, ассоциирующие с жестоким употреблением тяжелых веществ, на "Проституции" не выдерживают никакой конкуренции с бодрыми. Возможно, ленивость и ассоциируется с фирменным стилем "Сегодня ночью", но когда они вдохновляются чужими жанрами, у них получается веселее. Так, "Никто не может унять эту свору, б..." посвящена нынешним героям музыкального телеэфира и выполнена в совершенно неожиданном блюзовом духе. "Московская сторожевая", "Pan American" и "Малышка Лу" заставляют Никиту Козлова выводить свое мяуканье на какой-то неизвестный ему уровень вокального энтузиазма — и это слушать интересно. А "Рок-н-ролльные звезды" откровенно вдохновляются "перпловскими" "Солдатами удачи" - и действительно, чего пыжиться, если главное в музыке давно уже придумано, а у группы "Сегодня ночью", прямо скажем, мало шансов придумать что-то сопоставимое самостоятельно?
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia