ЕВГЕНИЙ ХАВТАН: "ЕСЛИ ВСЛУШИВАТЬСЯ В КАЖДОЕ СЛОВО АРТИСТА, МОЖНО СОЙТИ С УМА И ОТПРАВИТЬСЯ В СУМАСШЕДШИЙ ДОМ"

"Это большой период для любого человека. И это почти половина моей жизни. А группа — часть моей жизни, причем очень большая. Грубо говоря, все, что происходило со мной после 20 лет, связано с группой. Сегодня средний срок жизни коллектива или проекта, как это сейчас называется, — 5 лет. Записали одну-две песни, и все. И никто не помнит, о чем там был разговор. Так что 25 — большой срок".
(В ЧЕМ ПРИЧИНА ДОЛГОЛЕТИЯ "БРАВО")
"Любовь к музыке, любовь к зрителям, любовь к любимому делу, желание заниматься тем, что действительно нравится. Спустя столько лет это не превратилось в простое зарабатывание денег на корпоративах".
(О СОВЕТСКОЙ ЭПОХЕ)
"То время от сегодняшнего отличается тем, что это просто была другая страна. Был "железный занавес", была цензура, многое было запрещено. И неизвестно, что же лучше. Цензура, или когда с экранов телевизоров можно ругаться чуть ли не матом. Тогда даже само слово "рок" было запрещено. А за песню "Желтые ботинки" нас вообще чуть в тюрьму не посадили. Да, сейчас это кажется наивным, но тогда было именно так. Были другие правила игры, другие отношения между людьми. А деньги вообще ничего не значили. По крайней мере, для моего поколения, когда мы начинали играть, деньги не были мерилом отношений между людьми. Этим мерилом были сами люди — и это очень важно. Но при этом, когда мне было 15 лет, а я реально интересовался музыкой, мне приходилось довольствоваться тем, что втюхивали радио и телевидение, а не тем, чего мне действительно хотелось. А сейчас я захожу на Youtube и вижу массу ссылок, могу сразу получить информацию".
(О МОЛОДЫХ АРТИСТАХ)
"Обилие информации вовсе не говорит о том, что появятся хорошие исполнители. Скорее наоборот. Как правило, чем больше информации, тем меньше талантливых имен. За последние 15 лет мощных имен типа Земфиры не появилось. А все эти разные проекты, "Фабрики" — просто развлечение. Если сегодня вслушиваться в каждое слово артиста, можно сойти с ума и отправиться в сумасшедший дом. Кроме того, с появлением интернета вся музыкальная индустрия в корне изменилась. Мы наблюдаем ее медленную смерть. Интернет, MP3, свободное скачивание, пиратство — все это практически ее убило".
(ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ, ПРОИЗОШЕДШИХ В "БРАВО")
"Мы стали взрослее. В данный момент у нас акустико-симфонический период. Это, конечно, может смешно звучать для рок-группы. Но мы сейчас к концерту в Кремле, к нашему 25-летию, готовим специальную программу с Юрием Башметом и его ансамблем "Солисты Москвы". Представляете, ансамбль из 17 человек — скрипки, виолончели, контрабасы — и сам маэстро Юрий Башмет будут играть какие-то песни "Браво", ну и что-то еще новое. Мы с ним, между прочим, хотим записать пластинку".
(О ПАТРИОТИЗМЕ)
"Это какое-то очень большое слово — "патриот". Я — гражданин этой страны, и я — жертва той машины, которая когда-то была. Сейчас нет того, что раньше называлось национальной идеей, которая прорабатывалась в разных органах власти. Нефть — не национальная идея. Футбол — тоже нет, банально звучит. Мне, конечно, очень приятно, когда наша сборная выигрывает, но это не национальная идея, это просто хорошая игра наших парней и подготовка тренера из Голландии. Национальная идея — другое. Это когда выезжаешь за границу и не стесняешься в магазине говорить по-русски. А мы, мое поколение стесняется русского языка. Это сейчас молодое поколение более раскованно. Они говорят по-русски либо очень тихо, либо страшно громко… Национальная идея — когда принимают во всем мире. Нормально принимают. И нет образа русского человека с автоматом Калашникова. Кроме этого, я — москвич и очень люблю этот город, хотя видел его весьма разным. Многие песни мои — от этой любви. И написаны иные из них были еще тогда, когда не было ни коммерческого телевидения, ни коммерческого радио, я не писал их из расчета на то, что когда-нибудь меня позовут с ними на День города. А ведь именно так сегодня многие пишут про Москву".
(О МОСКВЕ)
"Она стала лучше, она стала красивой. Чистой, светлой… Пробки, конечно, но это ведь проблема всех городов, вопрос в том, как власти с ними борются. Правда, у нас, как всегда, крайности — порой такой "час сурка" настает, все встает и непонятно, почему. И никак не прогнозируется. Я думаю, у нас лет через пять все пересядут на велосипеды. Надо, чтобы политики показали пример. Вот Жириновский, Митрофанов сядут на велосипеды и приедут на работу. А я вслед за ними".
(О ПУБЛИКЕ)
"Она помолодела. И это отрадно. Когда мы играем в таких демократичных местах, а мы можем играть в очень разных местах, то нас слушают 15—25-летние. И вот это — самое лучшее, что только можно себе пожелать. Я представляю, группе — 50 лет, и приходят твои современники, с трудом хлопают… Я был на концерте одной известной группы и видел именно такую картину. У нас такого, слава Богу, нет".
(ОБ УХОДЕ ИЗ ГРУППЫ АГУЗАРОВОЙ И СЮТКИНА)
"Просто я знал, что когда-то они покинут группу, я чувствовал это и был к этому готов. Но это были совершенно разные уходы, были разные причины и мотивации. Уход Жанны — большой удар для нас. Его причиной стали творческие проблемы. Она хотела играть другую музыку, а я не был готов к таким переменам, мне нравилось то, что было. И было сложно без нее, была даже и обида первое время, но потом все восстановилось. Валера же хотел оставаться в том, что мы делали, но тут уже я хотел играть другое. Творческая причина — это нормально. К тому же это были пятилетки. А пять лет — нормальный срок, когда всем все надоедает и пора разбегаться. Если группа переживает с вокалистом срок пять лет, она становится скучной и неинтересной".
(О ШОУ-БИЗНЕСЕ)
"Шоу-бизнес до 1990-х годов не зарабатывал денег. Хотя когда я поехал на свои первые гастроли, то заработал больше родителей, а у меня мама и папа получали по 200 рублей в месяц — колоссальные по тем временам деньги. Но потом в шоу-индустрии появились огромные бюджеты. И не из-за того, что музыканты их стали зарабатывать, а потому что появились люди, которые стали вливать эти деньги — продюсеры и так далее. Ну что сказать?.. Сладкое портит детей, а деньги портят людей. Отношения стали товарно-денежными. Все стали думать, как выжить в этой ситуации. Мы, к счастью, не имеем отношения к большому шоу-бизнесу. По радио нас часто крутят, потому что мы форматны и у нас много песен, которые могут и на поп-радио крутиться, и на рок-радио тоже. С телевизором дела обстоят хуже. Я вообще не понимаю, что сейчас происходит с телевизором. Эти бесконечные клонирования "фабрик звезд", программы типа "настучи на соседа" или сфотографируй, как убивают твоего близкого. Мне это телевидение не очень-то нравится".
(О РОК-Н-РОЛЛЕ)
"Он не может кончиться. Рок-н-ролл — это романтика. Есть красивые легенды, которые были созданы Beatles, Джоном Ленноном, Виктором Цоем. Это — харизматично. Есть люди, которым нужно нечто большее, чем тупое слушание радиостанций. Вот сейчас опять стало модным играть на гитаре".
(В ЧЕМ ГЛАВНАЯ ЗАСЛУГА "БРАВО")
"А вот в том, как раз, что мы показали: можно быть 25 лет на сцене и оставаться самими собой. Это очень важно. Потому что человеку в наше время вообще очень трудно оставаться самим собой. Сейчас правду мало кто говорит, мало искренности. А я на протяжении всего этого срока писал только те песни, которые мне были близки. Пытался оставаться самим собой. То, что поет в общей массе наша попса, — это все вранье. Я никогда не врал. И вот вместо этого нашего с вами большого интервью можно было бы просто послушать песни. И все стало бы ясно".
("Новые известия", 06.11.08)