СБОРНИК "НАВИГАЦИЯ" ***
Казалось бы, рекорд-лейблы должны до последнего противостоять отказу потребителей от традиционных носителей: снижать цены на CD и стараться делать всЈ, чтобы диски было приятно держать в руках. Но некоторые издатели, похоже, уже лапки сложили и приготовились утонуть. Вот чем руководствуется лейбл Navigator Records, выпуская то ли третий, то ли четвертый сборник под одинаковыми названиями "Навигация"? Неужели тем, что диски всЈ равно никто не покупает, так зачем им сквозная нумерация? Вероятно, фанаты продукции данного лейбла, скупающие все сборники "Навигации", будут различать их по обложкам. Та компиляция, которую я держу в руках, - розовая. Только послушав сборник, можно определить его несложную концепцию — здесь объединены треки с женским вокалом. Оставим фантазии на темы розового оформления на долю латентных лесбиянок, однако заметим от себя, что дизайнеры сборника имели все возможности обозначить его гендерную принадлежность не только при помощи цвета. Но никакими из этих возможностей не воспользовались. Это явный минус диска в глазах поклонников привычных носителей: если в держании альбома в руках не прослеживается никакого смысла, зачем за него платить? У сборников "Навигация" не появилось порядковых номеров, но проявились некоторые стандарты оформления: так, все участники пластинки удостоены абзаца в буклете — не бог весть что, да и пресс-релизный стиль не изжит; с другой стороны, страничка на "Майспейсе" порой сообщает о музыканте еще меньше.
Не от хорошей жизни я так углубился в вопросы дизайна и маркетинга компакт-дисков. Лучше было бы, если бы представленный музыкальный материал не давал шансов отвлечься от себя. Здесь, как вы догадываетесь, этого не происходит. Конечно, хорошо, что поющих "непопсу" девушек у нас теперь хватает на 20 треков (да еще десяток звезд этого направления в компиляцию не попали). Однако интересных и харизматичных проектов среди них раз-два и обчелся: большинство безлико стандартизировано в выбранных ими жанрах, похоже на кого-то или просто скучно. У многих проблемы с композиторским мастерством и вокалом, и на привычные грабли в подготовке текстов они наступают с подлинно юношеским энтузиазмом. Словом, всЈ как и должно быть на сборнике молодых исполнителей — некоторой новацией выглядит то, что едва ли не хуже всех здесь выглядят действующие "звезды" Мара и Линда: ну ничего нового, зато огрехи в вокале и пустота месседжа с годами становятся всЈ слышнее. Как всегда великолепна группа "Вельвет" с хитом "Кошка" (если угодно, считайте мою любовь — "я собиралась любить тебя вечно, я собиралась…" - к творчеству Кати Белоконь труднообъяснимым маниакальным пристрастием). Потрясающим номером "Зачем" представлена на сборнике покойная Наталья Пивоварова: в нем много театральности, но еще больше харизмы, мелодики, эротизма, вокальной подачи и силы личности. По сути эта песня попала в "Навигацию" словно с другой планеты — другим участницам имеет смысл сравнить свои экзерсисы с планкой, которую поставила Пивоварова. Очень странно, что при жизни Натальи этот материал, достойный лучших песен группы "Колибри", остался невостребованным — надеюсь, среди ее неопубликованных записей найдется еще пара подобных бриллиантов.
Ну а из молодых и малоизвестных участниц "Навигации" ограничимся упоминанием тех, кто сумел как-то зацепить после первого же прослушивания. Это De Sent-Exuperi с чувственным вокалом и фортепиано, "Комната" с симпатичным поп-роком, позитивно-легкомысленные "Видели! Знаем" и Siberia с негаданно франкоязычным треком.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia