Гарик Сукачев - "5:0 в мою пользу" ***
Это запись одноименного юбилейного концерта в СК "Олимпийский", состоявшегося 1 декабря прошлого года. В этот день лидеру групп "Бригада С" и "Неприкасаемые" Гарику Сукачеву исполнилось 50 лет. И бодрящееся название шоу, и имеющиеся в бонусах DVD поздравления друзей пытаются убедить юбиляра и зрителей в том, что 50 — это совсем не страшно. Или, если угодно, не совсем страшно. Наиболее оптимистичен был Андрей Макаревич, который сказал, что после пятидесяти становится только лучше: "С каждым днем все лучше и лучше, и так до внезапного конца".
Есть мнение, что 50 — фактически единственный юбилей, который стоит праздновать широко. Сукачев вполне последовал этой логике, собрав на концерте внушительный поддерживающий состав. Глядя на оркестр "Глобалис", Детский хор радио и телевидения России и череду выходящих на сцену и очень неохотно покидающий ее гостей, сложно удержаться от мысли: "Как в последний раз". Сергей Воронов весь концерт отыграл в составе "Неприкасаемых", как в старые добрые времена, когда этот проект еще был супергруппой. Почти все время на сцене и Сергей Мазаев с саксофоном. Разумеется, на песни "Бригады С" выходит Сергей Галанин, на "За окошком месяц мая" и "Я милого узнаю по походке" - Александр Ф.Скляр. "Ольга" и другие песни звучат в оркестровой аранжировке, "Непокоренная вера" - в дуэте с солисткой детского хора. В середине концерта с поздравлениями частят коллеги: они поют песни Гарика, Гарик поет их песни, звучат "Поплачь о нем" с Шахриным и Бегуновым и "Марионетки" с Макаревичем. Песня с очень ревякинским названием "Блеснет слезой" (в его же исполнении) оказывается русскоязычной версией "House Of The Rising Sun". Жанна Агузарова звонко, как в молодости, поет "Верю я". Сукачев то и дело просит операторов включить свет в зале, чтобы рассмотреть лица зрителей, называет собравшихся "ребятами", признается в любви к жене и достаточно предсказуемо конферирует. Звучат и более поздние хиты "Неприкасаемых" вроде "Бэлла, чао" и "Моя бабушка курит трубку", а в финале все участники, включая Сергея Шнурова и Дмитрия Гройсмана, голосят "Дорожную". Юбиляр два с половиной часа орет, скачет и потеет, демонстрируя завидную для своего возраста форму. ВсЈ на месте, да что-то не так.
Проблемы солиста с голосом можно отнести к небольшим недочетам. Ну понятно — готовился к юбилею, репетировал, администрировал, сорвал голос, а перенести концерт нельзя: 50 лет только раз в жизни и попробуй еще раз собери такую человеческую махину в одном месте. Да и слышно это по большому счету только на аудиоверсии — на DVD Гарик так заряжает энергией, что некоторая осиплость не выходит за пределы допустимого: зрители "Олимпийского" ее скорее всего даже не услышали. (К тому же Сукачев не тот артист, пение которого можно назвать вокалом.) Больше огорчает как раз таки грандиозность действа. Эти записи могут служить примером того, как принято праздновать юбилеи: тут и подведение итогов, выраженное в исполнении главных песенных достижений в карьере; и встреча с друзьями, и респекты коллег; и неизбежное превращение в монумент самому себе — когда твои джаз-шансоны перекладывают для оркестра, трудно не забронзоветь. Лучший зал, солиднейший состав, продуманная программа — и сорванный голос именинника в качестве единственного сучка с задоринкой. Есть что-то неправильное в том, что наши дикие и расхристанные рокеры так безукоризненно правильно отмечают свои 50-летия. Неправильное, но неудивительное: юбилеи людей, которые больше не пишут новых песен и радуются поздравлениям и орденам от президентов, видимо, должны выглядеть именно так.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia