"Ю-Питер" — "Цветы и тернии" ***
"Наутилус Помпилиус" - это не только статичные позы и рвущие душу интонации, но и стихи Ильи Кормильцева. Большинство классических песен "Нау" написаны тандемом композитора Вячеслава Бутусова и поэта Кормильцева. У Бутусова были и собственные тексты, но он явно не чувствовал себя в амплуа поэта органично на сто процентов. Потом творческие пути Бутусова и Кормильцева разошлись, а затем поэт умер. Вячеслав Бутусов давно научился обходиться без экс-соратника — к тому же и изменившееся время больше не требовало от песенных текстов пронзительных интонаций. В своей новой группе "Ю-Питер" Вячеслав Бутусов добился нескольких музыкальных удач, фрагментами даже сохранив актуальность, которой давно не могут похвастаться его сверстники-коллеги. Среди текстов тоже попадались неплохие, картины по крайней мере они не портили, хотя Бутусов-поэт мог увлечься какими-то малопонятными абстракциями. Как бы то ни было, познакомившись с поэтом Александром Логиновым, лидер "Ю-Питера" явно испытал облегчение. Мысли и приемы г-на Логинова оказались созвучны музыке Вячеслава Бутусова, и последний написал на его стихи целый, за редкими исключениями, альбом "Цветы и тернии". Новым Кормильцевым Логинова мы объявлять не будем, но тандем сложился весьма толковым: трагизма и социальщины нет, но этого теперь и не требуется. Зато философия Бутусова благодаря текстам нового автора стала чуть конкретней и понятней, а музыка "Ю-Питера" под эти стихи звучит естественно и невымученно, вдохновляя группу на аранжировочные фантазии и эксперименты. Еще одна песня на альбоме написана на текст супруги Бутусова Анжелики Эстоевой, а самая известная — "Дети минут" - на стихи Виктора Цоя.
Доделав песню, для которой Цой не успел написать музыку, Вячеслав сумел сохранить как дух группы "Кино", так и собственную манеру. Получился вряд ли хит, но очень крепкое произведение. Вообще постоянное общение с наследием Цоя (в "Ю-Питере" играет гитарист "Кино" Юрий Каспарян, и группа нередко играет песни Цоя) не могло не наложить отпечаток и на композиторские приемы Вячеслава Бутусова. Так, открывающая "Цветы и тернии" композиция "Глаза" вполне могла бы принадлежать группе "Кино" - поэт Логинов тоже с удовольствием включился в игру и написал текст из рубленых строчек в стиле Виктора Цоя. К счастью, Бутусов слишком самодостаточен, чтобы увлекаться апологетикой, и следующая песня "Скалолазы" напоминает скорее ранний "Нау", что-то типа "Гороховых зерен", с поправкой на возросшее аранжировочно-инструментальное мастерство. "Это" - вкрадчивая баллада специально для поклонников Бутусова, "Прятки" отличаются прекрасным гитарным вступлением, а в "Что же я такого" слышны отголоски советских ВИА. В "Чистом плюсе" и "Враге" солист делает небезуспешные попытки отойти от своего меланхолического пения, и получаются почти что боевики. Затем идут песни "Цветок" и "Терновник", символизирующие основную мысль альбома, что при всей их кажущейся противоположности цветы не всегда легко отличить от терний. А композиция "Невесомость" демонстрирует умение поэта Логинова выводить бытовые зарисовки на философские выводы. Возможно, дальнейшее сотрудничество Бутусова и Логинова приведет к более ощутимым открытиям, однако уже сейчас они сделали ладно скроенный альбом, как минимум половина песен которого достойна попадания в "Чартову дюжину".
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia