Борис Краснов: "Такого горения сердец, рвения и истории, которая была у нас с Аллой Пугачевой, в моей жизни уже не произойдет никогда"
"Назовем его одним словом - бодрое. Закончился 2010 год, в течение которого были осуществлены всевозможные проекты. Самые глобальные из них, наверное, "Expo-2010" в Шанхае и открытие Года России во Франции. Да много чего было..."
(О ВОЗРАСТЕ)
"Как сказал Александр Розенбаум, возраст - это состояние души. Конфликтующее с телом иногда. На сколько я себя ощущаю? Иногда на 70, но чаще на 30. Все зависит от ситуации и настроения. Ну, еще от того, сколько выпил накануне".
(ОБ АЛКОГОЛЕ)
"Я никогда не пил, я выпивал. А как иначе? В нашей стране по-другому нельзя. Да и на всем постсоветском пространстве тоже. Есть, конечно, и другие способы поражения организма, но они гораздо хуже и уж точно вредны для здоровья".
(ПОЧЕМУ НЕ ЭМИГРИРОВАЛ В ЕВРОПУ)
"Мне там нечего делать. Не наш рынок. Место, где я мог бы работать со своим размахом, это Америка. Правда, сейчас интересным для меня становится Китай. Их рынок быстро развивается, особенно в плане нашей профессии. Сейчас такое время настало, что мне даже не приходится мечтать о каких-то проектах, настолько все стремительно и интересно происходит вокруг. Дай Бог, чтобы мне хватило сил поддерживать существующие проекты, не заглядывая далеко вперед".
(О СВОЕЙ КАРЬЕРЕ)
"Киев мне многое дал. Здесь прошло мое детство, появились друзья, получил образование. Моя мама работала главным художником фабрики "Киянка" и маленьким часто брала с собой на работу. Мне даже доверяли наматывать нитки на шпульку. А когда подрос, демонстрировал иногда детские модели одежды, поскольку тетя была главным искусствоведом киевского Дома моделей. В общем, уже с детства я окунулся в мир моды. Потом и сам начал работать художником по костюмам. Закончив Киевский художественный институт, имел за спиной уже 18 спектаклей. Мой первый оформленный спектакль "Ромео и Джульетта" шел пять лет в Доме культуры Авиазавода в Святошино. Учителями в художественной школе и в Киевском художественном институте у меня были превосходные мастера - график Валентин Гордейчук, акварелист Лев Призант, художник Подеревянский. А ввел в профессию знаменитый художник, работавший в Театре имени Ивана Франко, Даниил Лидер. Он учил, какой должен существовать у театральных художников подход к работе: сначала надо родить образ, а потом уже подбирать под него фактуру, детали и необходимый исторический материал. В общем, в те времена, когда я постигал мир искусства, меня окружали настоящие глыбы. Другое дело, что они писали на коммунистические темы, но все равно это было талантливо".
(ПОЧЕМУ ПЕРЕЕХАЛ ИЗ УКРАИНЫ В МОСКВУ)
"В Киеве сложно заниматься творчеством, это уж абсолютно точно. Я с трудом попал в Театр имени Леси Украинки. Помню, как Ада Роговцева доказывала руководству: "Этого мальчика нельзя отпускать, его нужно держать в театре". Я ведь в театр пришел снизу. За меня директора театра просили цеха костюмеров, столяров и пошива одежды. Занимал я должности исполняющего обязанности главного художника и художника по костюмам, а в 1987 году по направлению Министерства культуры Украины поехал в Москву, в Театр Ленинского комсомола, на двухгодичную стажировку. И остался там навсегда. Когда пришел к руководству Театра имени Леси Украинки и сказал, что еду на стажировку, мне ответили: "Езжай, но обратно мы тебя не возьмем". А я и не вернулся. Теперь в Украине работаю очень редко. Конечно, если приглашают, приезжаю. Но это происходит нечасто".
(О ЦЕНАХ НА СВОИ УСЛУГИ)
"Я вас умоляю. Смету определяет идея. Вопрос лишь в том, чего хочет заказчик. Поэтому все адекватно. Не думайте, что в Москве кто-то сильно любит платить деньги. Люди везде одинаковы. Если бы басни про меня и мои заоблачные цены были правдой, никаких заказов я бы не имел. Просто все мои декорации выглядят мощно и дорого. Мы не воруем, а реализуем задуманное".
(ПОЧЕМУ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МАЛО РАБОТАЕТ НА ЭСТРАДЕ)
"Это не значит, что делаю это специально. Кто хочет, тот со мной работает. Именно я занимался прощальным концертом Аллы Пугачевой. Но это, скорее, была моя внутренняя потребность, важный момент альянса с Аллой Борисовной. Ведь наши отношения - целая история. Недавно сделал потрясающий концерт в Кремле Елене Ваенге. Помню ее с первых шагов на эстраде, в свое время помогал по дружбе. Сейчас, когда она уже оперилась, просто пришла ко мне в офис и по-деловому сказала, что хочет быть лучшей певицей страны. Поэтому ей нужен Борис Краснов. Ну такой, знаете, набор получается. По-моему, это нормально: звезда, сольное шоу и декорации от Краснова. Все лучшее".
(ПОЧЕМУ НЕ ОФОРМЛЯЛ ПРОШЛОГОДНИЕ "РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ВСТРЕЧИ" ПУГАЧЕВОЙ)
"Я даже не захотел объясняться по этому поводу с Аллой Борисовной. Почему-то она так решила. Хотя эскизы с декорациями "Рождественских встреч" были мои и идеи тоже. Одно время мы даже перестали общаться с Пугачевой, я избегал вопросов об этом. Теперь общаемся, но эту тему обходим стороной. Свои выводы я сделал. Наверное, Алла Борисовна тоже. Но ничего, мы перешагнули через все и идем дальше. Думаю, причина в возрасте. Были бы помоложе, наверняка завелись бы".
(ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ПУГАЧЕВОЙ)
"Как говорится, кто любил, тот любить уже не сможет. Что сгорело, того не подожжешь. Такого горения сердец, рвения и истории, которая была у нас с Аллой, в моей жизни уже не произойдет никогда".
(ПРАВДА ЛИ, ЧТО ИНОГДА РАБОТАЕТ БЕЗ ГОНОРАРОВ)
"Это случается редко, в основном, когда речь идет о театральных постановках. Сейчас делаю с Трушкиным спектакль для Геннадия Хазанова. Так вот, гонорара у меня нет. Просто идут какие-то авторские отчисления, и мне этого вполне достаточно. На жизнь хватает".
(ОБ УВЛЕЧЕНИЯХ)
"По-прежнему собираю белые молочники, даже не знаю их точное число. Оно давно перевалило за тысячу. А что касается отдыха для души... Я так часто переезжаю с места на место, что смена "декораций" помогает мне восстанавливаться. За последний год был в Сингапуре, Гонконге, Шанхае, Германии, несколько раз в Париже. Все и не упомнишь".
(ГДЕ БЕРЕТ СИЛЫ)
"Просто должна быть мотивация твоих усилий. С годами приходит понимание потребностей собственного организма. Я, например, уже не могу проводить дни и ночи без сна, как в студенческие годы. Если сегодня не выспался, то вечером не буду работать или тусить допоздна. Надо к себе прислушиваться и подходить к здоровью по-умному".
(КАК ОТПРАЗДНУЕТ ЮБИЛЕЙ)
"Честно скажу, не знаю и половины того, что планируется у меня на юбилее. Наверное, будут поздравления, множество сюрпризов. Ну и банкет, конечно, закачу. Небольшой, пока на тысячу сто человек. Ну а что делать? Общаюсь с таким количеством людей, что выбора не остается. Приглашены многие друзья, и это не обязательно звезды. Я далеко не со всеми знаменитостями дружу. Кстати, некоторые из гостей не смогут приехать. Потому что сейчас такое странное время, затишье после новогодних праздников. Многие еще в Майами нежатся. Я же недельку отдохнул в Праге, мне этого достаточно".
(СЧИТАЕТ ЛИ СЕБЯ СТАРЫМ)
"Даже не знаю. Скорее, нет. Потому что маюсь от чувства постоянной неудовлетворенности. Это то, что ведет меня по жизни. Не путайте с самоедством. Просто мне все время хочется чего-то лучшего, совершенства. А удается воплотить лишь 50-60 процентов задуманного. Но это, я вам скажу, тоже немало".
("Факты и комментарии", 24.01.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)