«Бахыт-компот» - «Перезагрузка-2011» ***
«Никитин». Релиз CD и DVD состоялся в мае.
Как и многие другие музыканты среднего, скажем так, поколения, Вадим Степанцов стоит перед дилеммой: продолжать ли эксплуатировать «Пьяную помятую пионервожатую» или все-таки писать новые песни в надежде переплюнуть главные хиты. Впрочем, в случае «Бахыт-компота» этот вопрос не является альтернативным: лидер группы старается делать и то, и другое – юзать «Пионервожатую» и высказываться на актуальные темы, причем одновременно. Несколько последних альбомов Степанцова были составлены по принципу «Новое и лучшее»: пяток новинок соседствовал с известными треками. Разумеется, они были представлены в обновленных аранжировках, переосмысленном виде и бла-бла-бла. При этом я отнюдь не уверен, что такой подход был оправдан с коммерческой точки зрения. Поклонники старого «Бахыта» наверняка давно обзавелись правильными сборниками, и вряд ли «переосмысленные» версии песен могли бы претендовать на жемчужины этих меломанских коллекций. Почитателей же поэтического таланта Вадима Степанцова старье, пусть и золотое, сильно отвлекало от новых произведений. Да и самого великого магистра Ордена куртуазных маньеристов собственное творческое прошлое тоже очень отвлекает – многие его новинки испытали сильное влияние предыдущих успешных вещей.
По вышеизложенным причинам название альбома «Перезагрузка-2011» кажется неудачным. Строго говоря, не нужны нам от Степанцова ни перезагрузки, ни занятия вокалом, ни попытки попасть в поп-формат. Для тех, кто ценит его сложившуюся манеру, интересны новые тексты поэта, а также наглое изящество, с которым «Бахыт-компот» тащит все, что плохо лежит, из мирового музыкального наследия. Степанцов и компания умеют играть с зажигательным энтузиазмом ресторанных лабухов, просто не способных удержаться от того, чтобы не засадить соло из «Дип Папл» вперемешку с Лещенко. Такие моменты на новом диске тоже есть, но проявляются как-то дискретно: то текст отличный попрет, то инструментальный отвяз – но, как правило, не в унисон, увы.
Подбор старых песен в «Перезагрузке» не очень впечатляет. «Кладбищенская клубника» зачем-то обзавелась видоизмененной мелодией, отчего выпала из категории хитов, к «Небу Родины» сделана задумчивая электронная аранжировка, а «Монгольская эстрада» от нововведений не пострадала, осталась такой же средней, как и была. Среди менее известных песен выделяется «Бесконечно влюбленный» - тут и слова достойные, и мелодия, которая напоминает не какую-нибудь диско-эстраду 70-х, а… «Смысловые галлюцинации». «Змеиный дом» Вадим Степанцов исполняет дуэтом с Раисой Саед-Шах, которой удалось решить невероятную вокальную задачу – спеть более противным голосом, чем у лидера «Бахыта», а он далеко не Карузо. Больше ничего запоминающегося в песне, правда, нет. В «Телочках» Степанцов выступает в первую очередь как поэт, отменно делая то, что ему лучше всего в творчестве удается: куртуазно воспевает плотскую любовь к женщине. В «Рыбах золотистых» включается наконец кабацкая вольница: это счастливейший шестидесятнический твист о рыбах из детства во главе с простипомой. «Приз за лучшую улыбку» отличается неудачным текстом, но ловкой цитатой из Африка Симона, а в «Нажрались солдаты сала» лирический мотив оснащен замечательно бредовыми словами.
Входящий в издание DVD включает семь клипов, подобранных по тому же принципу. Есть ролик «Девушка по имени Бибигуль», нарезанный из съемок разных лет – наибольший интерес здесь вызывает изменчивая длина волос солиста. Есть «Империя», тоже архивная, и снятое в Африке «Небо Родины». Удешевление процесса производства компьютерных роликов позволило Степанцову вернуться к идее экранизации старых хитов. В итоге «Пьяная помятая пионервожатая» обзавелась остроумным видео с элементами соцарта, которое ныне все равно смотрится крайне странно: не тот драйв, не тот текст, не те эмоции. Зато к просмотру рекомендуется клип под названием «Клип», в котором Степанцов крайне иронично, как мы любим, описывает процесс съемок клипа.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia