Ольга Арефьева – «Снег» ***
«Отделение Выход»/Kroogi.com. Релиз диска состоялся в ноябре.
За год с небольшим после выхода предыдущего альбома «Авиатор» (см. МУЗЫКА от 21.10.10) Ольга Арефьева и группа «Ковчег» не стали ничуть ближе к мейнстриму – их место по-прежнему в андерграунде, хотя музыкальный материал совершенно этого не подразумевает. Видимо, это сила привычки – играть в ЦДХ, выпускаться у Ковриги, а в ответ на журналистский вопрос о новостях отсылать к официальному сайту вместо того, чтобы сказать пару слов человечьим голосом. В новой пластинке «Снег» много разножанровых и потенциально форматных песен – однако «Ковчег» не отдает ни пяди своей подпольной земли и не идет на переговоры с официозом, поэтому встретить композицию короче пяти, а то и шести минут на его диске – удача редкая. Разумеется, у почтенной группы есть пул верных поклонников, но почему оставлены всякие попытки его расширить, понять сложно. Впрочем, мейнстриму тоже не очень-то нужна голосистая Арефьева – молодая кровь ему всегда интересней, поэтому у Татьяны Зыкиной берут интервью модные журналы, а Ольга Арефьева проходит по ведомству романсообразных развлечений для зрителей среднего и старшего возраста с хипповым прошлым, что-то вроде Жанны Бичевской.
Такова диспозиция. Не относясь к числу поклонников музыкального андерграунда, я иногда рецензировал какую-то его продукцию, и несколько раз такой «взгляд со стороны» вызывал гневные отповеди со стороны «твердых искровцев»: как я мог, вопрошали фанаты подполья, рассуждать о каких-то форматах, если есть чистое искусство, не опороченное сотрудничеством с телевизором и радио? Спорить с ними, конечно, бессмысленно – мы видим и слышим одно и то же настолько по-разному, что договориться не удастся никогда. Поэтому, никому ничего не доказывая, изложу со своей попсовой колокольни соображения по поводу новой пластинки Ольги Арефьевой.
Арефьева – чрезвычайно талантливый автор, но при этом сложный для восприятия исполнитель. Слушатель, который, вроде меня, пришел со стороны, не может не оценить красоту некоторых мелодий «Снега», но при этом ощутит легкое беспокойство. Ольги Арефьевой слишком много в ее песнях, она резка, она жестко настаивает на своей трактовке и в конечном счете, попросту говоря, «грузит». Одним трекам это не мешает, другим – мешает довольно сильно. Чуть более мягкое исполнение превратило бы часть содержимого «Снега» в явные радиохиты – но чу! Замолкаю и больше о сотрудничестве с мейнстримом постараюсь не говорить. Тем не менее упоминать буду только те песни, которые как-то зацепили меня, постороннего. Альбом начинается «Сопроматом» с драматическим припевом, продолжается гимнообразным «Андерграундным раем», отчасти перекликающимся с содержанием первого абзаца данного текста. Потом Арефьева с «Ковчегом» углубляются в скучные дебри, призванные отогнать от музыки «чужих», однако самые упрямые дотерпят до «Каллиграфии», с которой начинается самое интересное. Припеву «Каллиграфии» страшно идет арефьевская резкость, а в «Еженедельнике» певица под почти трип-хоповый аккомпанемент делает почти что рэп. В «Саване-2» к речитативу добавляется скретчинг. Заглавный трек – качественный медляк в стиле лучших образцов «женского рока» с очередным проникновенным припевом, а вот «Не верьте мне» - настоящий романс. «Мой внутренний мир» - лучшая иллюстрация к тезису об избыточности присутствия исполнительницы: внутренний же мир, интересный, красивый – но почему такой громкий? Завершается пластинка остроумной, залихватски панковской «No Future». Перечисленные композиции явно заслуживают того, чтобы с ними познакомился так называемый «широкий слушатель». А остальные – пожалуйста, пусть будут только для своих.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia