Умер джазовый контрабасист Чарли Хэйден
Один из самых значительных контрабасистов в истории джаза Чарли Хэйден скончался после продолжительной болезни в Лос-Анджелесе 11 июля 2014 года. Ему было 76 лет, сообщает jazz.ru.
Чарли Хэйден родился 6 августа 1937 г. на Среднем Западе США, в городке Шенандоа, штат Айова. Его родители были кантри-музыкантами, и Чарли вырос в среде народной американской музыки: отец и мать выступали на сельских ярмарках, на религиозных собраниях, а после рождения сына ежесуточно дважды в день выходили в радиоэфир из Шенандоа с собственной получасовой программой. Дебют Чарли в музыке как раз и состоялся в этой программе — ему не было ещё и двух лет: мать заметила, что он мычит, подпевая музыке, и его сделали «сенсацией семейного радиошоу». Вскоре семья переехала в более крупный город — Спрингфилд, штат Миссури, где продолжала выпускать кантри-программу на радио. Чарли пел в семейном шоу, но в 15-летнем возрасте перенёс полиомиелит, который ослабил нервы его лица и горла. Петь он больше не мог, но с 18 лет играл кантри на контрабасе, в том числе в телешоу кантри-певца Реда Фоли, которое снималось в Спрингфилде.
В возрасте 20 лет Чарли Хэйден уехал в Лос-Анджелес, где впервые начал играть джаз. Некоторое время в 1957 г. он выступал в ансамбле пианиста Пола Блэя в клубе Hillcrest и примерно в это время впервые услышал молодого саксофониста Орнетта Коулмана, который произвёл на него огромное впечатление своими радикальными музыкальными идеями. В 1958-м в «Хиллкресте» они выступали уже вместе — Коулман, трубач Дон Черри, Блэй и Хэйден. В 1959 г. Хэйден, Черри и Коулман уехали в Нью-Йорк, где их новаторский квартет с барабанщикомБилли Хиггинсом выступал в клубе Five Spot. Хэйден принимал участие в записи эпохальных альбомов Орнетта Коулмана «The Shape of Jazz to Come», «Tomorrow Is The Question!» (1959), «Free Jazz» и «Change of the Century» (1960) и др.
В 1960-е Хэйден много выступал с другими музыкантами, среди которых были саксофонист Арчи Шепп, пианист Денни Зайтлин, тромбонист Розуэлл Радд и др. В 1969 он создал свой, вероятно, самый «нашумевший» проект — обширный состав Liberation Music Orchestra («Оркестр освободительной музыки»), который активно продвигал левые политические лозунги и вообще идею политической вовлечённости музыкантов. Прославленный альбом этого состава вышел на Impulse! в 1969 г.; лидером «Оркестра» был Хэйден, но ничуть не меньшую роль в его записи сыграла пианист и композитор Карла Блэй, а в 21-минутной сюите на темы мексиканских революционных песен периода освободительных войн главной звездой выступает гитарист Сэм Браун.
Впоследствии Чарли Хэйден не раз восстанавливал «Оркестр освободительной музыки» — они записали альбом «The Ballad of the Fallen» для ЕСМ в 1982 г., но особенно широкой известностью пользуется вариант «Оркестра» 2005 г., выпустивший сильный альбом «Not in Our Name» на Verve.
В 80-е годы прошлого столетия Хэйден участвовал в создании передовой программы импровизационной музыки в Калифорнийском университете искусств CalArts. Основным его проектом 1990-х стал Quartet West, в котором с ним работали саксофонист Эрни Уоттс, пианист Алан Броудбент и барабанщик Ларанс Марэйбл. Музыка этого коллектива в гораздо большей степени была ориентирована на джазовый мэйнстрим, нежели на радикальные увлечения молодых лет Хэйдена.
1990-2000-е годы были периодом наибольшего успеха для Чарли Хэйдена. Он записывал огромное количество проектов самого разного стилистического наполнения, продолжая ряд старых коллабораций или начиная новые: в эти годы он записывался с пианистами Эгберту Жисмонти, Брэдом Мелдау, Гонсало Рубалькабой, Джоном Тейлором, саксофонистами Майклом Бреккером, Джо Хендерсоном, гитаристами Ралфом Таунером, Антонио Фориконе, Роббеном Фордом и многими другими.
Особой любовью аудитории пользовались его выступления и записи с гитаристом Патом Мэтини: их совместный альбом «Beyond The Missouri Sky» (Verve, 1996) был одной из самых удачных записей этого периода и получил Grammy (второй золотой граммофончик Чарли обрёл в 2001 г. за латин-джазовый альбом «Nocturne», записанный на Verve).
В 2010 г. вышел его дуэтный альбом с пианистом Китом Джарреттом «Jasmine», записанный в домашней студии Джарретта ещё в 2007. В 2011 появился теперь уже последний альбом Quartet West «Sophisticated Ladies», а также концертный альбом на ECM, который Хэйден записал в нью-йоркском клубе Birdland в 2009-м (с ним играют саксофонист Ли Кониц, пианист Брэд Мелдау и барабанщикПол Моушн).
В 2010-м был записан и совместный альбом с легендарным пианистомХэнком Джонсом — собрание дуэтных прочтений спиричуэлс и народных песен, «Come Sunday» (вышел на Emarcy в 2012, через полтора года после смерти Хэнка Джонса). И ещё один релиз 2012 г. документировал великолепное трио — саксофонист Ян Гарбарек, пианист Эгберту Жисмонти и контрабасист Чарли Хэйден — записанное на концерте в Мюнхене ещё в 1980-е гг. («Magico – Carta De Amor», ECM).
Месяц назад на ECM вышел ещё один альбом, который Чарли Хэйден и пианист Кит Джарретт записали дуэтом. Как выясняется, записан этот материал был тоже в 2007, одновременно с теми треками, которые были выпущены как «Jasmine». Трудно сказать, то ли продюсер ECM Манфред Айхер что-то уже знал, то ли это случай предвидения — только альбом называется «Last Dance», «Последний танец», и это действительно последний вышедший при жизни Чарли Хэйдена альбом с его участием.
Рецензия на сингл Люси Чеботиной «Москва – Дубай»: Любовь со второго взгляда
2024, Люся Чеботина.
Оценка: 8 из 10.
В новой песне Люся Чеботина обращается к молодому человеку, с которым не общалась, может быть, год. Тогда она не смогла его оценить («я не знаю, год назад, где были мои глаза»), но теперь неожиданно для самой себя влюбилась («а теперь я не могу без тебя и пять минут») и уверена, что он ответит взаимностью: «Но говорят, что твоё от тебя никуда не уйдет, прости меня за любовь со второго взгляда».
Как это связано с Дубаем, в песне точно не объясняется, но, вероятно, рейс «Москва – Дубай», о котором идёт речь в припеве, и несёт лирическую героиню навстречу её любви со второго взгляда. Припев Люсе особенно удался – он мелодичный, бодрый и легко запоминающийся. По идее, новинка должна была уже рвать чарты, но пока этого не произошло. Песня вышла 27 декабря – возможно, народ в это время не слишком восприимчив к новой музыке, поскольку постоянно – вольно или невольно – слушает рождественские и новогодние композиции. Видимо, Люся Чеботина не угадала с датой релиза именно этой песни (а также с обложкой сингла). Какой там Дубай, когда ёлки по городу мчатся, звенит январская вьюга, а новогоднее поздравление от ABBA сменяется рождественским хитом Джорджа Майкла.
Но полагаю, что у публики и песни «Москва – Дубай» вполне может случиться та самая любовь со второго взгляда, когда трек расслышат получше. Люся явно очень постаралась, сочинив для песни целых три мелодии и даже исполнив один припев на английском. Вовсе не обязательно было настолько заморачиваться, ведь для хитовой судьбы этой песне хватило бы одного только припева. Но творческого человека, если он фонтанирует идеями, так просто не остановить.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Бонни Тайлер отпраздновала Новый год клипом
Премьера сингла и клипа Бонни Тайлер «Yes I Can» состоялась 1 января 2025 года. Песню написали Билл Дилуиджи и Ханна Макнил, снял видео режиссер Люк Уэйд. Этой новинкой 73-летняя валлийская певица поздравила своих поклонников с Новым годом.
Обзор: «Ей запрещали романы, а братки хотели убить | Лариса Черникова – «Влюблённый самолёт» | «Хит Сториз»
2024, «Муз шоу».
Сначала Лариса Черникова хотела посвятить песню своему бойфренду, которого звали Вова. Однако к Вове не удалось подобрать залипательную рифму – выходило что-то вроде «я люблю тебя, Вова, что ж ты смотришь так сурово», а это совершенно не соответствовало настроению произведения. Так в текст появился Дима и строчка «что мне так необходимо»: блестящая рифма «Дима – необходимо» стала поводом для шуток на несколько лет, а припев, как выяснилось, запомнился навсегда.
В выпуске «Хит Сториз» про «Влюблённый самолёт» многое пропущено – так, не упомянут продюсер Ларисы Черниковой Сергей Обухов, который работал с ней до Александра Толмацкого, а также не звучат имена снимавшихся в клипе участников одесской комик-труппы «Маски-шоу» Бориса Барского и Владимира Комарова. Зато рассказано, что гонорар актёрам Лариса заплатила сама – Толмацкий заявил, что у него нет на это бюджета. Но без Толмацкого клипа вообще бы не было: именно продюсер расслышал в песне хитовый потенциал и настоял на её экранизации.
Имел ли какое-то отношение к песне футболист Дмитрий Аленичев, на что активно намекала светская пресса? В выпуске Лариса Черникова рассказала о многочисленных Димах, которые окружали её по жизни, однако в момент выхода «Влюблённого самолёта» с Аленичевым они знакомы не были. Правда, осенью 1997 года друзья футболиста пригласили Черникову выступить на дне рождения Дмитрия. Там они и познакомились. Летом следующего года Аленичев уехал играть в «Рому», и отношения закончились. Ещё через несколько лет Лариса вышла замуж за американца, ушла со сцены и поселилась у мужа на ферме. У неё в жизни вообще было много удивительных поворотов, по которым можно снять сериал, а не только выпуск «Хит Сториз».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»