«Феникс»: Любовь на фоне Холокоста ***

Премьера драмы «Феникс» (Phoenix, ФРГ, Польша, 2014, режиссер Кристиан Петцольд, в ролях – Нина Хосс, Рональд Церфельд, Нина Кунцендорф, Михаэль Мертенс, Имоген Когге, Керстен Блок) состоялась в кинотеатре «Факел» 1 апреля 2015 года.
1945-й. Еврейке и бывшей певице Нелли Ленц (Нина Хосс) удалось выжить в концлагере. Подруга (Нина Кунцендорф) с трудом возвращает ее в Берлин, разрушенный и оккупированный союзниками. У Нелли обезображено лицо, и ей делают пластическую операцию. Отказавшись от лиц «под кинозвезду», героиня начинает искать своего мужа Джонни (Рональд Церфельд), по слухам, сдавшего ее нацистам.
Она ищет его не для мести, а, как ни странно, для воссоединения. Когда Нелли находит супруга, он, будучи твердо уверенным в гибели жены, предлагает ей сыграть саму себя – чтобы забрать огромное наследство. Нелли соглашается, ведь только так она может быть рядом с любимым мужчиной.
Кристиан Петцольд – один из лидеров так называемой «берлинской школы», делающей упор на реализм и социальную составляющую. Вероятно, поэтому «Феникс» наступает на одну из самых больных мозолей для немцев, а следующая работа и вовсе будет повествовать об убийстве Гитлером Евы Браун. Обычному зрителю, впрочем, не так интересна терминология артхаусных изданий, избравших постановщика одним из своих фаворитов. Стоит, правда, отметить, что «Феникс» был отмечен призом ФИПРЕССИ и номинирован на главную премию в Сан-Себастьяне, а г-н Петцольд в свое время получил «Серебряного медведя» за «Барбару» и несколько номинаций в Берлине и Венеции.
Работам режиссера – и это отмечают все рецензенты – свойственны холодность, отстраненность, скупой, безэмоциональный анализ. И в то же время – вдумчивость, созерцательность, меланхоличность.
«Феникс» в этом плане не исключение, но в нем есть один нюанс. Как отмечают многие критики, это фильм-хамелеон, в котором каждому может почудиться что-то свое – оммаж картинам Хичкока и прочим нуарам военных лет, психологические драмы Бергмана или современные немецкие триллеры.
«Феникс» - из тех фильмов, которые, несмотря на внешнюю холодность и отстраненность (вот опять!), не оставят зрителя равнодушным. После его просмотра многие будут спорить о метафоре, вынесенной в название; о стокгольмском синдроме; о том, не символизирует ли случайно героиня послевоенную Германию, разрушенную, потерянную, на распутье. О том, наконец, что за прекрасная тема проходит красной нитью сквозь весь саундтрек (тут подскажем: это «Speak Low» - джазовый стандарт, написанный в 1943 году Куртом Вайлем на стихи Огдена Нэша).
В любом случае, финал «Феникса» - тот редкий случай, когда потрясенные зрители остаются на своих местах даже после того, как в зале зажигается свет.
Денис Шлянцев, InterMedia