Эдгард Запашный: "Государство обязано оказывать продуманную поддержку своим массовым искусствам не только внутри страны, но и за её пределами"
Эдгард Запашный, генеральный директор Большого московского государственного цирка, народный артист РФ
Выступление на Круглом столе «Проблемы и перспективы развития массовой культуры как неотъемлемого фактора социального и экономического развития страны» в рамках IX Международного форума «Интеллектуальная собственность - XXI век» (Торгово-промышленная палата РФ).
- Озабоченность состоянием зрелищной отрасли весьма серьезна. Закон, конечно, необходим, и порядок в отрасли надо навести, иначе получается, что Монтсеррат Кабалье несправедливо сидит (оперная певица осуждена на полгода за мошенничество и неуплату налогов. - Прим. InterMedia). Потому что, если она сидит справедливо, то у нас пересажать можно куда больше. Это говорит о том, что там действительно следят, регулируют отрасль, а вот у нас как-то пущено на самотек, по остаточному принципу.
Я считаю, что отрасль регулировать надо, моя убежденность основана на том, что в этом заинтересованы не только авторы произведений - смело можно говорить о режиссуре, промоутерах, прокатчиках, которые также хотят, чтоб их не обвиняли в недобросовестной работе. Получать данные о том, сколько людей пришло, сколько людей ушло, должны, я уверен, МВД, ФСБ, МЧС, дабы не повторились те ситуации, которые были в «Хромой лошади», когда просто набивали людей в зал, как килек. Была давка на концерте Земфиры. Я сам был на концерте Майкла Джексона, где подобное происходило. Даже эти органы не получают достоверной информации – сколько людей пришло, ушло, и вообще, легально они здесь или нет. А цифры должны быть прозрачны, в общем доступе.
Тема круглого стола – развитие массовой культуры, и я могу сказать, что мы - Большой московский цирк – совершенно не защищены на международной арене. Почему в Штатах, Китае все так хорошо? Потому что там четко контролируют, что происходит не только у них в стране, но и на мировом рынке. Мы пропагандируем наше российское цирковое искусство, люди работают, государство вкладывает деньги, а зарабатывает кто-то другой, нашими брендами пользуются иностранные компании.
Канадский Cirque du Soleil имеет миллиардные обороты и является лицом страны. Они поднимают флаги по всему миру, им помогает государство - а мы этим не занимаемся. Почему? А нам никто не помогает, мы только сочувствуем друг другу – что ж у нас гастрольные графики такие плохие. Но так и будет продолжаться, пока государство не начнет инвестировать. Я поражаюсь, почему Газпром поддерживает зарубежные футбольные команды? Вот это странно, почему государственные деньги вкладываются именно туда? А почему бы не вложить эти безумные деньги в концертный тур, например, Филиппа Киркорова? Точно так же - и в Большой Московский цирк, и Цирк Никулина. И Газпром будет блистать везде на афишах, и что-то русское мы начинаем вывозить.
Позвольте мне немного сказать о своей отрасли. Вице-президент Cirque du Soleil недавно объявил, что в Москве начинают строить стационарный Cirque du Soleil. Я даже прецедента такого не могу себе вообразить. Кому в Канаде могут позволить построить филиал Большого театра? Да никто нас туда не пустит, потому что они будут защищать свой рынок руками и ногами. Я считаю, что это пагубно повлияет на цирковую индустрию. Если мы как государство будем позволять такие вещи, от нашего, от русского, не останется ничего. Я считаю, что здесь мы обязаны вмешиваться незамедлительно.
В этом году мы провели обширные гастроли, но есть ряд стран, где мы просто не можем полноценно гастролировать, например, Германия, Италия, Франция, и не только потому, что у них свои сильные внутренние цирковые традиции. Они финансово создают такие условия, чтобы русский цирк туда не пришел. А вот при серьезной поддержке нашего государства мы можем там появиться и закрепиться. И я считаю, что каждая отрасль должна так работать, и государство обязано оказывать продуманную поддержку своим массовым искусствам не только внутри страны, но и за её пределами.
Фото: Анатолий Ломохов
Виктор Дробыш, Максим Дмитриев и Эдгард Запашный
Мюзикл «Девчата» с Ликой Руллой и Анной Гученковой поставила «На Плющихе» Нина Чусова
Премьера мюзикла «Девчата» состоится 14 и 15 февраля 2025 года в театральном центре «На Плющихе». Автором сценария и режиссером постановки выступила Нина Чусова.
- Уникальность мюзикла это сочетания любимых мелодий с действием на сцене, - сообщается в пресс-релизе. - Сохранена вся история, знакомая нам с детства, основанная на сюжете фильма «Девчата» и одноименной повести Бориса Бедного. Но при этом само действо перенесено в современные реалии - городок Нефтелямск, где ведется добыча нефти, где трудятся сильные и мужественные нефтяники. В спектакле много юмора, замечательных песен и невероятно зажигательных танцев. Каждая героиня спектакля, не только Тося, в итоге находит свою половинку! И все это решено в ритмах веселого рок-н-ролла, когда хочется встать и танцевать вместе с участниками спектакля.
Главные роли в мюзикле исполнят Маруся Княгина и Варвара Ментюкова (Тося), Иван Коряковский и Артем Елисеев (Илья), Алена Фалалеева и Лика Рулла (Анфиса), Анна Гученкова и Елена Клиберда (Вера), Виктория Канаткина и Маруся Бережная (Надя), Марина Чирикова и Анастасия Павлова (Катя), Алексей Бобров и Дмитрий Янковский (Ксан Ксаныч), а также Андрей Вальц, Константин Соколов, Андрей Федоров, Сергей Смолин и др.
Евгения Симонова и Зоя Кайдановская прочтут стихи и прозу в честь Дня всех влюбленных
«Семейный вечер» Евгении Симоновой и Зои Кайдановской состоится 14 февраля 2025 года в Театре в Хамовниках. Две актрисы, мать и дочь, представят программу стихов и прозы серебряного века.
- Моя бабушка Зоя была автором моей первой театральной программы, она составила ее из стихов своей юности: Мережковский, Северянин, Гиппиус, - рассказывает Евгения Симонова. - Однажды Екатерина Еланская, которая создала уникальный Театр "Сфера" мне предложила почитать стихи. У Цветаевой есть такая потрясающая проза, белый стих, который называется «Нездешний вечер» - как она пришла к Кузьмину в Петербурге, и они всю ночь читали стихи. И вот в «Сфере» был такой поэтический «Нездешний вечер», на котором Михаил Казаков читал Блока, и Бродского, и Пастернака, Доронина Татьяна Васильевна читала Есенина, изумительно, божественно читал Маяковского Александр Сергеевич Лазарев, он читал с такой молодой энергией, неудержимой, просто как-то становился даже похож на него. Но я сказала Екатерине Ильиничне, что не читаю стихов. А она предложила мне придумать что-нибудь легкое, потому что в основном все читали стихи очень драматические. И я вспомнила стихи Северянина, которые всегда пленяли меня своей красотой - там были все время принцессы, королевы, экипажи, там были какие-то моря, пажи. И я в этом спектакле читала Северянина с большим удовольствием. Он был королем поэзии, потом в нищете умер в Таллине во время войны. В его поэзии есть красота, есть самоирония, а красоты всегда в жизни не хватает, поэтому я прочитаю сейчас Игоря Северянина: «Янтарная элегия», «Ананасы в шампанском», «Кензели» («В шумном платье муаровом»), «Идиллия», «Это было у моря». Ещё из книжек, которые читала мне бабушка, были рассказы Аверченко и рассказы Надежды Тэффи. Моя бабушка Зоя мою дочку Зою, к сожалению, не увидела. Но я передаю ей эстафету, она прочитает рассказ «Вендетта» Надежды Тэффи.
Итальянскую комедию «Цилиндр» поставил Дмитрий Астрахан в Театре на Трубной
Премьера спектакля «Цилиндр» состоится в Театре на Трубной 14-16 февраля 2025 года. Комедию по одноименной пьесе Эдуардо де Филиппо поставил художественный руководитель театра Дмитрий Астрахан.
- Представьте себе: вы стоите на грани, когда каждое утро становится испытанием, а каждый вечер — борьбой за выживание. Что вы готовы сделать, чтобы спасти свою семью? Как далеко вы зайдете, чтобы избежать нищеты? – сообщается в синопсисе. - В неаполитанской квартире, где стены помнят шепот надежд и крики отчаяния, разворачивается история, которая заставляет задуматься о том, что значит быть человеком. Две семьи, сталкивающиеся с финансовыми трудностями, вынуждены искать выход, и, как часто бывает, находят его в самых неожиданных местах. Перед героями спектакля встает вопрос, который волнует каждого из нас: что важнее — сохранить принципы или воспользоваться шансом на новую жизнь? Эта история — не только комедия о неудачниках, но и глубокое философское размышление о моральных дилеммах, с которыми сталкивается каждый. Сколько раз вы оказывались перед выбором, где каждая опция имеет свою цену? Спектакль заставляет задуматься о том, что иногда, чтобы выжить, нужно сделать шаг в неизвестность, рискнуть всем ради надежды на лучшее. Ваша жизнь тоже полна выборов, где каждый шаг может изменить все. Готовы ли вы к этому?
В спектакле заняты Анастасия Акатова (Рита), Родион Вьюшкин и Александр Панов (Родольфо), Владимир Шульга и Александр Мохов (Аттилио), Вадим Колганов (Агостино), Татьяна Циренина (Беттина), Александр Асланян (Антонио), Александр Сеппиус (Микеле), Богдан Ветряк (Роберто) и Арсений Ветров (Артуро).