Рецензия: Скриптонит - «Уроборос: Зеркала», «Уроборос: Улица 36» ***
2017, Gazgolder
В восьмидесятые годы один самиздатовский рок-журнал опубликовал рецензию на альбом «Ночь» группы «Кино». Довольно беспощадную: например, описывая манеру исполнения Виктором Цоем песни «Твой номер», автор заявлял, что в конце фразы «и опять этот вечер и ветер, и эта луна-а-а…» солиста будто бы тошнит строчкой и особенно луной. Надо признать, что тот текст, прочитанный через несколько лет после публикации, произвёл на меня сильное впечатление. Мы, тогдашние старшеклассники, искали чистые кассеты и способы переписать себе альбомы Цоя и «Кино», и замирали от счастья, когда это получалось. Критический взгляд на вокал и манеру Виктора Робертовича возмутительно подрывал устои. Поколебать их тогда, конечно, самиздатовским ёрникам не удалось, но подспудно был получен важный урок: трезвый взгляд не помешает, даже в самых великих произведениях можно найти что-то смешное или нелепое - и научившись этому, вы обезопасите себя от сотворения кумиров.
История всегда повторяется, причём иногда движется по спирали, а иногда тупо по кругу. Вот и в двух «важнейших» альбомах Скриптонита кто-то сегодня видит проявление явной гениальности, а кому-то кажется, что исполнителя тошнит даже не строчкой, а обеими пластинками целиком. Невероятная каша во рту рэпера не то что не позволяет насладиться точными образами и рифмами - понять бы вообще, о чём он говорит. Возможно, в этом был какой-то масштабный замысел - гундосо намычать два альбома и потом удовлетворённо наблюдать, как «пипл хавает» и пытается разобраться в том, что хотел сказать рэпер. Восторженная публика при этом пребывает в уверенности, что это не Скриптонит чего-то не договаривает, а она чего-то не догоняет. Не в пользу этой версии играет последовавшее после релиза пластинок заявление рэпера о том, что в жанре он себя исчерпал и берёт творческий отпуск, чтобы перезагрузиться и попробовать себя в других стилях. Соответственно, в зависимости от угла зрения можно сделать вывод, что Скриптонит достиг совершенства в борьбе против дикции - ну, или уткнулся в тупик.
В любом случае, пока рэпер ищет новое творческое лицо, аудитории придётся слушать «Уроборосы». Возможно, терпение и труд позволят поклонникам научиться разбирать тексты Скриптонита, вопреки произношению. Интересно, что ключевые фразы вроде «это всё [фигня]» артист произносит довольно отчётливо, а вот чтобы понять, о чём это он, нужно сильно напрячься. Впрочем, те, кто во всём видят позитив, могут утешиться тем, что Скриптонит придумал и сказал в рэпе новое слово: в его видении жанра текстоцентричность отменяется и заменяется «атмосферностью». Голос, интонации, сэмплы, отдельные фразы - всё работает на то, чтобы и без отчётливо произносимых слов создать ощущение краха и безнадёги.
Алексей Мажаев, InterMedia
InterMedia предупреждает: альбомы содержат ненормативную лексику
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»