Рецензия на фильм Валерия Тодоровского «Одесса»: Любовь во время холеры
Фильм «Одесса» выйдет в российский прокат 5 сентября 2019 года. Режиссер: Валерий Тодоровский. В ролях: Евгений Цыганов, Леонид Ярмольник, Ирина Розанова, Ксения Раппопорт и другие.
Оценка: 9 из 10.
1970 год. Жаркое лето. Столичный журналист-международник Борис (Евгений Цыганов) приезжает с сыном в Одессу буквально на денек – пообщаться с многочисленным семейством, собравшимся в доме родителей его жены, и вернуться обратно, чтобы решить дело с командировкой в Германию. Но в городе начинается эпидемия холеры, объявлен карантин, и Одесса захлопывается, как мышеловка: нельзя ни уехать, ни въехать. Приходится как-то мириться со случившимся, но неожиданная изоляция действует на семейку странным образом: всплывают годами копившиеся проблемы, вырываются наружу взаимные обвинения, конфликты накатывают, как волны моря, - а сам Борис, вырванный из привычного ритма жизни, переживает серьезный экзистенциальный кризис.
Валерий Тодоровский неоднократно подчеркивал две вещи: фильм основан на его личных детских воспоминаниях (в 8-летнем возрасте он оказался в Одессе во время холерного карантина) и при этом не является автобиографическим и уж тем более историческим. Зрителю же на ум приходят при просмотре многочисленные литературные ассоциации: «Декамерон», «Пир во время чумы», «Лолита», «Темные аллеи»… Сам режиссер считает, что это фильм о том, как в определенных обстоятельствах у людей вдруг появляется свобода чувствовать и делать то, что нельзя. И в очередной раз пытается решить для себя и зрителей, а можно ли это делать.
Свою историю Тодоровский рассказывает медленно и с наслаждением, словно пересматривая старую пленку (к слову, фильм был снят именно на пленку Kodak, а не на цифру), любуясь героями и городом вместе с оператором картины Романом Васьяновым. Да, режиссер много лет мечтал снять кино о своем детстве и снять кино именно в Одессе, но, как известно, сделать ему это не удалось. В Одессу превратились павильоны и другие города. Конечно, одесситов не обмануть, но Валерий и его команда сделали всё, чтобы эту разницу не увидели остальные зрители. Как Квентин Тарантино воссоздал Голливуд 60-х, так Валерий Тодоровский воскрешает СССР 70-х, но, в отличие от «Довлатова» Алексея Германа-младшего, это не мрачные и серые, а солнечные и яркие декорации для происходящей человеческой катастрофы.
Возможно, это самое личное кино Тодоровского после фильма «Любовь», недаром один из главных героев – мальчик Валера – носит его имя. И сборная любимых актеров режиссера выдает невероятные эмоции. Ирина Розанова и особенно Леонид Ярмольник сыграли тут одни из своих лучших драматических и даже трагических ролей (не говоря уже о специально выученном идише и одесском говоре). Оба актера признались, что черпали вдохновение в самых близких людях: Леонид нашел черты персонажа в своем отце, а Ирина заявила, что роль играла не она, а ее мама. Евгений Цыганов выступает в более привычном для себя амплуа человека, который пытается сохранять трезвый рассудок и держаться над схваткой, но в финале срывается в пике. Впрочем, вряд ли есть в российском кино актер, умеющий сделать это лучше. Евгения Брик, Ксения Раппопорт, Сергей Муравьев, Владимир Кошевой составляют гармоничный ансамбль, и юные актеры Вероника Устименко, Диана Манукян и Степан Середа играют совсем не по-детски.
И, конечно, это кино можно не только смотреть, но и слушать: звуки приморского города, одесская речь, светлая музыка Анны Друбич и хиты 1970-х. Кто бы мог подумать, что песня Юрия Антонова «Для меня нет тебя прекрасней» за 50 лет еще исчерпала не весь свой драматический потенциал…
Екатерина Алексеева, InterMedia
«Злой город» возглавил российский бокс-офис
Исторический фильм «Злой город» стали лидером российского проката по итогам уикенда 30 января – 2 февраля 2025 года. Он дебютировал в кинотеатрах с впечатляющей кассой в 138,5 миллиона рублей. На вторую строчку вновь поднялся «пиратский» анимационный релиз – «Муфаса. Король Лев», собравший 64,7 миллиона на шестой неделе в России.
Лидер прошлого уикенда «Холоп. Великолепный век» занял третье место со сборами в 57,3 миллиона (что на 43.6% меньше, чем на его дебютной неделе). Еще один лидер предыдущей недели – фильм «Василий» - оказался на пятой строке с кассой в 47,1 миллиона (что на 53, 5% меньше его стартовых показателей). Четвертое место заняла киносказка «Финист. Первый богатырь» (50 миллионов), а ее новогодний конкурент «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» - шестое (46,6 миллионов).
Тем временем в американском прокате первые две строчки по итогам уикенда оккупировал новинки – мультфильм «Догмен: Пушистая справедливость» и комедийный хоррор «Компаньон», а «Муфаса» оказался на третьем месте.
Премия «Ника» представила лонг-лист
Российская академия кинематографических искусств обнародовала 3 февраля 2025 года лонг-лист премии «Ника» и объявила о начале голосования за номинантов. Так в номинации «лучший игровой фильм» представлены 67 картин, вышедших в 2024 году. В их числе «Василиса и хранители времени», «Воздух», «Кончится лето», «Лед 3», «Летучий корабль», «Любовь Советского Союза», «Мастер и Маргарита», «Огниво» «Онегин», «Пришелец», «Руки вверх!», «Смотри на меня», «Снег в моем дворе», «Сто лет тому вперед», «Тополиный пух», «Тур с «Иванушками», «Холоп 2» и другие. В номинации «лучший сериал» фигурируют 18 названий, в том числе «Дайте шоу», «Золотое дно», «Игры», «Комбинация», «Лихие», «Первый номер», «Плевако», «Последний богатырь. Наследие», «Преступление и наказание», «Трасса» и др.
Опубликованы также списки претендентов на «Нику» в номинациях «лучший неигровой фильм», «лучший анимационный фильм», «лучшая режиссерская работа», «лучшая сценарная работа», «лучшая операторская работа», «лучшая музыка к фильму», «открытие года», за актерские работы первого и второго плана и т.д.
Как обычно, голосование будет проходить в два тура. В соответствии с регламентом членам академии предстоит в номинации «Лучший фильм» отметить не более пяти претендентов, а в номинациях по профессиям – не более трёх.
Дата объявления шорт-листа и проведения церемония вручения пока не объявлены.
Кирилл Разлогов рассказывает о своем детстве в трейлере документального фильма
Первый тизер-трейлер документального фильма «Кирилл Разлогов» был обнародовал 3 февраля 2025 года. Картина об известном киноведе, культурологе и телеведущем, скончавшемся в 2021 году в возрасте 75 лет, будет включать его последнее, ранее не публиковавшееся интервью с режиссером-документалистом Еленой Демидовой, воспоминания коллег и друзей, фрагменты его любимых классических фильмов, редкие архивные материалы и эксклюзивные фото из личного архива семьи, а также авторскую анимацию, иллюстрирующую мемуары героя и озвученную его голосом: свои мемуары он записывал на диктофон, и именно эти аудиозаписи войдут в картину.
Режиссерами ленты выступают дочь киноведа Анастасия Разлогова и Анджей Петрас, который также является композитором картины, за анимацию отвечают Алексей и Мария Ермолаевы. Проект создается при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив. Премьера запланирована в 2025 году.
Кирилл Эмильевич Разлогов родился в 1946 году в семье дипломата, вырос во Франции и Болгарии, а начал карьеру в Советском союзе. Киновед, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Кирилл Разлогов около 25 лет руководил Российским институтом культурологии, был ведущим научным сотрудником НИИ киноискусства, принимал участие в подготовке аналитических материалов по развитию культуры и искусства, в разработке законодательства о культуре, научных и общественных обсуждениях различных проблем в области культуры и искусства. Разлогов являлся Президентом Гильдии киноведов и кинокритиков России, программным директором Московского международного кинофестиваля, кинофестиваля «Евразийский мост», кинофестиваля стран БРИКС, Фестиваля американского кино AmFest; автором и ведущим программ о кино: «Киномарафон» (1993—1995), «Век кино» (1994—1995), «От киноавангарда к видеоарту» (2001—2002), «Культ кино» (2001—2021). За двадцатилетие существования программы «Культ кино» было создано более 300 выпусков, которые смотрела вся страна на телеканале «Культура». Он вел мастерскую во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК), преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров имени Г.Н.Данелии, в Высшей школе европейских культур Российского государственного гуманитарного университета и Северо-восточном федеральном университете.