Рецензия: Shortparis - «Так закалялась сталь»

2019, Universal Music
Оценка: 7 из 10.
«Shortparis»! Именно так в последнее время звучит боевой клич отечественных музыкальных СМИ. Одно это слово может призвать армию журналистов на защиту светлого будущего нашего элитарного искусства. Вашего же рецензента, как и любого другого критика, не увлеченного белизной своих костей и голубизной крови, мучает дилемма оценки таких произведений. С одной стороны, коллеги приводят убедительные аргументы в пользу коллектива, с другой же, ценность этих доводов сомнительна для слушателя.
Привлекательность Shortparis заключается даже не в их загадочности, а в их «загадкообразности». Каждый опытный слушатель видит в песнях группы смесь кучи разных культурных кодов. Разумеется, такой многослойный бургер несъедобен, потому что банально не влезает в рот. И тут наш герой начинает делить его на части, препарировать. Слушает «Нелюбовь». Думает, с вокалом все понятно: азиатские мотивы. И тут Shortparis выдает русскую народную до мозга костей «Поломало». На очереди третий номер, в котором остается фольклорность, но куда-то пропадает гитара. Теперь рок-инструментал никак не идентифицируется. В «Отвечай за слова» помпезные живые ударные мешаются с нарочито-электронной перкуссией из олдскульного хауса. Пора бы уже понять, что получается что-то невразумительное, но в пылу азарта наш искатель скрытых смыслов не может понять, что бургер-то уже и не бургер, а бутерброд, собранный из всего, что нашлось в холодильнике.
Криптографы уровнем пониже не копают так глубоко. Они натыкаются на поверхностные отсылки к Звягинцеву и Островскому и придают им сакральное значение. На большее не хватает ни образования, ни энтузиазма, но и этого малого оказывается достаточно, чтобы тешить их высокоинтеллектуальное самолюбие. А что же находят в Shortparis те, кому нет дела до загадок? Те, для кого еда - топливо, а музыка - фон, саундтрек к жизни? Если продолжать раскрытие нашей съедобной метафоры, они из раза в раз пытаются распробовать блюдо, рекомендованное модным журналом. Давятся, но искренне хотят уловить те самые нотки. Не понимая, что первобытное тяготение к очевидному ритму и консонативным, не режущим слух, мелодиям - и есть главное в музыке.
Известно, любое блюдо может исправить соус. В случае Shortparis это их концерты. Любой, кто хоть раз был на рейве, знает, что такие перформансы могут переплюнуть Кашпировского по коллективной медитации. Даже трезвые, как стеклышко, участники действия погружаются в бессознательный танец и поступают в полное распоряжение диджея. Тут такая же ситуация. Мистические церемонии Shortparis - это суп из людей. Грань личности стирается, а музыка на время становится мозговым центром этой субстанции. И уже не важно, кто ты: эксперт или обыватель. Все равны. Все едины. И это необъяснимо.
Таким образом, Shortparis обхитрили всех, сделав критиков рабами своих попыток дать логическое определение их музыке. Теория отсутствия такового в исполнении вашего рецензента - такая же попытка. Материал, созданный «для своих», стал популярен по принципу «Бойцовского клуба». Мейнстримность «Так закалялась сталь» и самого проекта - побочный эффект этого порочного круга.
Данила Головкин, InterMedia
Бейонсе, Крис Браун и фильм «Батальон 6888» получили NAACP Image Awards

56-я церемония вручения NAACP Image Awards состоялась 22 февраля 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что это американская премия, созданная и вручаемая Национальной ассоциацией содействия прогрессу цветного населения за достижения в сферах кино, телевидения, театра, музыки и литературы. Часть победителей была объявлена 18 и 19 числа, но главные премии вручили на финальном вечере в Pasadena Civic Center.
Фильмом года стала военная драма «Батальон 6888», всего получившая четыре награды: за главную роль Керри Вашингтон, актерский дебют Эбони Обсидиан и актерский ансамбль. Артистом года признана Кеке Палмер, за актерские работы в различных проектах отмечены Мартин Лоуренс («Плохие парни до конца»), Дэймон Уайанс («Дом папаши»), Кинта Брансон («Начальная школа «Эббот»), Майкл Рейни-младший («Власть в ночном городе. Книга вторая: Призрак»), Куин Латифа («Уравнитель»), Малкольм Вашингтон («Урок фортепиано»). Лучшим иностранным фильмом стала «Эмилия Перес», анимационным – «Головоломка 2».
В музыкальных номинациях двумя наградами отмечена Бейонсе – как лучшая певица и за альбом года «Cowboy Carter». Примечательно, что дочь артистки Блю Айви Картер также получила приз в номинации «лучшая озвучка» за роль юного львенка в мультфильме «Муфаса: Король Лев». Две награды достались Крису Брауну (лучший певец и лучшая песня «Hmmm»), еще две – госпел-певице Тамеле Манн. Лучшим новым артистом стала рэперша Doechii, за лучший джазовый альбом «Portrait» премию вручили Самаре Джой, за лучший саундтрек – сериалу «Аколит», а Кендрик Ламар награжден за свой хит «Not Like Us».
Бывший вице-президент США и кандидат в президенты на последних выборах Камала Харрис получила специальную Премию основателей BET Media Group, а комик и телеведущий Дэйв Шаппель - Президентскую премию.
Shaman спел «Небо славян» Кинчева

Shaman представил кавер-версию песни «Небо славян» группы «Алиса» 23 февраля 2025 года – в День защитника Отечества. Сингл опубликован на всех музыкальных площадках.
- В такой день я очень рад представить вам свою версию легендарной песни «Небо славян», - написал Ярослав Дронов в соцсетях. – Эта композиция Константина Кинчева давно стала классикой, соединившей в себе красоту русских былин и ратных подвигов нашего народа. В ней столько любви к России! Ритм и звучание рок-музыки подчёркивают многослойность текста, а каждое слово усиливает в душе чувство гордости за родную страну, за то, что Я РУССКИЙ.
Shaman также поздравил и поблагодарил всех, «кто каждый день, рискуя своей жизнью, защищает наш мир и благополучие».
Рецензия на сингл «Жозефина Павловна» группы «Звери»: Чехов под одеялом

2025, Zveri, S&P Digital.
Оценка: 8 из 10.
Рома Зверь чувствует особую связь с Антоном Павловичем Чеховым. Оба творца долго жили в Таганроге, а в 2020 году группа «Звери» выпустила альбом «Одинокому везде пустыня», названия всех песен в котором совпадали с заголовками произведений Чехова. Ну и вообще, в песне «Жозефина Павловна» Роман признаётся: «если мне не до смеха, я открываю Чехова». Поэтому музыкант, конечно, не мог пройти мимо юбилея писателя, выпустив сингл в день 165-летия со дня рождения Чехова.
«Жозефина Павловна» представляет собой этакую лёгкую фортепианную пьеску-зарисовку, в которой Рома Зверь пытается как-то соответствовать чеховскому чувству юмора. Впрочем, всё главное за него сделал Антон Палыч: «Жозефина Павловна» - это «дама» из его переписки. Таким изящным образом Чехов обозначал… а что он обозначал, вы легко поймёте, произнеся вслух инициалы заглавной героини. После этого элегический рефрен «мёрзнет Жозефина Павловна» приобретает совершенно другой, острый и провокативный смысл. Вы как будто надеваете чеховское пенсне и под другой оптикой смотрите на задумчивые рассуждения Ромы о холодной зиме и мечтах, «чтобы тебя не накрыла Она». «Звери» здесь выступают младшими партнёрами классика: избегая очевидных юмористических гэгов, они ведут сдержанный рассказ и используют очевидные цитаты вроде «краткость сестра таланта», чтобы отдать все лавры Чехову в припеве про мёрзнущую Ж.П.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»