Рецензия на фильм Алис Винокур «Проксима»: Ближе к звёздам, или что Ева Грин делала в Подмосковье
Оценка: 7 из 10
Драма «Проксима» вышла в российский прокат 16 января 2020 года. Режиссёр: Алис Винокур. В ролях: Ева Грин, Зели Булан, Мэтт Диллон, Алексей Фатеев, Ларс Айдингер и другие.
Лучшие картины о космосе – те, где космос имеет второстепенную роль, самые плохие – те, что играют с пресловутым соответствием микро- и макромира. Финальные кадры «Космической Одиссеи», «Солярис», «Чужой», даже «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса (где на первом месте скорее демонстрация преимуществ монтажного кино и идея кинематографа-аттракциона) имеют весьма косвенное отношение к таинственным межзвёздным пространствам, так же известным, как неуклюжая аллегория «заброшенности» человека в мир.
В новом фильме Алис Винокур Ева Грин вообще до космоса не долетает, зато расширяет границы собственной субъектности, попутно разрушая парочку гендерных стереотипов. При этом «Проксима» не давит зрителя феминистической идеологией. Напротив, кино просто показывает, что другое, инаковое, на самом деле ближе (proxima с латыни «ближайшая», «родственная»; в женском роде, что важно), чем мы думаем, а потому – стоит говорить не о женщинах и мужчинах, а о людях, хотя и очень разных. Впрочем, когда радикально иные все, никто больше не другой.
Ева Грин прекрасный кандидат на роль слегка «инопланетной» астронавтки-француженки Сары. Актриса, безусловно, красива, однако ее обаяние нетривиально. В фильме она – олицетворение нестереотипной женственности, лишённой внутренней мизогинии (феномен в обществе, когда сами женщины открещиваются от чересчур «женственных» характеристик и атрибутов, как бы желая стать более «мужественными»; но по факту оставаясь в рамках той же патриархальной системы координат).
Женщина-режиссер Винокур выбирает непростую для художника нишу – кино, которое не только рассказывает историю, но и несёт в себе социальное высказывание – и справляется с этой задачей ювелирно, не нарушая зрительских границ и возможности вольной интерпретации.
«Проксима» - не только социальный месседж, но и своеобразный «производственный роман». Изнутри нам показывают индустрию, в том числе настоящий центр Роскосмоса. Основное действие картины разворачивается в Звездном городке в Московской области и частично - на Байконуре (весной 2018 года это вылилось в интригующее интернет-явление в виде фотографий Мэтта Диллона и Евы Грин с русскими фанатами из «Пятёрочки»). Парадоксальным образом фильм Винокур максимально приземлённый, почти документально реалистичный. При этом персонажи словно помещены в какой-то вакуум в отрыве от реального мира и обитают в своей космической вселенной, расположенной на Земле.
В центре сюжета – противоречивые отношения Сары и ее дочери Стеллы. Последняя, с одной стороны, мечтает быть похожей на мать, которая для неё пример для подражания и идеал. С другой стороны, девочка хочет быть не только с идеальной матерью, но и с настоящей, родной, поэтому жаждет ее внимания и воспитания здесь и сейчас. «Проксима» - фильм о коммуникации и понимании. О том, как говорить с собственным ребёнком, но в равной степени и общаться с теми, с кем разделяешь ремесло. Командир экипажа американец Майк (Мэтт Диллон) – своего рода антагонист (но не сюжетный, а скорее идейный). Герой Диллона – часть традиционной семьи (где детей на Земле воспитывает жена, а муж работает в небе) и носитель патриархальных ценностей. Тем не менее даже здесь Винокур не утопает в стереотипах; что справедливо и в отношении ещё одного персонажа - русского космонавта и по совместительству третьего члена экипажа Антона (Алексей Фатеев), который, вопреки обыкновению не играет на балалайке, а задушевно читает стихи Мандельштама у костра.
Название фильма неслучайно латинское, один из центральных мотивов - homo cosmicus, новый гражданин мира, нуждающийся также и в lingua franca, функциональном языке, опять же, для коммуникации с другими. Только в новом мире этот язык - даже не английский (неслучайно помимо ожидаемой интернациональной речи, в кадре звучат ещё немецкий, французский, русский), а язык взаимопонимания и соответствия максимально широкого индивидуального опыта каждого из участников диалога. Разноязычие, в том числе, служит символом неизбежного отсутствия этого понимания в человеческих отношениях (в той или иной мере). Так, одна из самых запоминающихся сцен в фильме - диалог Сары и ее дочери по телефону, когда девочка переходит на немецкий - язык своего отца - что ранит ее мать сильнее любых упреков.
Примечательно и то, как Винокур встраивает эротизм в свой фильм. В нем совершенно отсутствует секс, но присутствует наслаждение телесностью, близкое к эстетическому. И хотя в ленте есть абсолютно завораживающие обнаженные планы Евы Грин, сексуальное в понимании некой архаичной «животной страсти» сменяется здесь более широким измерением тактильности, плотской, несовершенной красоты человеческого тела, которое на поверку превосходит и несколько травоядные, безликие пейзажи, и даже (по правде надоевшее всем) безупречное звёздное небо.
Анна Стрельчук, InterMedia
Юная красавица покоряет сердца мужчин в трейлере «Партенопы»
Трейлер фильма «Партенопа» (Parthenope) представила 21 ноября 2024 года студия А24. Это драма о юной неаполитанке, которая покоряет сердца мужчин. Однако девушка мечтает не о любви, а о карьере в науке.
Главные роли в новой картине режиссера Паоло Соррентино исполнили Селесте Далла Порта, Стефания Сандрелли, Гари Олдман (в роли культового американского писателя и лауреата Пулитцеровской премии Джона Чивера), Сильвио Орландо, Луиза Раньери, Пеппе Ланцета, Изабелла Феррари, Дарио Аита.
Мировая премьера «Партенопы» состоялась в мае на Каннском кинофестивале, в итальянский прокат фильм вышел в октябре, а в российский его выпустит 26 декабря кинокомпания «Атмосфера кино».
«Эмилия Перес» и Ханс Циммер стали триумфаторами премии Hollywood Music in Media
Церемония вручения наград Hollywood Music in Media состоялась 20 ноября 2024 года. По три наград получили композитор Ханс Циммер и фильм «Эмилия Перес». Циммер был удостоен призов сразу за три проекта – саундтрек к фантастическому фильму «Дюна: Часть вторая», саундтрек к документальному фильму «BBC: Планета Земля III» и лучшую песню «Love Will Survive» из мини-сериала «Татуировщик из Освенцима».
Музыкальная драма «Эмилия Перес» режиссера Жака Одиара получила награды как лучший мюзикл, за лучший саундтрек к полнометражному фильму композиторов Камиль и Клемана Дюколя и лучшее исполнение песни «El Mal» актрисой Зои Салдана. Лучшим музыкальным документальным фильмом стал байопик Фаррелла Уильямса «По кусочкам».
Дайан Уоррен удостоена награды за лучшую песню «The Journey» к фильму «The Six Triple Eight»), Элтон Джон, Брэнди Карлайл, Берни Топин и Эндрю Уотт - за композицию «Never Too Late» из документального фильма «Элтона Джона: Никогда не поздно», Майли Сайрус, Ликке Ли и Эндрю Уайатт за песню «Beautiful That Way» из «Шоугёрл».
Приз за лучшую песню из анимационного фильма достался команде из пяти человек, написавшей «Kiss the Sky» из мультфильма «Дикий робот». Композитор картины Крис Бауэрс получил награду за лучший саундтрек.
За лучшие саундтреки к фильмам отмечены также композиторы Робин Керолан («Носферату»), Альберто Иглесиас («Комната по соседству»), Илан Эшкери (документальная лента «Супермен: История Кристофера Рива»), за сериалы – Аттикус Росс, Леопольд Росс и Ник Чуба («Сёгун»), Блейк Нили («Властелины воздуха») и другие.
Документальный фильм про сериал «Первый номер» выйдет перед премьерой
Премьера документального фильма «Первый номер. Предыстория» состоится в онлайн-кинотеатре Kion 26 ноября 2024 года – за шесть дней до выхода первого сезона сериала. Актеры Евгений Цыганов, Надежда Михалкова, Павел Деревянко, Александра Бортич, Ида Галич, Александра Ребенок, Игорь Верник, Александр Цыпкин, Леонид Ярмольник, Егор Корешков, Лукерья Ильяшенко и Денис Власенко, а также генеральный продюсер Игорь Мишин, автор сценария Сергей Минаев, режиссер Клим Козинский, оператор Генрих Медер и художник по костюмам Дарья Пашина поделятсяь своими эмоциями от съемочного процесса и вспомнят самые яркие сцены.
Документальный фильм «Первый номер. Предыстория» снят в формате специального выпуска видеожурнала «Лампа», разделенного на шесть рубрик: «Путь», «Светская хроника», «Дорогая редакция», «Стоп, снято!», «Дирекция моды», «Вагончик тронется». Ведущим выступил Сергей Минаев.
Создатели сериала проведут экскурсию по офису редакции «Лампы», а также покажут уникальные локации проекта, среди которых — специально построенный внутри комнаты купейный вагон. Зрители узнают о том, что «Лампа» — не просто реквизит, а настоящий журнал, созданный действующими журналистами. Среди них: бывший продюсер Esquire и автор формата «Истории кумиров» на канале «Минаев Live» Дмитрий Болдин, заместитель главного редактора «Чтиво» Сергей Зуев, арт-директор «Правил жизни» Ника Добина.
Премьера сериала «Первый номер» состоится в онлайн-кинотеатре Kion 1 декабря.