Рецензия: ВИА «Гагарин» - «Русский космос. P.S.»

2020, «Союз Мьюзик»
Оценка: 7,5 из 10.
В современном мире, где важнейший информационный повод не может удержаться в поле внимания общественности дольше недели, рецензию на первый за четыре года альбом группы нужно начинать с короткой напоминалки. ВИА «Гагарин» - виртуальный ансамбль (именно так они расшифровывают свою аббревиатуру), который выпускает диски редко, но обязательно 12 апреля (в День космонавтики, совпадающий с очередной годовщиной полёта первого космонавта Юрия Гагарина). Дата образования группы, число участников, их имена и место жительства не разглашаются. У ВИА «Гагарин» нет живых концертов и официальных представительств в интернете и соцсетях. Возможно, более точной информацией о проекте мог бы поделиться лейбл «Союз Мьюзик», но он загадочно молчит (видимо, неспроста) и только лишь осуществляет редкие релизы ВИА.
Первый альбом «Снежок» выходил в 2008 году, второй - «Русский космос» - в 2016-м. Спустя четыре года издано продолжение под названием «Русский космос. P.S.». Здесь всего шесть песен, и такие пластинки не принято считать полнометражными и номерными. Впрочем, для группы, у которой нет никакой истории, появление третьей строчки в дискографии само по себе кажется почти судьбоносным событием, даже если альбом называется почти так же, как предыдущий.
Верность коллектива заголовку «Русский космос» как раз оправдана: за четыре года в стилистике группы не изменилось примерно ничего - здесь по-прежнему в ходу суровая сдержанность и отказ от внешних эффектов. Песни, вошедшие в альбом-постскриптум, звучат так же задумчиво и медлительно, как и на диске 2016 года, и ВИА «Гагарин» всё ещё не пытается понравиться слушателю с помощью каких-то внешних эффектов. Для этого проекта виртуальное существование, судя по всему, органично, и никакой развиртуализации «по многочисленным просьбам поклонников» не ожидается. Наоборот, легче представить просьбы немногочисленных поклонников ничего не менять, ибо группу тяжело представить вне выбранного формата редких аудиовстреч.
Даже тем, кому творчество ВИА «Гагарин» в принципе «зашло», новый шестипесенный диск должен показаться неоднозначным. Задумчивость «Не было и нет» в композиции «Капитан» доходит уже до степени заторможенности, а «Где-то там» вызывает смутные воспоминания - как выясняется, это воспоминания о песне Виктора Цоя «Легенда» («как, шатаясь, бойцы о траву вытирали мечи»), на которую «Где-то там» похожа и мелодией, и настроением, и вокалом. Но в лучших песнях ВИА «Гагарин» отсутствие привлекающих внимание «крючков» не мешает насладиться внутренней эмоциональностью («Музыка ветра») или впечатляющими мелодическими ходами («Ангелы и космонавты»). А уж «День за днём» на фоне остальных вещей кажется невероятно темповой.
Алексей Мажаев, InterMedia
Shaman спел «Небо славян» Кинчева

Shaman представил кавер-версию песни «Небо славян» группы «Алиса» 23 февраля 2025 года – в День защитника Отечества. Сингл опубликован на всех музыкальных площадках.
- В такой день я очень рад представить вам свою версию легендарной песни «Небо славян», - написал Ярослав Дронов в соцсетях. – Эта композиция Константина Кинчева давно стала классикой, соединившей в себе красоту русских былин и ратных подвигов нашего народа. В ней столько любви к России! Ритм и звучание рок-музыки подчёркивают многослойность текста, а каждое слово усиливает в душе чувство гордости за родную страну, за то, что Я РУССКИЙ.
Shaman также поздравил и поблагодарил всех, «кто каждый день, рискуя своей жизнью, защищает наш мир и благополучие».
Рецензия на сингл «Жозефина Павловна» группы «Звери»: Чехов под одеялом

2025, Zveri, S&P Digital.
Оценка: 8 из 10.
Рома Зверь чувствует особую связь с Антоном Павловичем Чеховым. Оба творца долго жили в Таганроге, а в 2020 году группа «Звери» выпустила альбом «Одинокому везде пустыня», названия всех песен в котором совпадали с заголовками произведений Чехова. Ну и вообще, в песне «Жозефина Павловна» Роман признаётся: «если мне не до смеха, я открываю Чехова». Поэтому музыкант, конечно, не мог пройти мимо юбилея писателя, выпустив сингл в день 165-летия со дня рождения Чехова.
«Жозефина Павловна» представляет собой этакую лёгкую фортепианную пьеску-зарисовку, в которой Рома Зверь пытается как-то соответствовать чеховскому чувству юмора. Впрочем, всё главное за него сделал Антон Палыч: «Жозефина Павловна» - это «дама» из его переписки. Таким изящным образом Чехов обозначал… а что он обозначал, вы легко поймёте, произнеся вслух инициалы заглавной героини. После этого элегический рефрен «мёрзнет Жозефина Павловна» приобретает совершенно другой, острый и провокативный смысл. Вы как будто надеваете чеховское пенсне и под другой оптикой смотрите на задумчивые рассуждения Ромы о холодной зиме и мечтах, «чтобы тебя не накрыла Она». «Звери» здесь выступают младшими партнёрами классика: избегая очевидных юмористических гэгов, они ведут сдержанный рассказ и используют очевидные цитаты вроде «краткость сестра таланта», чтобы отдать все лавры Чехову в припеве про мёрзнущую Ж.П.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Обзор: «Самая вирусная песня года про бобра. Реакция профессионального вокалиста»

2025, Umanchannel.
Вокальный разбор песни Славы Скрипки «Бобр», по моему разумению, должен был оказаться чем-то вроде одной из курёхинских мистификаций. Я ожидал, что в студии человек с музыковедческим лицом будет полчаса рассказывать о «супервысокой тесситуре» и «страдающем обертональном ряде», изо всех сил стараясь не «расколоться» (а расколется только в финале). Потому что «Бобр» - это песня-мем. Ну о каком вокале там вообще можно говорить?
Однако Александр Уманчук издеваться над «Бобром» и Славой Скрипкой даже и не думал. Он совершенно искренне похвалил исполнителя и песню, которая ему очень понравилась. «Бобр» понравился профессиональному вокалисту, вы слышали? А вам всё хиханьки да хаханьки. Уманчук предположил, что перед окончательной публикацией акустическую версию «Бобра» чуть «подтюнили», однако и имеющиеся в распоряжении записи живого исполнения говорят о том, что Слава Скрипка поёт своим супервысоким тенором очень чисто. Может быть, в его голосе не так много красок, но как вокалист он более квалифицирован, чем было бы необходимо для записи сугубо шуточной мемной песни. Уманчук сравнивает пение Славы Скрипки со Славой Марлоу, а шапки участников дуэта Slava Skripka – с имиджем группы «Грибы» времён хита «Тает лёд», в общем, даёт вовсе не пародийный, а вполне серьёзный доброжелательный обзор. Впрочем, аргументированную критику этого произведения искусства я бы тоже послушал с интересом.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»