Рецензия на фильм Джоша Транка «Лицо со шрамом»: Игры разума умирающего гангстера

Оценка: 6 из 10
Многострадальный криминальный триллер «Лицо со шрамом» (настоящее и куда более убедительное название – «Капоне») выходит в российский прокат 10 сентября 2020 года. Режиссёр: Джош Транк. В ролях: Том Харди, Линда Карделлини, Мэтт Диллон, Ал Сапиенца и другие.
Судьбе режиссёра Джоша Транка не позавидовать. Убедительный дебют «Хроника» открыл для него путь в Голливуд к крупным проектам, обещая стремительный подъём по карьерной лестнице. Но его следующим фильмом стала злосчастная «Фантастическая четвёрка» — изуродованный при монтаже и пост-продакшене монстр, который не должен был появляться на свет. Полное лишение творческого контроля над «Ф4» подкосило Транка, у которого было своё собственное и, как теперь любой может прочитать в интернете, крайне амбициозное видение истории. Он винил в провале студию, он винил себя, он винил судьбу. Но ничего поделать было нельзя, Джош Транк обзавёлся постыдной чёрной меткой на своей ладони, скрыть которую ему не удастся уже, видимо, никогда.
И вот, немного придя в себя и поборов приступы отчаяния, Транк решил вернуться в кино с фильмом, прекрасно передающим его собственные ощущения последних лет – о бредящем гангстере, перестающем понимать, что реально, а что нет. На этот раз Транк получил право финального монтажа, то есть всё контролирует он – постановка, благополучно слитый ещё пару лет назад в сеть и шокировавший всех некоторыми деталями сценарий и, собственно, монтаж тоже его рук дело. Перед нами в кои-то веки авторский фильм Джоша Транка. Вот только беда в том, что теперь не на кого будет свалить в случае неудачи: если кино окажется плохим, то виноват в этом исключительно один человек.
«Капоне» рассказывает о последнем годе жизни великого мафиози Аль Капоне, когда он уже отсидел свой срок в тюрьме, страдает от нейросифилиса и фактически разлагается заживо на своём роскошным загородном участке с домом и озером, кишащим крокодилами. Капоне в исполнении Тома Харди (мечтавшего о такой роли уже много лет) совсем плох: еле двигается, практически не узнаёт свою обслугу, может в любой момент напрудить себе в штаны или, что хуже, опорожнить кишечник прямо во время разговора с кем-либо. Это уже не тот внушающий страх одним лишь взглядом гангстер, о котором снято столько фильмов и рассказано столько историй. Нынешний Капоне выглядит как чудовище из классических фильмов Universal: мертвецки бледная кожа, механические движения, словно кто-то неправильно прикрутил ему ноги, речь, напоминающая мычание голодного зомби. Такого Аль Капоне мы действительно ещё не видели.
Но о чём же фильм? По сути, лишь о том, как главный герой медленно умирает. Транк хочет показать нам не столько художественное кино с сильным сюжетом и яркими персонажами, как это принято в гангстерском кино, а изобразить непосредственно портрет великого мафиози на закате жизни. Ведь это всё-таки авторское произведение, именно такое, к которому Транк и стремился всегда. Из атрибутов «сюжета» здесь только две линии, которые лишь небрежно подталкивают «Лицо со шрамом» к развитию, но не настаивают: первая связана с внебрачным сыном Капоне, Тони, о котором вообще никто не слышал до этого, а вторая – с поиском денег, которые Капоне где-то закопал и забыл. Изменится ли что-то, если убрать любые упоминания об этих сюжетных линиях? Не изменится. Напротив, кино станет короче, а это бы уже стало одним из его немногих плюсов.
Лучшие эпизоды фильма связаны с тем, что творится у Капоне в голове. Транк позволяет зрителю проникнуть туда за счёт двух продолжительных линчевских сессий, переплетающих в себе воспоминания, кошмары, страхи, желания героя, и образующих нечто наподобие наркотического прихода. Неожиданные смены локаций, калейдоскоп лиц и не поддающиеся логике события позволяют немного отвлечься от монотонных посиделок Капоне у озера с сигарой в зубах.
Том Харди в очередной раз доказывает своё универсальное умение подстроиться под любую актёрскую задачу и выдать тот максимум, которое не каждый фильм с его участием заслуживает. Тем, кому пришёлся по душе «Веном» за счёт именно безумства Харди в кадре, тому, вероятно, стоит дать шанс и «Капоне», хоть это всё-таки роль другого сорта, но по-своему сложная.
Вряд ли кто-то будет утверждать, что «Лицо со шрамом» у Транка в конечном счёте удалось. Это плохое кино, с которым ничего не поделать и которое доказывает некомпетентность его постановщика. Возможно, мы все так сильно хотели его возвращения в большое кино, что попросту отказывались хотя бы сомневаться в его способностях. Но при всём при этом глупо отрицать авторскую натуру «Капоне»: как бы ни хотелось разнести картину в пух и прах, нельзя назвать её очередным заурядным байопиком, штампуемыми в Голливуде пачками ежегодно. Фильм точь-в-точь как его герой: несвязный, разваливающийся с каждым вздохом и периодически гадящий сам под себя. Однако перед нами авторское кино. А может ли авторское кино быть плохим или хорошим, это уже разговор совсем другого толка.
Вадим Богданов, InterMedia
«Анора» и «Оленёнок» стали триумфаторами премии «Независимый дух»

40-я церемония вручение премии «Независимый дух» (Independent Spirit Awards) состоялась 22 февраля 2024 года на пляже в Санта-Монике. Триумфатором в кинономинациях стала «Анора», получившая главную награду «лучший фильм», а также еще две - «лучшая главная роль» (Майки Мэдисон) и «лучший режиссер» (Шон Бэйкер).
Киран Калкин вновь обошел Юру Борисова, получив приз «лучшая роль второго плана» в фильме «Настоящая боль». Картина была также отмечена за лучший оригинальный сценарий Джесси Айзенберга. За актерский дебют награждена Мейси Стелла («Моя старая задница»).
Лучшим международным фильмом стал анимационный «Поток», лучшим дебютным – «Младший брат» (его режиссер Шон Ван также получил награду за лучший дебютный сценарий), лучший документальным – «Нет другой земли», за операторскую работу отмечены «Мальчишки из «Никеля», за монтаж – «5 сентября». Специальной наградой Джона Кассаветиса (за лучший фильм с бюджетом менее 1 миллиарда долларов) отмечена индийская картина «Девочки есть девочки», а специальной наградой Роберта Альтмана (за лучший актерский ансамбль) – фильм «Его три дочери».
В телевизионных номинациях лидировал «Оленёнок», получивший награды за лучшую главную роль Ричарда Гадда, лучшую роль второго планы Навы Мау и лучший дебют Джессики Ганнинг, при этом лучший новым сериалом года был назван «Сёгун», а за лучший актерский ансамбль отмечен сериал «Как умереть в одиночестве».
Сегодня родились Эмили Блант и Дакота Фаннинг

23 февраля2025 года, воскресенье.
«Любэ» поздравит Игоря Матвиенко с юбилеем в Кремле.
Алена Апина поздравит мужчин в клубном формате хитами «Комбинации».
Телепремьера сериала «Ландыши. Такая нежная любовь» состоится на СТС.
День защитника Отечества.
23 года актрисе Эмилии Джонс.
31 год актрисе Дакоте Фаннинг.
33 года актрисе Самаре Уивинг.
42 года актёру Азизу Ансари.
42 года продюсеру Юрию Бардашу.
42 года актрисе Эмили Блант.
44 года актёру Джошу Гаду.
49 лет композитору Лорну Бэлфу.
57 лет исполнителю шансона Сергею Куренкову.
60 лет актрисе Кристин Дэвис.
64 года шоумену группы «АукцЫон» Олегу Гаркуше.
65 лет назад родился лидер группы «Вермишель оркестра» Сергей Щураков (1960-2007).
67 лет певцу Дэвиду Силвиану.
115 лет назад умерла актриса Вера Комиссаржевская (1864-1910).
340 лет назад родился композитор Георг Фридрих Гендель (1685-1759).
24 февраля.
Второй сезон «Телохранителей» покажет ТНТ.
СТС покажет второй сезон «Котострофы».
29 лет актёру Владиславу Тирону.
33 года актрисе Варваре Шмыковой.
36 лет пластическому хирургу Тимуру Хайдарову.
42 года шоумену Александру Гудкову.
42 года актрисе Тоуни Ньюсом.
47 лет фотографу Дмитрию Исхакову.
50 лет актёру Кириллу Кяро.
51 год тренеру по фигурному катанию Этери Тутберидзе.
52 года актёру Робу Моргану.
60 лет барабанщику Александру Воронову.
67 лет актёру Марку Мозесу.
70 лет назад родился основатель корпорации Apple Стив Джобс (1955-2011).
71 год певице Любови Успенской.
78 лет актрисе Елене Соловей.
78 лет саксофонисту Владимиру Чекасину.
86 лет балетмейстеру Джону Ноймайеру.
125 лет назад родился актёр Максим Штраух (1900-1974).
25 февраля.
«Русская филармония» исполнит хиты Стинга и Мадонны.
Премьера «Обезьяны» состоится в «Октябре».
16 лет актёру Владимиру Левченко.
30 лет певцу Султану Лагучеву.
33 года актёру Ивану Жвакину.
48 лет кинопродюсеру Вассиму Беджи.
49 лет актрисе Рашиде Джонс.
52 года певцу Хулио Иглесиасу-младшему.
59 лет актрисе и продюсеру Теа Леони.
65 лет актёру Дугласу Ходжу.
74 года актёру и режиссёру Евгению Герасимову.
75 лет кинорежиссёру Нилу Джордану.
88 лет актёру Тому Кортни.
15 лет назад умер актёр Владислав Галкин (1971-2010).
33 года назад погиб композитор Виктор Резников (1952-1992).
45 лет назад родилась актриса Наталья Юнникова (1980-2017).
66 лет назад родился кинорежиссёр Алексей Балабанов (1959-2013).
82 года назад родился участник группы Beatles Джордж Харрисон (1943-2001).
«Мечты» и «Голубая тропа» стали победителями Берлинского кинофестиваля

Объявление победители 75-го Берлинского международного кинофестиваля состоялось 22 февраля 2025 года. Жюри основного конкурса Берлинале под председательством режиссера Тодда Хейнса вручило главный приз – «Золотого медведя» - фильму «Мечты» Дага Йохана Хёугеруда. Вторая по значимости награда – Гран-при жюри «Серебряный медведь» – досталась картине «Голубая тропа» Габриэля Маскаро. Приз жюри получил также фильм «Послание» Ивана Фунда, а за художественные достижения отмечена «Ледяная башня» Люсиль Хадзихалилович.
Приз за лучшую главную роль получила Роуз Бирн («Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнул»), за лучшую роль второго плана - Эндрю Скотт («Голубая луна»). За режиссуру отмечен Хо Мэн («Жить на земле»), за лучший сценарий – Раду Жуде («Континенталь 25»)