Независимые театры выступают против шахматной рассадки зрителей и ждут государственной поддержки
Пресс-конференция в онлайн-формате, посвященная презентации исследования «Независимые театры как часть культурного ландшафта России», которое провела Лаборатория будущего театра ГИТИСа, состоялась в ТАСС 30 июня 2020 года. В ней приняли участие ректор ГИТИСа, руководитель Лаборатории будущего театра Григорий Заславский, врио заведующего кафедрой продюсерства исполнительских искусств РАМ имени Гнесиных, куратор исследовательских проектов Лаборатории будущего театра Олег Иванов, директор и художественный руководитель «Коляда-Театра» Николай Коляда (на фото), художественный руководитель продюсерской компании «Независимый театральный проект» Эльшан Мамедов и главный режиссер театра «Квартет И» Сергей Петрейков. Они рассказали, как складывалась ситуация с независимыми театрами в России до пандемии, с каким репертуаром они выходят к зрителям, сколько театров откроют свои двери в новом сезоне и чем им грозит творческая пауза в связи с особой эпидемиологической ситуацией.
Лаборатория будущего театра создана в ГИТИСе в 2018 года с целью проведения исследований и разработки модели театра будущего. По словам Григория Заславского, только с началом деятельности лаборатории они узнали об огромном количестве независимых театров в России. По данным исследования «Независимые театры как часть культурного ландшафта России», у нас работает 575 независимых театров, 234 из которых расположены в регионах.
- Естественно, я знал о существовании «Коляда-театра», театра «Квартет И», который вышел из стен ГИТИСа, - признался ректор. – Вроде бы, все это было известно, но когда мы стали думать о том, с чего бы начать, и решили начать с того, чтобы посчитать те театры, которые у нас есть, и это стало большим открытием.
По словам Заславского, одним из положительных итогов пандемии коронавируса, стало понимание, что независимые театры не только существуют в России, но и занимают важное место в культурной жизни страны.
- Независимые театры - это те театры, которые создавали наше настроение последние почти три десятилетия, нашу жизни, они вошли в наш язык цитатами из спектаклей «Квартета И», они очень сильно влияют на эстетику не только независимых театров, - отметил ректор ГИТИСа. – Это все важнейшие фигуры театрального рынка, театрального дела в самом широком смысле. Они во многом влияли на то, что делают государственные и бюджетные театры.
Куратор исследовательских проектов Лаборатории будущего театра Олег Иванов рассказал, что в предыдущие два года проводились исследования по четырем основным направлениям: помимо переписи независимых театров, о которой говорил Григорий Заславский, сделан обзор зарубежных и российских театральных исследований, выпущены издания по основам театрального дела и проведено социологическое исследование «Портрет театрального зрителя». В этом году планируется провести обзор репертуара независимых театров, изучить маркетинг театров в интернете, выпустить учебник «Библиотека театрального продюсера», а также создать чатбот, который будет помогать зрителям выбирать спектакли.
Что касается влияния пандемии на независимые театры, Олег Иванов отметил, что свое исследование они завершили до начала распространения по России COVID-19, и то, что произошло после – это большая боль и самих театров, которые скучают по зрителям, и самих зрителей, которым не хватает живого общения.
- Мы сделали небольшой раздел, который показывает, что делают театры сегодня. Все их онлайн-активности в основном дополняющие, - сказал Иванов. – Все надеются на то, что все продолжится и вернется живое общение со зрителями.
Николай Коляда добавил, что в его театре сейчас складывается непростая ситуация - в штате 65 человек, из которых 38 актеров, и с конца марта они вынуждены жить исключительно на добровольные пожертвования.
- Мы 27 марта закрылись, и с тех пор и театральные деятели, и простые зрители, дай Бог им здоровья, присылают мне деньги, - рассказал руководитель «Коляда-театра». - Я собрал 400 тысяч рублей, завтра буду выдавать зарплату. Получится по 5-7 тысяч людей на человека. Это немного, но я хочу, чтобы они не унывали и знали, что я о них помню.
Художественный руководитель продюсерской компании «Независимый театральный проект» Эльшан Мамедов признался, что нынешняя ситуация с закрытием театров вызывает у него недоумение.
- Рестораны разрешены, спортклубы разрешены, а музеи и театры закрыты, - сказал он. – Единственная отрада, что 15 июля все-таки откроются кинотеатры, но, конечно же, кинотеатры не могут сравниться по вместимости с большим театральным залом.
Эльшан Мамедов рассказал, что им пришлось перенести на конец года и на будущий год все, что у них было намечено в театре – как стационарные московские спектакли, так и гастрольные. И единственный плюс случившегося для него в том, что из-за пандемии на независимые театры, наконец, обратили внимание. Но при этом ситуация у них значительно хуже, чем у государственных театров.
- Мы не сможем открыться при нынешних обстоятельствах, - сказал Мамедов. – Мы не сможем открыться в шахматной рассадке, это будет просто нерентабельно. Для того, чтобы мы открылись в такой ситуации нужны очень серьезные действия властей. Например, пересмотр стоимости аренды залов, потому что в Москве в последние два года цены зашкаливают. Мы должны разговаривать с актерами по поводу их оплаты. Нужно проделать большую работу, чтобы мы открылись.
Эльшан Мамедов категорически выступает против шахматной рассадки не только из-за нерентабельности полупустого зала. Он считает, что такая рассадка нарушит театральную энергетику. С ним полностью согласен главный режиссер театра «Квартет И» Сергей Петрейков.
- Мне тоже эта рассадка непонятна, - сказал он. – С точки зрения энергетики, это сплошные дыры в зале. Непонятно, как артист выйдет, как он увидит этот зал и как он сможет с ним работать.
Сергей Петрейков выразил надежду, что в сентябре театры откроются. Те государственные деньги, которые получает «Квартет И», позволяют им дотянуть до начала осени.
- Но если в сентябре театры откроются, то все будет нормально, - сказал он. – До сентября мы дотягиваем, это мы поняли еще в марте-апреле. Если в сентябре не откроемся, вот тогда уже начнутся проблемы. Тогда мы начнем ставить вопросы: что же нам дальше делать и чем нам людям платить.
Спикер сообщил, что пандемия помогла им в решении некоторых вопросов. К самому началу карантина они успели снять фильм «Обратная связь», который планируется представить 17 декабря. С началом карантина освободилось время, которого раньше всегда не хватало, на то, чтобы закончить работу. Кроме того, «Квартет И» написал пьесу, по которой будет поставлен новый спектакль.
В финале брифинга Олег Иванов поделился своими взглядами на пути выхода из кризиса, в которую карантин погрузил театральную жизнь. Он признался, что в отличие от владельцев кинотеатров, надеющихся открыться 15 июля, он сейчас смотрит на театральное будущее без особого оптимизма.
- Я уверен, что даже кинотеатры откроются далеко не все, и с доходами у них будет просто швах, - считает Иванов. – Но по большому счету кинотеатры выгодно отличаются от театров, потому что они показывают фильмы, которые уже сняты. А показать живой спектакль и организовать встречу зрителей и актеров – это очень затратный процесс. Получается, что у театров очень пессимистическая перспектива. Этот трудный период в сентябре не завершится, хорошо, если к концу года мы выйдем на какой-то поток спектаклей и посещаемости. Так что сейчас следует думать о системной поддержке со стороны государства. Без такой поддержки независимым и частным театрам будет крайне сложно дожить до конца года.
InterMedia напоминает, что в июне 2020 года Министерство культуры РФ совместно с Союзом театральных деятелей также объявили о решении составить реестр негосударственных театров страны. По данным ГИВЦ Минкультуры РФ в России финансируется из бюджетов разных уровней и ведомств 671 театр; на портале Культура.РФ, принадлежащем Минкультуры, числится 909 театров, включая негосударственные. В Базе контактов информационного агентства InterMedia содержатся сведения более чем о 1200 театрах и театральных организациях России, часть из которых уже не работает.
Мюзикл «Девчата» с Ликой Руллой и Анной Гученковой поставила «На Плющихе» Нина Чусова
Премьера мюзикла «Девчата» состоится 14 и 15 февраля 2025 года в театральном центре «На Плющихе». Автором сценария и режиссером постановки выступила Нина Чусова.
- Уникальность мюзикла это сочетания любимых мелодий с действием на сцене, - сообщается в пресс-релизе. - Сохранена вся история, знакомая нам с детства, основанная на сюжете фильма «Девчата» и одноименной повести Бориса Бедного. Но при этом само действо перенесено в современные реалии - городок Нефтелямск, где ведется добыча нефти, где трудятся сильные и мужественные нефтяники. В спектакле много юмора, замечательных песен и невероятно зажигательных танцев. Каждая героиня спектакля, не только Тося, в итоге находит свою половинку! И все это решено в ритмах веселого рок-н-ролла, когда хочется встать и танцевать вместе с участниками спектакля.
Главные роли в мюзикле исполнят Маруся Княгина и Варвара Ментюкова (Тося), Иван Коряковский и Артем Елисеев (Илья), Алена Фалалеева и Лика Рулла (Анфиса), Анна Гученкова и Елена Клиберда (Вера), Виктория Канаткина и Маруся Бережная (Надя), Марина Чирикова и Анастасия Павлова (Катя), Алексей Бобров и Дмитрий Янковский (Ксан Ксаныч), а также Андрей Вальц, Константин Соколов, Андрей Федоров, Сергей Смолин и др.
Евгения Симонова и Зоя Кайдановская прочтут стихи и прозу в честь Дня всех влюбленных
«Семейный вечер» Евгении Симоновой и Зои Кайдановской состоится 14 февраля 2025 года в Театре в Хамовниках. Две актрисы, мать и дочь, представят программу стихов и прозы серебряного века.
- Моя бабушка Зоя была автором моей первой театральной программы, она составила ее из стихов своей юности: Мережковский, Северянин, Гиппиус, - рассказывает Евгения Симонова. - Однажды Екатерина Еланская, которая создала уникальный Театр "Сфера" мне предложила почитать стихи. У Цветаевой есть такая потрясающая проза, белый стих, который называется «Нездешний вечер» - как она пришла к Кузьмину в Петербурге, и они всю ночь читали стихи. И вот в «Сфере» был такой поэтический «Нездешний вечер», на котором Михаил Казаков читал Блока, и Бродского, и Пастернака, Доронина Татьяна Васильевна читала Есенина, изумительно, божественно читал Маяковского Александр Сергеевич Лазарев, он читал с такой молодой энергией, неудержимой, просто как-то становился даже похож на него. Но я сказала Екатерине Ильиничне, что не читаю стихов. А она предложила мне придумать что-нибудь легкое, потому что в основном все читали стихи очень драматические. И я вспомнила стихи Северянина, которые всегда пленяли меня своей красотой - там были все время принцессы, королевы, экипажи, там были какие-то моря, пажи. И я в этом спектакле читала Северянина с большим удовольствием. Он был королем поэзии, потом в нищете умер в Таллине во время войны. В его поэзии есть красота, есть самоирония, а красоты всегда в жизни не хватает, поэтому я прочитаю сейчас Игоря Северянина: «Янтарная элегия», «Ананасы в шампанском», «Кензели» («В шумном платье муаровом»), «Идиллия», «Это было у моря». Ещё из книжек, которые читала мне бабушка, были рассказы Аверченко и рассказы Надежды Тэффи. Моя бабушка Зоя мою дочку Зою, к сожалению, не увидела. Но я передаю ей эстафету, она прочитает рассказ «Вендетта» Надежды Тэффи.
Итальянскую комедию «Цилиндр» поставил Дмитрий Астрахан в Театре на Трубной
Премьера спектакля «Цилиндр» состоится в Театре на Трубной 14-16 февраля 2025 года. Комедию по одноименной пьесе Эдуардо де Филиппо поставил художественный руководитель театра Дмитрий Астрахан.
- Представьте себе: вы стоите на грани, когда каждое утро становится испытанием, а каждый вечер — борьбой за выживание. Что вы готовы сделать, чтобы спасти свою семью? Как далеко вы зайдете, чтобы избежать нищеты? – сообщается в синопсисе. - В неаполитанской квартире, где стены помнят шепот надежд и крики отчаяния, разворачивается история, которая заставляет задуматься о том, что значит быть человеком. Две семьи, сталкивающиеся с финансовыми трудностями, вынуждены искать выход, и, как часто бывает, находят его в самых неожиданных местах. Перед героями спектакля встает вопрос, который волнует каждого из нас: что важнее — сохранить принципы или воспользоваться шансом на новую жизнь? Эта история — не только комедия о неудачниках, но и глубокое философское размышление о моральных дилеммах, с которыми сталкивается каждый. Сколько раз вы оказывались перед выбором, где каждая опция имеет свою цену? Спектакль заставляет задуматься о том, что иногда, чтобы выжить, нужно сделать шаг в неизвестность, рискнуть всем ради надежды на лучшее. Ваша жизнь тоже полна выборов, где каждый шаг может изменить все. Готовы ли вы к этому?
В спектакле заняты Анастасия Акатова (Рита), Родион Вьюшкин и Александр Панов (Родольфо), Владимир Шульга и Александр Мохов (Аттилио), Вадим Колганов (Агостино), Татьяна Циренина (Беттина), Александр Асланян (Антонио), Александр Сеппиус (Микеле), Богдан Ветряк (Роберто) и Арсений Ветров (Артуро).