Рецензия: документальный фильм «Ария: через все времена. 1 серия. 1985-1990»
2020, YouTube-канал AriaRussia
Оценка: 7,5 из 10.
Группа «Ария» в этом году отмечает 35-летие, и к юбилею будет приурочен, в частности, выпуск документального сериала. История команды в «Через все времена» разбита на пятилетки – таким образом, должно получиться семь серий. Формат довольно простой: о каждом периоде жизни «Арии» рассказывают нынешние участники группы, к интервью по видеосвязи присоединяются другие музыканты команды, и всё это сопровождается фрагментами клипов, концертных записей и архивных съёмок. Здесь очень важна фигура интервьюера: нужно, чтобы он хорошо разбирался в теме и пользовался доверием «арийцев», которые за свою карьеру привыкли к вопросам типа «почему вы пропагандируете сатанизм» и «не устали ли вы 35 лет работать с Валерием Кипеловым». Кандидатура «модератора» для проекта была подобрана точно: это гитарист группы «Гран-Куражъ» (напомним, что этот коллектив дал «Арии» нынешнего вокалиста Михаила Житнякова) Михаил Бугаев, совмещающий музыкальную карьеру с работой на телевидении города Бронницы. Ведущий великолепно подкован в истории группы «Ария» и порой озадачивает ветеранов коллектива вопросами о каких-то подзабытых ими фактах. К тому же Бугаева искренне интересуют не разлады, скандалы и увольнения, а «музыкантские» темы, истории создания песен, впечатления, повлиявшие на творчество, и т.д. В беседе со «своим», понимающим человеком и «арийцы» раскрываются как личности и рассказчики – при том что на протяжении своей карьеры к «мейнстримовым» журналистам они относились насупленно и суховато.
В первом выпуске о создании группы «Ария» и записи первых четырёх альбомов рассказывает Владимир Холстинин – лидер коллектива, гитарист, автор многих песен, единственный за 35 лет бессменный участник. Видеосвязь из студии с ним поддерживают басист Виталий Дубинин и барабанщик Максим Удалов. Наряду с общеизвестными фактами первая серия демонстрирует зрителю Валерия Кипелова с химической завивкой на голове и множество удивительных и парадоксальных воспоминаний. Почему, как вы думаете, выросшие на хард-роке и прог-роке Холстинин и Грановский в новой группе стали ориентироваться на «новую волну британского heavy metal»? Нет, не догадаетесь: потому что имидж хард-рокеров 70-х был связан с хиппи и наркоманией, а поджарые молодцы из Iron Maiden и Judas Priest своими лосинами и беготнёй по сцене символизировали здоровый образ жизни. К тому же «диппаплы» были кумирами, а хэви играли сверстники «арийцев». Холст и Дуб самоиронично относятся к своим первым студийным и концертным опытам, но часто употребляемая фраза «не в пример нам сегодняшним» звучит с некоторой завистью к «нам тогдашним», которые запросто совмещали гастрольные излишества с постоянной работой над новыми идеями песнями. «Мы жили в одном номере и минимум часа полтора в день занимались музыкой. К тому же тогда не было компьютеров, которые сейчас позволяют сотни раз переделывать каждый крошечный фрагмент». А в 1985-м при записи первого альбома Холстинин сам записал все гитарные партии, при этом имея в виду, что гитаристов будет двое, так что надо играть разные соло, в разной манере и на разных инструментах («а всё равно слышно, что там один человек играет»).
Тема раскола на «Арию» и «Мастер» затрагивается пунктирно, зато аудитория узнает, почему на концертах никогда не исполнялась песня «Жизнь задаром» (слишком высоко даже для Кипелова) и какой сопливой балладой в оригинале была дубининская «Улица роз». Поклонникам, возможно, будет интересна информация о творческой несговорчивости Сергея Маврина, истории уходов из группы Максима Удалова, а также развенчание легенды о незаписанной песне «Каменный город», которой, по данным Холстинина и Дубинина, никогда не существовало в природе.
Алексей Мажаев, InterMedia
Вячеслав Тюрин перевыпустил пророческую «Завтра не наступит никогда»
Продюсер и автор хитов группы Reflex Вячеслав Тюрин 20 декабря 2024 года перевыпустил в рамках своего сольного проекта VIVITI обновленную версию сингла «Завтра не наступит никогда». Эта песня, впервые представленная два года назад, сегодня обретает особый смысл.
Созданная в 2021 году, она изначально была написана под впечатлением от новостей, которые тогда казались далекими от реальности. Однако события двух последних лет придали строчкам особую глубину. Для многих завтра действительно так и не наступило.
Сам Вячеслав так объяснил корреспонденту «ИнтерМедиа» смысл звучащих в песне строк:
- Хочу ещё раз напомнить: «Завтра не наступит никогда!» Живите сегодняшним днём. Цените мгновения, которые происходят здесь и сейчас. Радуйтесь жизни, планируйте будущее, но помните: ваше настоящее — это единственное, что по-настоящему важно.
Ни один политик не спасёт вашу душу. Только вы сами можете стать лучшей версией себя, стать по-настоящему ЧЕЛОВЕКОМ. Надеюсь, моя музыка и эти слова вдохновят вас быть добрее, увереннее и находить радость в каждом моменте. Учитесь жить сегодняшним днём — ведь никто не знает, что будет завтра.
Антология русского шансона с картинками выйдет под Новый год
Книга «Ништяк, браток! Антология шансона. Хиты, изменившие русскую культуру» Наталии Хомяковой выйдет в конце декабря 2024 года в издательстве «Бомбора».
- Пожалуй, ни один жанр не внес на нашу музыкальную сцену столько самобытного, сколько шансон, - сообщается в описании. - Блатная песня, романтические баллады, «гимны» кавказских застолий, и даже… рэп. Все это окружает нас и формирует культурную среду, в которой уже далеко не первое десятилетие живет и меняется российское общество. Внутри своей книги культуролог, исследователь шансона и автор канала «Чифирнуть бы, ништяк!» Наталия Хомякова разбирает жанр на примере 35 культовых песен: от Михаила Круга и группы «Бутырка» до Стаса Михайлова и «Каспийского груза». Коллекция нетленных хитов собрана внутри первого большого исследования шансона, написанного в жанре нон-фикшн.
Истории песен сопровождаются уникальными иллюстрациями к каждой главе, а также внутри книги есть QR-коды, которые ведут на собранные автором плейлисты к главам: каждый из них поможет лучше понять этот жанр, или просто взглянуть на него под другим углом.
Обзор: «Билли Айлиш и Финнеас: они спаслись из рабства Голливуда | Decoders»
2024, Decoders.
В выпуске мне всё понравилось, кроме названия. Ну какое, прости господи, рабство Голливуда? Даже если под этим Татьяна Старикова и Даниил Трабун подразумевали плату, которую другие юные звёзды вроде Бритни Спирс или Джастина Бибера отдавали за раннюю славу, можно было сформулировать более внятно (но менее кликбейтно). Например, как в описании ролика: «Как стать суперзвездами, не выходя из дома? Билли Айлиш и Финнеас дарят надежду на то, что слава не всегда приходит через страдания».
Полное имя Билли Айлиш - Билли Айлиш Пайрат Бэрд О’Коннелл. Почему её назвали Пиратом? Потому что, когда она родилась, её 4-летний на тот момент брат Финнеас был очень увлечён пиратской темой – игрушками, картинками и т.д. Семья у О’Коннеллов необычная, творческая, но родители сделали много, чтобы «детронизация» старшего ребёнка прошла безболезненно – даже назвали младшего ребёнка в честь увлечения брата. В дальнейшем Финнеас и Билли стали примером идеальных отношений и идеального сотворчества брата с сестрой. Таня и Даня, конечно, чуть иронизируют на эту тему, разыгрывая сценку из любого совместного интервью О’Коннеллов, где Билли и Финнеас неизменно безудержно хвалят друг друга. Тем не менее этот пример вдохновляет и ведущих, которые очень эмоционально рассказывают о семье героев, и зрителей, которые будут много улыбаться при просмотре.
Попутно «декодеры» подробно и интересно описывают всю карьеру Билли и Финнеаса, который стал звездой раньше сестры, но потом предпочёл сделать суперзвезду из Билли. Это его обещание выглядело шуткой (да и было таковой), однако сбылось. Старикова и Трабун искренне беспокоятся за Финнеаса О’Коннелла, сольное творчество которого всегда остаётся в тени музыки Билли Айлиш, и стараются как можно больше рассказать о его песнях. При этом они, правда, оговариваются, что Финнеас и не хочет суперзвёздной карьеры, и в этом гармоничном тандеме каждый получил то, что хотел. Особенно приятно, что для этого никому из них не пришлось продавать душу дьяволу, Голливуду и кому-либо ещё: они просто делали, что им нравится, на домашней студии, а потом разрешили миру восторгнуться и лечь к их ногам.
Сообщая как бы между делом массу любопытных фактов о Билли и Финнеасе, Татьяна Старикова и Даниил Трабун делятся и соображениями по поводу причин сверхпопулярности Билли Айлиш. Если в песнях Тейлор Свифт всегда есть конкретный прототип и для лучшего понимания надо знать контекст её жизни, то в композициях Билли не понятно, кого она имеет в виду. Поэтому слушателям так легко экстраполировать её переживания на свои собственные и представлять, что эта песня – о тебе.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»