Владимир Машков возглавил «Современник», а Евгений Герасимов – Театр СатирыГарик Харламов и Катерина Ковальчук поженилисьСати Казанова ждет ребенкаУмерла Анастасия ЗаворотнюкАлсу подала на разводРамиля Искандер отправится в колонию за сбыт наркотиков«Анора» с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым получила «Золотую пальмовую ветвь» в КаннахМилли Бобби Браун вышла замужМари Краймбрери и Сергей Лазарев взяли по две премии RU.TVБилли Айлиш выпустила третий альбомРоман Карманов дал большое интервью по поводу трехлетия ПФКИВладимир Путин назвал IV выставку-форум «Уникальная Россия» по-настоящему красивым проектомШвейцария стала победителем «Евровидения»Йост Кляйн из Нидерландов отстранен от участия в финале «Евровидения 2024»Настя Задорожная ждет ребенкаДжастин Бибер станет отцомХилари Дафф стала мамой в последний разПевица Нюша разводится с мужемУчастники группы Little Big ждут ребенкаУмер Андрей Тропилло

По кому ударит закон о регулировании просветительской деятельности? - отвечают юристы

Depositphotos.com/Fotodom

1 июня 2021 года вступит в силу новая редакция закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой в стране вводится регулирование просветительской деятельности. Для подписчиков информационного агентства InterMedia новые нормы комментирует юридическая компания «Event-Юристы»:

Федеральным законом устанавливается, что «просветительской деятельностью» является «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». В ст. 12 Федерального закона определено, что «просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Таким образом, Федеральный закон позволяет максимально широко толковать сферы деятельности, подпадающие под действие специального регулирования, а субъектный состав участников просветительской деятельности практически безграничен.

Ряд представителей общественности выступил с заявлением, что новые законодательные нормы создают предпосылки к цензуре. Деятели культуры, обеспокоенные последствиями введения Федерального закона, даже написали открытое письмо президенту, где высказали опасения, что в подзаконных актах будет установлено требование о предварительном согласовании с властями просветительских материалов, что повлечет за собой ограничение свободы мнений и усложнит ведение деятельности для законопослушных просветителей, но никак не повлияет на деятельность и так запрещенных экстремистских организаций.

При этом авторы законопроекта утверждают, что Федеральный закон нацелен исключительно на защиту сферы просвещения от негативного влияния извне, а также на распространения вредных и псевдонаучных знаний. В пояснительной записке к проекту авторы отмечают, что действующее законодательство «создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий».

Согласно Заключению Аппарата Совета Федерации:

  • Федеральный закон направлен на регламентацию осуществления просветительской деятельности;
  • к числу новелл Аппарат Совета Федерации относит:
     - дополнение понятийного аппарата Федерального закона об образовании понятием «просветительская деятельность»;
     - установление общих требований к осуществлению просветительской деятельности;
     - указание на субъекты осуществления просветительской деятельности;
     - предоставление полномочий Правительству Российской Федерации устанавливать порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней.

Таким образом, с даты вступления в силу Федерального закона «просветительской» будет признана деятельность, имеющая следующие квалифицирующие признаки:

  1. Направленность на распространение умений, знаний, навыков, опыта, ценностных установок, компетенции.
  2. Целевой характер:
     - для развития человека (интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического, профессионального); 
     - для удовлетворения образовательных потребностей и интересов человека.
  3. Проведение вне рамок образовательных программ.

Просветительство и образовательная деятельность имеют сходную природу – обе распространяют знания, умения, навыки, опыт и компетенции для удовлетворения образовательных потребностей и интересов человека. Однако с даты вступления в силу Федерального закона образовательная деятельность от просветительской будет отличаться наличием образовательной программы. Деятельность, не имеющая образовательной программы, будет рассматриваться как просветительская, подлежащая согласно рассматриваемому Федеральному закону, специальному регулированию.

Термин «образовательная программа» дан в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации»: «9) образовательная программакомплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

С основными образовательными программами в целом вопросов нет ввиду строгой формализации процесса их создания и реализации. А вот с дополнительным образованием и его программами вопросы есть, и очень серьёзные. Например, можно ли рассматривать как дополнительное образование онлайн-курс лекций? Как рассматривать курс театрального мастерства – как образовательную деятельность или как просветительскую? Если по итогам курса будет проводиться экзамен и выдаваться диплом о присвоении квалификации, то, скорее всего, контрольные органы данную деятельность отнесут к образовательной, а не к просветительской. Если же по итогам курса не предусмотрен экзамен и не проводится аттестация, даже если выдается сертификат произвольного образца, то в данном случае образовательная программа отсутствует, деятельность может рассматриваться как просветительская, и, соответственно, подлежит специальному регулированию.

Ограничение международного сотрудничества образовательных организаций

Согласно положениям части 4 статьи 105 Федерального закона, подписание образовательными организациями договоров, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, за исключением договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам, осуществляется при наличии заключения от одного из федеральных органов исполнительной власти:

  • осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования,
  • осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Порядок получения указанного заключения устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642, прямо говорится о необходимости продвижения и повышения конкурентоспособности российской науки, в т.ч. за счет:

  • развития международных проектов,
  • создания и использования уникальных научных установок класса Megascience,
  • формирования модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития,
  • повышения эффективности российской науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия.

Введение Федеральным законом и Постановлением Правительства ограничений, позволяющих по формальным признакам отказывать в заключении данных договоров, может привести к ограничению конкурентоспособности российской науки и образования, а также ухудшению позиций Российской Федерации и образовательных организаций Российской Федерации на мировой арене.

Роль Закона в противодействии экстремистской деятельности

Излишними в обсуждаемом Федеральном законе представляются нормы о введении «запрета на использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации».

Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» уже установлен общий запрет на осуществление экстремистской и террористической деятельности во всех сферах, включая, разумеется, и «просветительскую».

«Просветительская деятельность»в общественной жизни России

К «просветительской деятельности» могут быть отнесены вебинары, лекции, подкасты, тренинги, мастер-классы, выставки, тематические конференции – формально все они имеют признаки, обозначенные в обсуждаемом Федеральном законе, даже если они имеют коммерческую основу и/или развлекательный характер. На всю перечисленную деятельность не будет распространяться законодательное регулирование просветительской деятельности только при наличии образовательной программы, внедрение чего на практике маловероятно.

Например: мастер-класс по росписи игрушек носит развлекательный характер, но при этом распространяются умения, опыт, а также развиваются творческие способности человека, так что все формальные признаки«просветительства»в наличии.

Более того, формально под определение подпадает деятельность всех театров, кинотеатров, концертных залов, киностудий, книжных и музыкальных издательств, традиционных и электронных СМИ, включая новые медиа (соцсети, блоги и др), – все они нацелены на «распространение знаний, умений, опыта, компетенций для профессионального, интеллектуального развития человека».

Закон гласит: «Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством Российской Федерации». На текущий момент специальное регулирование просветительской деятельности отсутствует, а требования к просветительской деятельности должны быть разработаны Правительством Российской Федерации. О содержании данного Постановления в настоящий момент остается только догадываться, так как ни его приблизительного содержания, ни даже условных «векторов правового развития» в самом законопроекте не дается, а в пояснительной записке не расшифровывается.

С учетом рамочного характера норм Федерального закона, Правительству Российской Федерации даются максимально широкие полномочия по регулированию порядка осуществления просветительской деятельности в РФ, вплоть до предъявления специальных требований по предварительному согласованию деятельности и «просветительских материалов» с уполномоченными органами власти, которые могут существенным образом ограничить возможности лиц, осуществляющих просветительскую деятельность. В некоторых областях это однозначно будет расценено как введение цензуры, что не соответствует ст. 44 Конституции Российской Федерации.

Следует отметить, что если готовящиеся подзаконные акты будут соответствовать букве закона, то их применение может сопровождаться не только громким резонансом, но и масштабными и непредсказуемыми изменениями в общественной жизни страны.

Джаред Лето станет профессором-грабителем

соцсети

Актер и музыкант Джаред Лето исполнит главную роль в пока безымянном фильме о грабителе Лоуренсе Грее. Как сообщает Deadline, сценарий, написанный Энди Беллином («Лавлэйс», «Доверие»), основан на реальной истории и статье Стива Крофта и Говарда Л. Розенберга «Талантливый доктор Грей», которая была опубликована в журнале Graydon Carter’s Airmail в 2022 году.

Лоуренсу Грею, бывшему профессору политологии из Университета Джона Кэбота, было предъявлено обвинение в организации сложной операции по присвоении драгоценностей и произведений искусства. Известный своими безупречными манерами и элитными социальными связями, Грей предположительно украл из домов в пяти штатах ценностей на сумму более 1 миллиона долларов. Среди его жертв были знакомые, которых он встретил на светских мероприятиях, таких как свадьбы и благотворительные сборы средств, и, в частности, его давняя любовница Жаклин Куиллен, видная фигура в обществе Вашингтона, округ Колумбия.

Сообщается, что преступная деятельность Грея началась в 2004 году, когда он завязал отношения с Куиллен - внучкой известного инвестиционного банкира и физика Альфреда Ли Лумиса. Несмотря на их близкие отношения и общую общественную жизнь, Грей якобы воровал у Жаклин и ее богатых друзей в течение десяти лет. Его проблемы с законом обострились после того, как сын Куиллен Паркер подал в суд на Грея в 2020 году, обвинив его в краже многочисленных ценностей. Жаклин скончалась позже в том же году, и иск был урегулирован конфиденциально. Подтверждая свою невиновность, Грей утверждает, что его преследовала семья Куиллен из-за их неодобрения его отношений с ней.

Команда, работающая над фильмом, планирует перенести историю в Лондон, где доктор Грей в исполнении Лето пробирается в дома английских аристократов и международных послов и нацеливается на реликвии Великой Британской империи. Джаред будет продюсировать проект вместе с Эммой Ладбрук, с которой уже работал в фильме «Не сработало», а также в третьем «Троне», работа над которым идет в данное время.

Источник: Deadline Фото: соцсети
Теги: Джаред Лето, кинопроект
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Вуди Аллен озвучит мультфильм о матче Бориса Спасского и Бобби Фишера

кадр из мультфильма

Режиссер и актер Вуди Аллен выступит в роли рассказчика в мультфильме «Стул мистер Фишера» (Mr. Fischer’s Chair). Как сообщает Variety, анимационная короткометражка будет посвящена чемпионату мира по шахматам 1972 года, где Бобби Фишер встретился с Борисом Спасским. Во время 17-й игры «матча века» советская команда обвинила американцев в манипулировании креслом Фишера с целью злонамеренного причинения вреда его противнику, что привело к тщательному изучению этого предмета мебели.

Авторами сценария и режиссерами фильма являются Хосе Сапата и Лоренцо Дегль Инноченти, которые недавно вместе работали над анимационным короткометражным фильмом «Обезьяна», удостоенным премии Испанской киноакадемии «Гойи». Мультфильм будет совмещать авторские рисунки и компьютерную анимацию.

Вуди Аллен не только прочитает закадровый текст, но также выступит в качестве сопродюсера проекта. В последний раз он «снимался в мультфильмах» в 1998 году, когда озвучил главного героя в фильме Disney «Муравей Антц».

Источник: Variety Фото: кадр из мультфильма
Теги: Вуди Аллен, озвучка, мультфильмы

Сериал «Белый воротничок» получит продолжение спустя 10 лет

постер к сериалу

Создатель сериала «Белый воротничок» Джефф Истен планирует его продолжение. На телефестивале Variety он рассказал, что пишет новый сценарий. Пока подробности сюжета не известны, но Истен заявил, что намеренно оставил финал шестого сезона открытым, чтобы можно было когда-нибудь продолжить историю. Исполнители главных ролей Мэтт Бомер, Тим ДиКей и Тиффани-Амбер Тиссен уже подтвердили свое участие в перезагрузке, а Уилли Гарсон, умерший в 2021 году, будет упомянут в новом сезоне.

«ИнтерМедиа» напоминает, что «Белый воротничок» выходил на канале USA Network с 2009 по 2014 год, показывался официально в России, а сейчас находится в подписке Netflix. Главный герйо Нил Кэффри (Бомер) - невероятно обаятельный преступник был пойман своим извечным врагом, агентом ФБР Питером Бёрком (ДиКей). Когда Нил бежит из тюрьмы, чтобы найти свою пропавшую любовь, Питер ловит его еще раз и предлагает вместо заключения сотрудничество. Ведь Нил мог бы помочь поймать самых «элитных» преступников, фактически «белых воротничков» преступного мира.

Источник: Variety Фото: постер к сериалу
Теги: продолжение, Мэтт Бомер, сериалы, Белый воротничок
β 16+