Александра Даддарио стала мамой на ХэллоуинПротив Гуфа возбудили уголовное дело о грабежеСати Казанова стала мамойГлюкоза назвала свое задержание в аэропорту заказом влиятельного человекаКлава Кока рассталась с Александром Повериным«Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик»: грандиозный симфонический концерт во славу гения Чайковского пройдет в БКЗ «Октябрьский»Участник One Direction Лиам Пейн погиб в АргентинеАгата Муцениеце пожаловалась, что ее сын хочет остаться с Павлом ПрилучнымМария Луговая родила Сергею Лавыгину сынаРоссийские стриминги будут маркировать музыку иноагентовУмер композитор и певец Вячеслав ДобрынинАни Лорак получила предложение руки и сердца в день рожденияУмерла актриса Мэгги СмитЛана Дель Рей вышла замуж на аллигаторовой фермеПолина Агуреева, Лариса Рубальская и Антон Шагин получили государственные наградыShaman разводится с женойСофья Таюрская из Little Big стала мамойАктер Роман Мадянов умер от ракаОксана Федорова стала заслуженной артисткойГарик Харламов закроет «Comedy Club» на ТНТ

По кому ударит закон о регулировании просветительской деятельности? - отвечают юристы

Depositphotos.com/Fotodom

1 июня 2021 года вступит в силу новая редакция закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой в стране вводится регулирование просветительской деятельности. Для подписчиков информационного агентства InterMedia новые нормы комментирует юридическая компания «Event-Юристы»:

Федеральным законом устанавливается, что «просветительской деятельностью» является «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». В ст. 12 Федерального закона определено, что «просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Таким образом, Федеральный закон позволяет максимально широко толковать сферы деятельности, подпадающие под действие специального регулирования, а субъектный состав участников просветительской деятельности практически безграничен.

Ряд представителей общественности выступил с заявлением, что новые законодательные нормы создают предпосылки к цензуре. Деятели культуры, обеспокоенные последствиями введения Федерального закона, даже написали открытое письмо президенту, где высказали опасения, что в подзаконных актах будет установлено требование о предварительном согласовании с властями просветительских материалов, что повлечет за собой ограничение свободы мнений и усложнит ведение деятельности для законопослушных просветителей, но никак не повлияет на деятельность и так запрещенных экстремистских организаций.

При этом авторы законопроекта утверждают, что Федеральный закон нацелен исключительно на защиту сферы просвещения от негативного влияния извне, а также на распространения вредных и псевдонаучных знаний. В пояснительной записке к проекту авторы отмечают, что действующее законодательство «создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий».

Согласно Заключению Аппарата Совета Федерации:

  • Федеральный закон направлен на регламентацию осуществления просветительской деятельности;
  • к числу новелл Аппарат Совета Федерации относит:
     - дополнение понятийного аппарата Федерального закона об образовании понятием «просветительская деятельность»;
     - установление общих требований к осуществлению просветительской деятельности;
     - указание на субъекты осуществления просветительской деятельности;
     - предоставление полномочий Правительству Российской Федерации устанавливать порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней.

Таким образом, с даты вступления в силу Федерального закона «просветительской» будет признана деятельность, имеющая следующие квалифицирующие признаки:

  1. Направленность на распространение умений, знаний, навыков, опыта, ценностных установок, компетенции.
  2. Целевой характер:
     - для развития человека (интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического, профессионального); 
     - для удовлетворения образовательных потребностей и интересов человека.
  3. Проведение вне рамок образовательных программ.

Просветительство и образовательная деятельность имеют сходную природу – обе распространяют знания, умения, навыки, опыт и компетенции для удовлетворения образовательных потребностей и интересов человека. Однако с даты вступления в силу Федерального закона образовательная деятельность от просветительской будет отличаться наличием образовательной программы. Деятельность, не имеющая образовательной программы, будет рассматриваться как просветительская, подлежащая согласно рассматриваемому Федеральному закону, специальному регулированию.

Термин «образовательная программа» дан в ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации»: «9) образовательная программакомплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».

С основными образовательными программами в целом вопросов нет ввиду строгой формализации процесса их создания и реализации. А вот с дополнительным образованием и его программами вопросы есть, и очень серьёзные. Например, можно ли рассматривать как дополнительное образование онлайн-курс лекций? Как рассматривать курс театрального мастерства – как образовательную деятельность или как просветительскую? Если по итогам курса будет проводиться экзамен и выдаваться диплом о присвоении квалификации, то, скорее всего, контрольные органы данную деятельность отнесут к образовательной, а не к просветительской. Если же по итогам курса не предусмотрен экзамен и не проводится аттестация, даже если выдается сертификат произвольного образца, то в данном случае образовательная программа отсутствует, деятельность может рассматриваться как просветительская, и, соответственно, подлежит специальному регулированию.

Ограничение международного сотрудничества образовательных организаций

Согласно положениям части 4 статьи 105 Федерального закона, подписание образовательными организациями договоров, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, за исключением договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам, осуществляется при наличии заключения от одного из федеральных органов исполнительной власти:

  • осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования,
  • осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Порядок получения указанного заключения устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642, прямо говорится о необходимости продвижения и повышения конкурентоспособности российской науки, в т.ч. за счет:

  • развития международных проектов,
  • создания и использования уникальных научных установок класса Megascience,
  • формирования модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития,
  • повышения эффективности российской науки за счет взаимовыгодного международного взаимодействия.

Введение Федеральным законом и Постановлением Правительства ограничений, позволяющих по формальным признакам отказывать в заключении данных договоров, может привести к ограничению конкурентоспособности российской науки и образования, а также ухудшению позиций Российской Федерации и образовательных организаций Российской Федерации на мировой арене.

Роль Закона в противодействии экстремистской деятельности

Излишними в обсуждаемом Федеральном законе представляются нормы о введении «запрета на использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации».

Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» уже установлен общий запрет на осуществление экстремистской и террористической деятельности во всех сферах, включая, разумеется, и «просветительскую».

«Просветительская деятельность»в общественной жизни России

К «просветительской деятельности» могут быть отнесены вебинары, лекции, подкасты, тренинги, мастер-классы, выставки, тематические конференции – формально все они имеют признаки, обозначенные в обсуждаемом Федеральном законе, даже если они имеют коммерческую основу и/или развлекательный характер. На всю перечисленную деятельность не будет распространяться законодательное регулирование просветительской деятельности только при наличии образовательной программы, внедрение чего на практике маловероятно.

Например: мастер-класс по росписи игрушек носит развлекательный характер, но при этом распространяются умения, опыт, а также развиваются творческие способности человека, так что все формальные признаки«просветительства»в наличии.

Более того, формально под определение подпадает деятельность всех театров, кинотеатров, концертных залов, киностудий, книжных и музыкальных издательств, традиционных и электронных СМИ, включая новые медиа (соцсети, блоги и др), – все они нацелены на «распространение знаний, умений, опыта, компетенций для профессионального, интеллектуального развития человека».

Закон гласит: «Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством Российской Федерации». На текущий момент специальное регулирование просветительской деятельности отсутствует, а требования к просветительской деятельности должны быть разработаны Правительством Российской Федерации. О содержании данного Постановления в настоящий момент остается только догадываться, так как ни его приблизительного содержания, ни даже условных «векторов правового развития» в самом законопроекте не дается, а в пояснительной записке не расшифровывается.

С учетом рамочного характера норм Федерального закона, Правительству Российской Федерации даются максимально широкие полномочия по регулированию порядка осуществления просветительской деятельности в РФ, вплоть до предъявления специальных требований по предварительному согласованию деятельности и «просветительских материалов» с уполномоченными органами власти, которые могут существенным образом ограничить возможности лиц, осуществляющих просветительскую деятельность. В некоторых областях это однозначно будет расценено как введение цензуры, что не соответствует ст. 44 Конституции Российской Федерации.

Следует отметить, что если готовящиеся подзаконные акты будут соответствовать букве закона, то их применение может сопровождаться не только громким резонансом, но и масштабными и непредсказуемыми изменениями в общественной жизни страны.

Милла Йовович снимется в фильме-завещании Джорджа А.Ромеро «Сумерки мертвецов»

Наталья Ступникова

Милла Йовович и Бэтти Гэбриел («Прочь», «Кликбейт») исполнят главные роли в фильме ужасов «Сумерки мертвецов» (Twilight of the Dead). Как сообщает Deadline, картина станет финальной в зомби-франшизе «Живые мертвецы» Джорджа А. Ромеро. Режиссер скончался в июле 2017 года, но успел завершить сценарий. Режиссерское кресло займет Брэд Андерсон («Тревожный вызов», «Обитель проклятых»).

Действие развернется на тропическом острове, где последние выжившие люди на Земле будут окружены сразу несколькими фракциями оживших мертвецов. Начало съемок намечено на март 2025 года.

Продюсерами проекта выступают наследники Джорджа А. Ромеро и компания из Лос-Анджелеса Roundtable Entertainment. Франшиза «Живые мертвецы» включала шесть основных фильмов, снятых Ромеро между 1968 и 1990 годами, и несколько спин-оффов и ремейков.

В работе над фильмом примет участие художник по гриму Грег Никотеро и его KNB EFX Group. Никотеро начал свою карьеру с сиквела Ромеро 1985 года «День мертвецов» и часто сотрудничал с режиссером. Он также известен работой над сериалом «Ходячие мертвецы».

Хотя «Сумерки мертвецов» сам Ромеро задумывал как финальную точку, продюсеры нового фильма не исключают, что в случае успеха может быть дан зелёный свет сиквелам, спин-оффам и ремейкам.

Источник: Deadline Фото: Наталья Ступникова На фото: Милла Йовович
Теги: Милла Йовович, Брэд Андерсон, кинопроект, Джордж Ромеро, Сумерки мертвецов
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Лупита Нионго и Джаред Лето примут участие во похищении советского лунохода

Наталья Ступникова

Джаред Лето, Джон Малейни и Лупита Нионго исполнят главные роли в фильме «Кража Луника» (Lunik Heist). Как сообщает Variety, сценарий написал Кемп Пауэрс (ранее известный как автор анимационных фильмов «Душа» и «Человек-паук: Паутина вселенных»), он же займет кресло режиссера. Производством займется Searchlight Pictures.

Сюжет основан на реальной истории времен Холодной войны и статье Джеффа Мэйша, опубликованной в MIT Technology Review. «Луником» в США называли модель космической станции «Луна-2», созданной СССР для исследования спутника Земли. Согласно отчету ЦРУ, в 1959 году американские разведчики смогли выкрасть и исследовать «Луника» (а потом вернуть его на место), когда советская делегация выставляла аппарат в Мексике. Спецоперацию провели, чтобы сократить отставание США в космической гонке.

Источник: Variety Фото: Наталья Ступникова На фото: Джаред Лето
Теги: Джаред Лето, Лупита Нионго, кинопроект, Кража Луника

Том Холланд и Остин Батлер сыграют автогонщиков Уиттингтонов в фильме «Американская скорость»

Sipa/Fotodom; соцсети

Остин Батлер и Том Холланд исполнят главные роли в фильме «Американская скорость» (American Speed). Как сообщает Deadline, сценарий Дэна Виденхаупта («Альфа») основан на реальной истории братьев Уиттингтон. Это трое американских автогонщиков, двое из которых были частью скандала IMSA 1980-х годов, когда ряд водителей обвинили в финансировании их гоночной деятельности за счет доходов от контрабанды наркотиков, отмывания денег или уклонения от уплаты налогов.

Имя режиссера пока не названо. Производством займется Amazon MGM Studios.

Источник: Deadline Фото: Sipa/Fotodom; соцсети
Теги: кинопроект, Том Холланд, Остин Батлер, Американская скорость
β 16+