Рецензия на фильм «Оторви и выбрось»: Насилие – дело семейное
Оценка: 6 из 10
Премьера фильма «Оторви и выбрось» состоялась в конкурсной программе 32-го «Кинотавра». Режиссёр: Кирилл Соколов. В ролях: Анна Михалкова, Виктория Короткова, Софья Кругова, Александр Яценко, Ольга Лапшина, Данил Стеклов и другие.
Карьера режиссёра Кирилла Соколова продолжает идти в гору. Его дебютный фильм наделал немало шума в 2019-м году: тогда трэш-комедия «Папа, сдохни» всполошила любителей жанрового кино не только в России, но и за рубежом – особенно в США, где зрители и критики высоко оценили русский закос под Тарантино в домашних условиях. Теперь у Соколова готова вторая картина – «Оторви и выбрось», отобранная в основной конкурс кинофестиваля «Кинотавр». Ставки возросли, но возросли и режиссёрские амбиции. В своём втором фильме Кирилл не просто продолжает двигать рамки развесёлого жанрового кино, к которому режиссёр неравнодушен ещё со времён своих короткометражек, он замахивается на целый ряд серьёзных тем – от насилия в семье до сравнений России с одной большой тюрьмой, откуда выбраться не позволяет то ли дурная наследственность, то ли идейная преемственность.
«Оторви и выбрось» — история о трёх героинях женского пола, олицетворяющих три поколения одной семьи. Оля (Виктория Короткова) четыре года отсидела в тюрьме за нападение на сожителя, теперь она собирается наладить свою жизнь. Её дочь Маша (дебютантка Софья Кругова) в материнской любви особо не нуждается, но при этом готова на всё, чтобы избавиться от опеки деспотичной бабушки Веры Павловны (Анна Михалкова). Когда Оля пускается в бега вместе с дочкой (цель побега очень невнятная – встретиться с каким-то мужиком из переписки), Вера Павловна бросает все силы, чтобы вернуть внучку домой и ещё раз проучить дочь. К себе в напарники она «нанимает» бывшего сожителя Оли и вероятного отца Маши – одноглазого Олега (Александр Яценко) – экс-полицейского, после нападения на которого Оля и отравилась в тюрьму.
Ни один из персонажей фильма не ощущается настоящим – все словно сошли со страниц какого-то комикса, причём и обитают они преимущественно в искусственной, излишне постановочной среде. Кирилл Соколов намеренно использует яркие краски, доводя палитру некоторых сцен до крайности: если трава, так зеленющая, если кровь, так чтоб посочнее, плюс всё это в глянцевой обёртке и в не очень-то убедительных декорациях. Сюжет тоже достаточно скоро бросает всякие попытки притвориться чем-то реалистичным и сразу же, особо не стыдясь, прикрывается занавесочкой из условностей, превращающей фильм в череду как бы приколов, но вроде как со смыслом.
Вот ты смотришь, как героини – мать и дочка – кубарем летят с обрыва, по идее ломая все руки и ноги, а затем встают и идут дальше, идут по лесу, а девчонка и вовсе без обуви, но ей нормально, всё это условно, даже после долгой прогулки по мокрому грязному лесу обувь (та, что у матери) остаётся с белоснежными подошвами, смотришь на всё это и понимаешь, это всё шутки ради. Эдакий фарс и провокация, возвращение к комедийному жанру – низкому, к самому простому – к ситуационной комедии: кто-то красочно упал и ударился поясницей, кто-то наложил кучу, чтобы позлить недруга, кого-то огрели пистолетом по лбу, а тут избили змею об дерево, и всё это ради смеха. Смешно ли получается, вопрос другого толка, чувство юмора у всех разное. Непонятно же следующее: зачем тогда было выходить из заданной с первых минут, предельно условной бурлескной формы, парадирующей тарантиновское ультранасилие (как в «Папе») и пафос итальянских вестернов (что-то новое), к важным и серьёзным вопросам, мелькающим как в калейдоскопе?
Тут и домогательства, и семейный абьюз, и конформизм, и нежелание меняться, и преемственность насилия в коллективном смысле этого слова, и феминизм (правда, исключительно мужскими глазами, что не есть хорошо), и многое другое. Внимание к подобным темам похвально и поощряется, вот только их семена Кирилл Соколов разбрасывает на уж очень не подходящей для того почве. Подход «изобразить всё на контрасте» в данном случае не работает – уж очень происходящее на экране фальшиво и наиграно, чтобы хоть как-то срезонировать у зрителя. По отдельности могло бы сработать: в фильме есть ряд действительно очень удачных комедийных эпизодов (с переворотом машины, например, или безумно абсурдная перестрелка в финале), а темы, затрагиваемые режиссёром, широкого спектра и поощрительны при правильном их раскрытии. Однако идеальных пропорций авторам найти так и не удалось.
Зато с яркими и запоминающимися актёрскими работами у фильма полный порядок. Ярче всех блистают словно бы вырвавшаяся из фильмов Тайки Вайтити Софья Кругова, перетягивающая на себя внимание в любой сцене со взрослыми, и неожиданный Александр Яценко, смело отыгрывающий русского Змея Плискина, если бы тот был законченным неудачником из российской глубинки. Яценко вообще не часто играет комедийные роли, а тут у него такой колоритный и гомерически смешной персонаж, что даже хочется, чтобы актёр подольше задержался в этом жанре и продолжил себя в нём открывать.
Крайне интересна сюжетная линия надзирательницы в тюрьме (её играет Ольга Лапшина) и её сына (Данил Стеклов), охранника в той же самой тюрьме. Вот тут Кирилл Соколов находит правильный баланс между комичностью и серьёзностью, остроумно показывая не только противоречивость русского мировоззрения («бьёт – значит, любит»), но и то, что насилие – это дело семейное. Охранники, которые в перерыве от избивания заключённых смотрят фильмы про восточные единоборства, — однозначно на полку лучших гэгов картины.
«Оторви и выбрось», как и подобает вторым, более амбициозным фильмам многообещающих режиссёров, получилось зрелищем противоречивым. С одной стороны, в нём немало виртуозных комедийных сцен, затрагиваются важные жизненные вопросы, отчётливо прослеживается насмотренность режиссёра, оперирующего синефильскими отсылками на узнаваемую западную классику с энтузиазмом юноши, впервые открывшего для себя видеосалоны. Но с другой, далеко не все шутки достигают цели, тональность слишком неровная, эклектичность стилей лихорадит между крутыми боевиками прошлого века, стильным триллером-погоней, слэпстик-комедией и наивностью современных телевизионных мелодрам, где по факту ни одно с другим не сочетается.
Куча интересных идей и режиссёрских задумок – но большинство из них так и остаются недокрученными. Хочется, чтобы такое приметное и выразительное отечественное кино после просмотра прилипло к тебе как банный лист и осталось в памяти надолго, но вместо этого как-то само отрывается и бросает себя в яму с другими досадно не реализовавшими в полной мере свой потенциал, хоть и неплохо снятыми, жанровыми фильмами от авторов с богатым кинематографическим бэкграундом.
Вадим Богданов, Сочи, InterMedia
Комедию «Бар МоскваЧики» покажет «viju TV1000 русское»
Телевизионная премьера фильма «Бар МоскваЧики» состоится на телеканале «viju TV1000 русское» 24 ноября 2024 года. Главные роли в комедии режиссера Анарио Мамедова исполнили Яна Кошкина, блогер Екатерина Шкуро, солистка группы IOWA Екатерина Иванчикова, Марк Богатырёв, Михаил Тарабукин, Давид «Dava» Манукян, Кристина Бабушкина, Иван Пышненко, Роман Юнусов, Денис Косяков, Игорь Ознобихин, Сергей Рост, Михаил Павлик, а также покойный Дмитрий Красилов.
По сюжету, три подруги-москвички отправляются повеселиться в Санкт-Петербург и не хотят оттуда уезжать домой. Тогда они неожиданно для себя и на последние сбережения покупают там бар. «В нагрузку» к заведению идут соседи-парни, с которыми все не так просто… Девушек ждут не только интриги и вызовы в бизнесе, но и романтические сюрпризы. Удастся ли неунывающим подругам покорить барную столицу или придется вернуться в Москву с пустыми кошельками и разбитыми сердечками?
В российский прокат фильм «Бар МоскваЧики» вышел в июне.
Эфир в 18.55.
Фильм «Артур, ты король» с Марком Уолбергом покажет СТС
Российская телевизионная премьера фильма «Артур, ты король» состоится на СТС 23 ноября 2024 года. Главные роли в картине режиссера Саймона Селлана Джонса исполнили Марк Уолберг, Натали Эммануэль, Симу Лю, Джульет Райлэнс, Али Сулиман, Пол Гилфоил и известный специалист по выживанию, путешественник и телеведущий Беар Гриллс.
По сюжету, профессиональный бегун Майкл Лайт (Уолберг) отчаянно нуждается в последнем шансе на победу, когда он убеждает спонсора поддержать его и команду спортсменов (Лю, Эммануэль и Сулиман) на чемпионате мира по приключенческим гонкам в Доминиканской Республике. К их команде прибивается беспородный уличный пёс Артур, и в течение десяти дней и 435 миль между Лайтом и собакой устанавливается неразрывная связь. Когда в гонке команда выходит за пределы выносливости, Артур по-новому определяет, что на самом деле означают победа, верность и дружба.
В российский прокат «Артур, ты король» вышел в апреле.
Эфир в 21.00.
Фильмы о великих художниках покажут в «Полночь» на «Пятнице!»
Неделя фильмов о знаменитых живописцах состоится на телеканале «Пятница!» в рамках интеллектуального проекта «Полночь» с 18 по 21 ноября 2024 года. В подборке будут представлены в основном картины последних лет, некоторые из них ранее не демонстрировались в телеэфире.
Так, 18 ноября состоится российская телевизионная премьера фильма Квентина Дюпье «Даааааали!» (2023), где главные роли исполнили Джонатан Коэн, Анаис Демустье, Эдуард Баэр, Жиль Леллуш, Пио Мармай, Дидье Фламан, Ромен Дюрис и др. По сюжету, начинающей журналистке поручено взять интервью у великого и «ужасного» Сальвадора Дали. Знаменитый художник соглашается на встречу, которая раз за разом переносится из-за обстоятельств непреодолимой силы. Экстравагантный, капризный и самый дерзкий человек на земле увлекает молодую женщину в лабиринт нескончаемых сюрпризов…
19 ноября в эфир выйдет фильм «Ван Гог. На пороге вечности» (2018) режиссера Джулиана Шнабеля. Главную роль исполнил Уиллем Дефо, а также снялись Руперт Френд, Оскар Айзек, Мадс Миккельсен, Матьё Амальрик, Эммануэль Сенье и др. Винсент Ван Гог одержим живописью и мечтает изменить мир. Он жил в Париже и водил дружбу с Полем Гогеном, который посоветовал ему искать яркий и тёплый свет на юге Франции. Переехав в небольшой город Арль и при финансовой поддержке брата там обосновавшись, Винсент заводит дружбу с местной трактирщицей и получает мощное вдохновение от местной природы. Именно тут и начинает формироваться его неповторимый художественный стиль, который, однако, пока не находит признания ни у знатоков, ни у публики.
20-го числа будет показан фильм режиссера Уилла Шарпа «Кошачьи миры Луиса Уэйна» (2021), где главные роли сыграли Бенедикт Камбербэтч, Клэр Фой, Джэми Диметриу, Оливия Колман, Андреа Райзборо, Тоби Джонс и другие. Картины эксцентричного аристократа Луиса Уэйна обладают одной общей чертой — он пишет исключительно антропоморфных котов. Благодаря любви своей жены Эмили, Луис навсегда меняет взгляд людей на жизнь и на кошек. Но с каждой новой картиной причудливые миры Луиса начинают всё сильнее заменять ему реальность.
Завершит ретроспективу 21 ноября фильм французского режиссера Мартена Прово «Обнаженная муза Пьера Боннара» (2023). Главные роли в нем исполнили Сесиль де Франс, Венсан Макен, Стэйси Мартин, Анук Гринбер, Андре Макрон, Элен Александридис и др. Художник Пьер Боннар был знаменит своими изысканными, полными ярких красок работами, такой же насыщенной была и его личная жизнь. Таинственная муза, имя которой скрывалось более 30 лет, непрестанно испытывала мастера. Любовь, страсть, измены — их отношения походили на пламя, в котором один из них должен был сгореть.