Владимир Хотиненко: «Мир на грани катастрофы, а мы собачимся по мелочам»
О ПЕРЕХОДЕ ИЗ АРХИТЕКТОРОВ В РЕЖИССЕРЫ
— История на целый день, но я попробую изложить всё компактно. Я увлеченно занимался архитектурой и очень благодарен этому этапу своей судьбы. Бывших архитекторов не бывает. Мечтал построить что-то авангардное на площади Бобур [в Париже], типа Центра Помпиду, но на дворе стоял 76-й год, о воплощении подобных замыслов и речи быть не могло. Сейчас, трезво оценивая прошлое, могу сказать определенно, что архитектура ничего особенного не потеряла. Со мной учились куда более способные и талантливые ребята. Мы до сих пор дружим. Что приобрел кинематограф — не мне судить.
У судьбы свой сюжет. В детстве я не мечтал быть ни актером, ни режиссером. Более того, даже когда я принял решение оставить архитектуру, у меня не было мыслей о кино. С другой стороны, кино я знал и любил всегда, какая-то бацилла внутри сидела. Когда-то я прочел в одной критической статье о Луисе Бунюэле, и он меня заворожил. В Архитектурном никто не занимался сюрреалистами, а у меня любимым фильмом был «Андалузский пес», он для меня и сейчас ориентир. И Бунюэль с тех пор любимый режиссер.
Кроме того, я с детства был большой выдумщик, постоянно рассказывал какие-то истории — например, о фильмах, которых я не видел. И никто не видел. Однажды меня даже на этом поймали и поставили фингал под глазом. Судьба в чистом виде, она каким-то, почти насильственным образом вывела. Ведь я даже в армии служил, чтобы «освободиться» от архитектуры! Мне дали отпуск. А как раз в Свердловск приехал Михалков. Мой приятель затащил меня на творческую встречу с ним. И тот мне предложил попробовать себя в режиссуре, раз я на распутье. Дальше пошло-поехало. Судьба — судьбой, а надо крутиться. Устроился ассистентом на Свердловскую киностудию. Когда поступал на Высшие курсы, у меня уже были фильмы, где я работал художником-постановщиком. Уже сделал какую-то карьеру, потому что профессия художника в кино — это серьезно. В общем, всё это — пьеса, в которой я исполнял некую роль.
О ЗАМЫСЛЕ ФИЛЬМА «ЗЕРКАЛО ДЛЯ ГЕРОЯ»
— К тому времени я снял уже два фильма, но был слегка разочарован. Хотелось чего-то другого. Я даже был слегка смущен и жалел, что поменял хорошую профессию архитектора на вот это. Хотя я был уже известен, получил много призов, был в поле внимания критиков и начальства. А тут у меня был сценарий, который не получился, а фильм уже в запуске. Автор — известный драматург. Я нашел в себе мужество приехать к нему и сказать: нет, это не то, что я хочу. А от него я поехал в Госкино, пробился на прием к министру и за 15 минут убедил его, что мне нужно снимать не вот по этому сценарию, а по повести «Зеркало для героя», которую я недавно прочитал. За те же деньги, в те же сроки. Я падал на ковер, что-то показывал, изображал. Он одобрил, я понесся к Наде Кожушаной с этой историей, она придумала для нее закольцованный день. А потом я впервые в жизни снимал на «Кодак». С этим фильмом было море приключений, но именно на съемках «Зеркала» я понял: ради такого кино можно было уйти из архитектуры. Было ощущение радости от того, что получается то, что ты хочешь.
О ФИЛЬМЕ «МУСУЛЬМАНИН»
— Не буду брать на себя пророческие функции, хотя считаю, что «Мусульманин» совершенно не устарел. А сейчас даже звучит по-новому. Но я понимал тогда, что люди не в теме, а я в теме. Всё началось с того, что из плена стали возвращаться ребята. Среди них многие приняли ислам. Мы с Женей Мироновым отсматривали материалы с ними. История нашего героя не выдуманная, у нее есть основа. Мы снимали под Касимовым, и вокруг был ареал другой веры, начиная от хана Касима. Это же наша история — в нашей стране слово «русский» всегда звучит несколько условно. Это не национальность. Народ наш состоит из православных, мусульман, иудеев — там столько всего, такой замес, это и делает нас такими сильными!
О ТЕМЕ РЕЛИГИИ В КИНО
— Было три фильма на эту тему, строго говоря: «Мусульманин», «Поп» и документальный «Паломничество: Вечный город». Кстати, последний снимался в сотрудничестве с Ватиканом. И каждый раз, кроме «Мусульманина», я мучил себя вопросом: снимать или не снимать? Это до того деликатный, личный вопрос, что всякая декларация тут бессмысленна. Каждый тут делает выбор сам. Мне никогда не придет в голову агитировать кого-то. Можно только показать, как это непросто, а это всегда непросто! От «Паломничества» я трижды отказывался, и потом мне уже жена сказала: бери, а то кто-то другой может испортить эту тему. И я взялся. Ну сложно всё это. Ведь и верующие разные, и священники. Но, например, слова апостола Павла о любви в Послании Коринфянам — для меня путеводная звезда. Никто о любви не говорил так мощно и так точно. У меня в фильме эти слова произносит Володя Машков.
О ТЕМЕ РЕВОЛЮЦИИ В КИНО
— Мне судьба предоставила возможность погрузиться в разные сложнейшие периоды российской истории. Одно Смутное время чего стоит! Мне эти переломные моменты всегда были интересны. И каждый раз Россия выходила на какой-то новый уровень, хотя по логике она должна была просто исчезнуть. Многие считают, что до революции было хорошо, и если бы она не случилась, всё было бы просто чудесно. Нет! Всякий, кто достаточно серьезно изучал историю, знает, что дела в России шли не очень хорошо. Во всех смыслах, включая духовный. Революция произошла неумолимо и неизбежно. Нам не надо было участвовать в Первой мировой, не надо было воевать с немцами, но это долгий разговор. Мне интересно наблюдать, как Россия поднимается после перелома. У меня и дипломный фильм был про Хабарова и его триста казачков.
О ГЛАВНЫХ УРОКАХ ИСТОРИИ ДЛЯ РОССИИ
— Рискну предположить, что история вообще никого, не только в России, ничему не учит. Не учит государства, социум, институты. Но она учит отдельных людей. Из которых потом образуется социум. История, как и искусство, влияет на конкретного человека. На каждого в отдельности. Чтобы ни происходило, важно, как человек себя проявляет в своем времени. Ведь все по-разному! Если бы мы извлекали уроки, уже после Средних веков все должны были бы жить иначе. После Первой мировой войны, после Столетней войны — иначе. Но не живем! Это печально, но это не означает, что колесо истории вращается вхолостую. Потому что это влияет на людей, создает энергетическое, мистическое поле, неведомое нам.
О СЕРИАЛАХ
— Раньше было так: сериал — значит, меньше денег и времени. Сейчас это сохранилось только в мыльных операх. А в серьезных сериалах разницы нет, это — кино, только другой формы. Это роман, а кино — это рассказ или повесть. Сериалы очень шагнули вперед. Хотя и кино уже не такое, как раньше. Тут тоже произошла революция. Кино смотрят с телефона, меняется показ, меняется индустрия. Не обошлось без потерь, качество страдает от количества. Все зависит от истории — затягивает ли она? Сколько серий нужно, чтобы ее рассказать?
О ПЕРСПЕКТИВАХ СНЯТЬ КИНО ДЛЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ
— Для меня это не имеет значения. Был бы материал, и были бы деньги, достаточные, чтобы снять кино именно так, как оно задумано. Я люблю экран, люблю ощущение зала, но способ показа меня не так волнует. Хотя я буду снимать и для киноэкрана, но могу и для платформ.
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО КИНО
— Возьмем фильмы про любовь — их будут снимать вечно. Мелодрамы, драмы, что угодно. Человеческие чувства актуальны всегда. Бывают еще злободневные темы, тенденции, мода на что-то. Но у меня сейчас легкая пауза как раз из-за этого: нужно найти какие-то новые критерии, чтобы снимать. Мир в рассеянности. По инерции всё снимается по-старому. И я пока увидел только один актуальный и талантливый фильм — «Не смотри вверх». А остальное всё — в традиции. Почему народ в праздничные дни смотрел советские фильмы? Потому что они про человеческие чувства. Это не тоска по СССР, это тоска по человеческому к тебе отношению, по человеческой жизни.
О СВОИХ СТУДЕНТАХ ВО ВГИКЕ
— Мой ответ будет субъективным, потому что я их люблю, они мне как дети. И они, и студенты на Высших курсах, там ребята более взрослые. Будущее есть не хуже, чем у кого-то другого. Как только случится щелчок и цивилизация поймет, что на самом деле произошло в связи с пандемией, может начаться новый этап. Проблема ведь не в количестве талантливых ребят, а в отсутствии высоких идей. Нет потребности в герое. Последним был Данила Багров. Потому что нет потребности! Нет запроса на Данко. Когда-то идея вела Че Гевару, в ней была жертвенность, но высокие идеи и герои исчезли. Сформулируется понимание мира, сформулируются и задачи. Сейчас мир на грани катастрофы, а мы собачимся по мелочам. Но это же никуда не годится! Одумайтесь! Как дальше жить будем, ребята?!
О ПАУЗЕ В РАБОТЕ
— Это не совсем пауза. Это попытка почувствовать аромат времени. В чем он сейчас? Не я, мир находится в паузе — интеллектуальной, духовной. У меня есть сейчас один объект внимания — «Божественная комедия» Данте. Это мерило происходящего сегодня. С нами сегодня происходит «Божественная комедия». Конечно, само это произведение не нужно экранизировать, это бессмысленно, но мы с итальянцами сейчас работаем над фильмом о Данте. Через его судьбу можно почувствовать многое.
(Сергей Сычев, Георгий Гривенный, Зоя Игумнова, «Известия», 20.01.22)
Хоррор «Домовой» покажет ТВ-3
Телевизионная премьера фильма ужасов «Домовой» состоится на канале на ТВ-3 30 ноября 2024 года. В хорроре режиссера Андрея Загидуллина снялись Олег Чугунов, Василиса Немцова, Виталий Кищенко, Наталия Вдовина, Роза Хайруллина, Георгий Тополага, Игорь Коняхин, Ирина Чипиженко, Ирина Бразговка, Мария Евсеева и др. Музыку написал Алексей Айги.
В центре сюжета двое подростков – Арсений (Чугунов) и Варя (Немцова), осиротевшие после смерти родителей и бабушки. Их берут к себе обеспеченные опекуны (Кищенко и Вдовина). Уезжая из старого дома, брат и сестра, по древней деревенской традиции, берут собой угли из печки и помещают их в камин особняка своих приемных родителей. Тем самым они вызывают к жизни древнее потустороннее зло, которое начинает наводить свои порядки на новом месте.
В российский прокат «Домовой» вышел в апреле.
Эфир в 21.00.
Триллер «Нефариус» с Джорданом Бэлфи и Шоном Патриком Флэнери покажет ТНТ
Российская телевизионная премьера фильма «Нефариус» состоится на ТНТ 27 ноября 2024 года. Главные роли в триллере режиссеров Чака Конзелмана и Кэри Соломона исполнили Джордан Бэлфи, Шон Патрик Флэнери, Том Омер, Гленн Бек, Дэниел Мартин Берки и другие.
По сюжету в день запланированной казни осужденного серийного убийцы (Флэнери) к нему в тюрьму приезжает врач (Бэлфи), чтобы провести психиатрическую экспертизу. Преступник с порога заявляет, что умереть всё равно не сможет, так как является демоном, а психиатр перед уходом совершит три убийства.
В российский прокат «Нефариус» вышел в ноябре 2023 года.
Эфир в 22.00.
Сегодня 70 лет Эмиру Кустурице
24 ноября 2024 года, воскресенье.
Вячеслав Бутусов исполнит хиты «Наутилуса Помпилиуса» за 40 лет.
Владимир Спиваков и НФОР отметят 90-летие Альфреда Шнитке.
«Мураками» сыграет концерт с симфоническим оркестром.
«Зона интересов» Джонатана Глейзера откроет Еврейский кинофестиваль в Москве.
Новый сезон «Синей птицы» покажет «Россия».
Комедию «Бар МоскваЧики» покажет «viju TV1000 русское».
26 лет актёру Пейтону Мейеру.
37 лет актрисе Ренате Реинсве.
41 год актёру Гвилиму Ли.
41 год певице и актрисе Светлане Светиковой.
43 года актёру Денису Шведову.
46 лет актрисе Кэтрин Хайгл.
47 лет актёру Колину Хэнксу.
49 лет басисту группы «Океан Эльзы» Денису Дудко.
50 лет актёру Стивену Мерчанту.
53 года музыкальному критику Юлии Бедеровой.
60 лет актёру Гаррету Диллаханту.
62 года гитаристу Джону Сквайру.
64 года лидеру группы «Крематорий» Армену Григоряну.
66 лет актёру Андрею Смолякову.
70 лет Эмиру Кустурице.
Эмир Кустурица родился 24 ноября 1954 года в Сараево. Югославский и сербский кинорежиссёр и актёр кино, отмеченный наградами крупнейших кинофестивалей Европы, включая две «Золотые пальмовые ветви» Каннского кинофестиваля. Кавалер ордена Почётного легиона, иностранный член Академии наук и искусств Республики Сербской. Кроме работы в кино, Кустурица известен как участник фолк-рок-группы No Smoking Orchestra.
20 лет назад умер писатель Артур Хейли (1920-2004).
33 года назад умер солист группы Queen Фредди Меркьюри (1946-1991).
83 года назад родился телеведущий Александр Масляков (1941-2024).
90 лет назад родился актёр Виктор Сергачёв (1934-2013).
90 лет назад родился композитор Альфред Шнитке (1934-1998).
25 ноября.
Лев Лещенко и Леонид Агутин споют песни на стихи Роберта Рождественского.
Андрей Ильин прочитает «Маленького принца» под музыку Стравинского и Скрябина.
Сериал «Кто быстрее?» с Дмитрием Нагиевым покажет СТС.
30 лет модели Анастасии Квитко.
40 лет назад родился актёр Гаспар Ульель (1984-2022).
45 лет актёру Юэлю Киннаману.
46 лет певице Маре.
62 года музыкальному журналисту Артуру Гаспаряну.
65 лет назад умер актёр Жерар Филип (1922-1959).
80 лет актёру Полу Копли.
80 лет назад родился композитор Марк Минков (1944-2012).
26 ноября.
Алёна Апина возродит хиты «Комбинации» в Кремле.
Концерт-посвящение Эдуарду Артемьеву пройдет в Доме музыки.
Премию «Все цвета джаза» вручат на крыше.
Финал конкурса «Партитура» пройдет в БЗК.
25 лет актрисе Софье Гершевич.
32 года экс-участнице группы «Ранетки» Нюте Байдавлетовой.
34 года певице Рите Оре.
41 год певцу Прохору Шаляпину.
48 лет басисту Ринату Ахмадиеву.
49 лет рэперу и продюсеру DJ Khaled.
49 лет актёру Максиму Аверину.
49 лет певцу и актёру Антону Макарскому.
55 лет актёру Константину Мурзенко.
68 лет актёру Дону Лейку.
85 лет назад родилась певица Тина Тёрнер (1939-2023).
86 лет диктору Анне Шатиловой.
115 лет назад родился драматург Эжен Ионеско (1909-1994).