Алексей Алешковский написал открытое письмо Сеульскому конгрессу
Президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России Алексей Алешковский опубликовал 8 мая 2022 года открытое письмо Сеульскому конгрессу Международной конфедерации авторов аудиовизуальных произведений (AVACI). Причиной обращения стала отмена участия российских делегатов со стороны организаторов конгресса. InterMedia публикует текст письма.
Дорогие коллеги,
Прямо перед вылетом в Сеул на ежегодный конгресс авторской конфедерации, членом исполнительного комитета которой был избран, я получил извещение о том, что участие русских делегатов отменено в рамках культурного эмбарго по требованию представителей Европы.
В это тяжелое время российские сценаристы пытаются собирать камни, а не разбрасывать их. Но нам объявляют войну — вслед за музыкантами, спортсменами, паралимпийцами, научным сообществом. На фоне сегодняшней трагедии это даже не проблема, — но свидетельство того, что поле культуры тоже превращено в поле боя.
Роль Запада в разрушении связей России и Украины трудно переоценить. Сейчас он уничтожает возможность диалога людей мирных профессий. Культура тоже подходит для того, чтобы разделять и властвовать — хоть по расовым критериям, хоть по этническим.
Идея коллективной ответственности не нова. К этой основе террористической морали можно относиться по-разному. Я безусловно принимаю ее в отношении себя, раз она навязана моему народу, но никогда не стану навязывать другим.
С идеи этнического и нравственного превосходства начинается любой фашизм. Если бы я ее разделял, то как человек, в жилах которого течет русская и еврейская кровь, должен был бы смотреть с ненавистью и свысока на представителей европейских народов, культура которых не помешала им стать архитекторами и творцами Холокоста.
На граждан культурных государств, которые расчленили Чехословакию, открыв дорогу Второй мировой войне. На жителей демократических стран, которые обрекли Чехословакию на заклание, но спустя тридцать лет были возмущены советскими танками в Праге. На людей, соплеменники которых по колено в крови Вильнюсского и Рижского гетто, Хатыни и Едвабне, Бабьего Яра и Саласпилса.
Но чья культура в ответе за геноцид и апартеид, которые стали фундаментом благосостояния западных демократий? Чья культура требовала трехсот процентов прибыли, затмивших идеалы свободы тем, кто поддерживал диктаторов-союзников по всему миру? Кто делал заложниками прокси-войн против СССР миллионы корейцев и индонезийцев, вьетнамцев и афганцев.
Кто бомбил Белград, спровоцировав распад Югославии и череду кровавых гражданских войн между ее народами. Кто сеял смерть и хаос борьбой за демократию в Ираке, Ливии и Сирии. Кто умывал руки во время геноцида в Руанде и разжигал костры человеконенавистнических амбиций там, где гражданские войны были выгодны свободному миру.
Национализм зарождается в головах интеллектуалов и созревает войной: идеология крови и почвы требует удобрять почву кровью. Давайте признаем, что миром правят не мораль и нравственность, а выгода и двойные стандарты: если Мосул и Алеппо стирали с лица земли страны совершенно разных культур, то одна из этих культур сегодня считает себя вправе отменять другую.
Нас поставили перед дилеммой — выражать солидарность или с теми, кто отменяет нашу культуру, или с теми, кто ею живет. Правление нашей гильдии, представляющее людей самых разных политических взглядов, сделало свой выбор. Мы выходим из AVACI и права сценаристов будем защищать внутри своей страны сами, — пока невидимая рука рынка снова не заставит отменяющих нас забыть о логике коллективной ответственности.
Гуманитарная катастрофа — не только то, что несет любая война, разрушающая жизни миллионов. Гуманитарная катастрофа начинается в умах и сердцах. Это — цепная реакция распада всего, что связывает людей, — торжество молоха военно-промышленного комплекса над здравым смыслом.
Но не все обязаны приносить ему в жертву культуру. Во время войны с фашизмом мы не отменяли Гете и Рильке, а во время Холодной войны — Киплинга и Фолкнера. Мы не отменяем Василя Стуса и Лину Костенко, Киру Муратову и Сергея Лозницу. Мы не можем отменить ничего — ни пролитой крови, ни вершин человеческого духа.
Задача кинематографистов — быть хранителями здравого смысла, бороться своими историями против расчеловечивания, за объединение общества и диалог культур. Политика властвует над умами и душами, разделяя людей. Но согласиться с этим люди могут только сами.
Скончался режиссер «Аэроплана» и «Горячих голов» Джим Абрахамс
Американский режиссер Джим Абрахамс скончался 26 ноября 2024 года в возрасте 80 лет. О его смерти сообщает Variety со ссылкой на сына покойного Джозефа.
Джеймс С. Абрахамс родился 10 мая 1944 года в Шорвуде, штат Висконсин. После окончания школы учился в Висконсинском университете в Мэдисоне, где познакомился с братьями Дэвидом и Джерри Цукерами. В 1971 году они втроем создали театральную труппу Kentucky Fried Theater, которая занималась пародийными и сатирическими скетчами. Год спустя они перебрались в Лос-Анджелес и написали сценарий будущего фильма «Солянка по-кентуккийски», который снял в 1977 году режиссер Джон Лэндис. Комедия, где пародировались кино, телевидение, реклама и многое другое, имела успех, что дало троице под кодовым названием ZAZ (Цукер-Абрахамс-Цукер) карт-бланш в Голливуде.
Их первой режиссерской работой стал «Аэроплан» (1980), получивший номинацию на премию BAFTA за лучший сценарий и давший старт комедийной карьере актера Лесли Нильсена, впоследствии сыгравшего во многих фильмах ZAZ. За ним последовал «Полицейский отряд!», «Совершенно секретно!» и «Безжалостные люди». В 1988 году вышла комедия «Голый пистолет» (где режиссером был Дэвид, а Джерри а Джим авторами сценария), положивший начало комедийной кинофраншизе.
В 1988-м Абрахамс снял свой первый сольный фильм «Большой бизнес» с Бетт Мидлер и Лили Томлин, а в 1991-м – популярную комедию «Горячие головы» с Чарли Шином (сиквел вышел в 1993-м). Среди других его картин – «Добро пожаловать домой, Рокси Кармайкл» с Вайноной Райдер, «Не навреди» с Мэрил Стрип и «Мафия!».
Последней сценарной работой Абрахамс стал фильм «Очень страшное кино 4» 2006 года. Он также числится соавтором сценария перезагрузки «Голого пистолета» с Лиамом Нисоном и Памелой Андерсон (фильм должен выйти в 2025 году).
Джим сыграл и небольшие роли в нескольких своих и чужих фильмах: «Солянка по-кентуккийски», «Аэроплан», «Совершенно секретно!» и «Поездка в Америку».
«Рождественские истории Астрид Линдгрен» покажут в новогодние праздники в России
Анимационный альманах «Рождественские истории Астрид Линдгрен» (Jul med Astrid Lindgren) выпустит в российский прокат 1 января 2025 года кинокомпания «Пионер». Режиссерами норвежско-шведского мультфильма выступили Арье Аустнес и Япрак Морали.
«Рождественские истории» – это четыре новеллы, действие которых разворачивается в канун Рождества. Брат и сестра Гуннар и Гунилла вынуждены встречать праздник в больничных койках. Однако их скучные дни внезапно превращаются в увлекательное приключение благодаря необычному подарку — старинным часам, в которых скрывается секрет: внутри живёт деревянная кукушка, хранительница историй, которая и переносит Гуннара, Гуниллу и вместе с ним и зрителей в чудесный мир сказок Астрид Линдгрен.
Дети повстречаются с отважной Кайсой – за неделю до Рождества бабушка Кайсы ломает ногу, и теперь подготовить дом к празднику предстоит совсем маленькой девочке; с лисом Микелем, который решает отправиться на хутор, чтобы раздобыть себе ужин, но еще не знает, что с давних пор хутор сторожит гном, который не дает в обиду его обитателей. Зрители отправятся и на зимний хутор Катхульт накануне Рождества – идеальное время для друзей Эмиля из Лённеберги, чтобы устроить настоящую битву снежками. В другой истории два новых лучших друга – Бертиль и Нильс – теперь могут играть вместе в течение долгих дней, пока родители Бертиля на работе.
«По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки посмотрят и обсудят в «Октябре»
Специальный показ комедийной драмы Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды» (Toivon tuolla puolen) состоится 2 декабря 2024 года в киноцентре «Октябрь» в рамках проекта «КАРО.Арт».
Фильм, который вышел в 2017 году и получил номинацию на «Золотого медведя» и «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру» Берлинского кинофестиваля, представят и обсудят со зрителями кинокритик, автор журнала «Искусство кино» Зара Абдуллаева и кинокритик, автор телеграм-канала Les Cahiers du Zaosquad Кирилл Артамонов.
- Где-то на окраине асфальтовых джунглей Хельсинки судьба сводит честного малого Каледа, потерявшего родину и близких, и бывшего коммивояжера Викстрёма, вложившего весь свой капитал в покупку убыточной забегаловки, - сообщается в синопсисе. - Меланхоличный Викстрём и команда его эксцентричных работников берутся опекать нового знакомого. Пока Калед занят поисками пропавшей сестры, его новые друзья ищут способы преобразить свой ресторанчик и сделать его популярным заведением.
Главные роли исполнили Шерван Хаджи, Сакари Куосманен, Кайя Пакаринен и Туомари Нурмио. Фильме будет демонстрироваться на финском, английском и арабском языках с русскими субтитрами.
Начало показа в 20.00.