На ММКФ обсудили необходимость госзаказа в кино и составили обращение в Минкультуры РФ и Администрацию президента

Круглый стол «Госзаказ в кино: культурная мобилизация» состоялся 30 августа 2022 года в Центральном доме кинематографистов. Событие было организовано Союзом кинематографистов РФ и стало частью Московского международного кинофестиваля, проходившего в столице с 26 августа по 2 сентября.
Модератором дискуссии выступил президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов РФ Алексей Алешковский (на фото). Он напомнил присутствующим, что на открытии Российской креативной недели, которое состоялось месяцем ранее, руководитель Управления президента Российской Федерации по общественным проектам Сергей Новиков акцентировал внимание на острой нехватке российского контента в сфере кино, а его заместитель Александр Журавский призвал снимать «умное социальное кино».
– Мы с коллегами очень много обсуждали, как это сделать и что для этого нужно. Мы сошлись на одном – нашей индустрии необходим госзаказ и понимание того, что государство и общество могут получить от кинематографа, – заявил Алексей Алешковский.
Основатель и генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов рассказал про недавно проведенное его компанией исследование социальных эффектов в кино. По оценке спикера, зачастую фильмы, которые оказывают наиболее заметное влияние на общество, не бывают массовыми. В то же время массовое кино решает задачи смотрибельности, но упускает ценностные аспекты.
– Запрос на кино, которое меняет человека и мотивирует его на какие-то действия, существует. Когда мы спрашивали респондентов, в чем, по их мнению, заключается смысл кинематографа – в развлечении или изменении общества, – то мы увидели, что второй вариант ответа доминирует, у него 59%, – рассказал спикер.
По мнению Алексея Фирсова, при финансировании фильмов государство должно проводить социологический анализ, чтобы лучше понимать потребности общества.
Редактор гуманитарного блока «Российской газеты» Сусанна Альперина заявила, что с точки зрения госзаказа Россия оказалась в плену у собственной системы.
– С одной стороны, госзаказ – это неплохо, если все сделано талантливо. К тому же мы прекрасно знаем, что кино, сделанное не по госзаказу, вполне может не быть талантливым. Это всегда именно вопрос таланта и высказывания творца. Фильмы, сделанные по госзаказу, могут опережать свое время, – заявила она.
По мнению Сусанны Альпериной, государство верно поступает, повышая объем денег, выделяемых на кино, но плохо то, что при этом не существует четких критериев оценки качества, результата. В отчетности ключевой акцент делается на том, что фильм в принципе вышел в прокат.
– Мы смотрим кино, которое словно рапортует: «Да, мы получили деньги, кино сняли, оно вышло в прокат, на телевидении и на видеосервисе. Мы вашу госзадачу выполнили». А то, что это смотреть невозможно – с этим что делать? Ясно только, что худсоветы – пагубная практика, потому что она порождает конфликты и войны интересов, – уточнила она.
По оценке Сусанны Альпериной, некоторые фильмы снимаются только для того, чтобы отбивать бюджеты. Кроме того, в стране явно недостаточно негосударственных организаций и фондов, которые вкладывались бы в кино – только «Кинопрайм». Развитие в этом направлении могло бы поспособствовать тому, что фильмов было бы больше и они были бы разными. Сейчас, когда государство диктует какую-то конкретную патриотическую повестку, на питчингах часто появляются проекты, чьи авторы не претендуют на высокий уровень профессионального мастерства, но зато хорошо знают, какой список тем надо озвучить перед аудиторией, чтобы проект сочли политически актуальным и дали на него денег.
Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов напомнил присутствующим, что в 1943 году ГРУ Генштаба Красной Армии провело специальную операцию, в результате которой в СССР вернулся Александр Вертинский с женой и дочерью Марианной. Даже в разгар мировой войны руководство страны тратило значительное время и ресурсы на сотни решений, относящихся к сфере культуры. В том же году фильм Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецких войск под Москвой» получил «Оскар», и таких примеров известно множество.
По мнению эксперта, на госзаказ надо смотреть шире – не только как на заказ конкретного фильма с конкретным списком тем: никогда нельзя заранее определить, как именно фильм необходимо сделать, чтобы он сработал. И большой бюджет не является гарантией выполнения государственной задачи.
Самое главное, что необходимо от государства – комплексный подход ко всей культуре.
– И в Российской империи и в СССР было четкое понимание, что культура определяет темпы развития общества, его благосостояния. На нее не жалели времени и внимания. Сейчас же комплексного подхода к вопросам, связанным с культурой, нет – а без этого не будет ни единой культурной политики, ни экспертизы, ни точных критериев госзаказа в сфере культуры – отметил спикер.
Евгений Сафронов напомнил присутствующим, что решение принять закон о культуре было озвучено на самом высоком уровне еще в 2017 году, но текст до сих пор не составлен, и подвешенными остаются многие методологические вопросы. По данным исследования «Культура и культурные индустрии в РФ – 2021», сейчас в стране регулирует сферу культуры семь ведомств, каждое из которых работает по собственным регламентам и со своими госзаказами. Координации между этими ведомствами нет, общей статистики и терминологии также нет.
В завершение спикер представил данные из исследования, показывающие, что российские фильмы в прокате привлекают значительную долю публики – несравнимо более высокую, чем можно было ожидать, сопоставляя производственные бюджеты. Это показывает большой потенциал отечественного кинематографа и внушает надежду на его светлое будущее.
Общий известный бюджет фильмов в российском прокате, 2021
(руб., расчет с использованием средневзвешенных курсов)
Источники: ЕАИС, InterMedia
Средний бюджет одного фильма в российском прокате, 2021
(руб., расчет с использованием средневзвешенных курсов)
Источники: ЕАИС, InterMedia
Общее количество релизов в кинотеатральном прокате РФ, 2021 г.
Источники: ЕАИС, InterMedia
Сборы в кинотеатральном прокате РФ, 2021 г.
Источники: ЕАИС, InterMedia
Представитель Омской области при Правительстве РФ Николай Новиков рассказал, что его регион крайне заинтересован в том, чтобы в прокате появлялось больше фильмов, помогающих молодым людям с профориентацией. По его мнению, в стране ощущается кадровый провал в среднем инженерном звене, в нефтяном и газовом промысле. На Ямале и Таймыре реализуются масштабные проекты, но это никак не репрезентуется в кино.
– Мы строим завод. Период планирования – года два. Потом еще года три строим. За пять лет силами киноиндустрии можно было бы сподвигнуть молодежь пойти в те или иные техникумы и вузы, которые помогут укомплектовать завод. Это дешевле, чем «пылесосить» кадры по всей стране, – заявил он.
Новиков также похвалил деятельность Фонда поддержки регионального кинематографа. По его оценке, в регионах есть немало людей, которые хотели бы делать кино, и зрителей, которые хотели бы его видеть.
Генеральный директор АНО «Институт развития интернета» Алексей Гореславский рассказал, что подобные мероприятия уже зарождаются. Совместно с АНО «Национальные приоритеты» 29 августа состоялась встреча, в рамках которой молодые ученые из разных областей показывали кинопродюсерам подробности своей работы.
– Когда ты в красках видишь этих людей – то хоть их самих снимай. Даже актеры не нужны. Делай документалку, делай кино. Мы только за вчерашний вечер были завалены идеями от продюсерских компаний. Пройдет две-три недели – и они начнут работать над сценарными заявками, вдохновленными этой встречей, – уверен он.
По мнению Алексея Гореславского, в дальнейшем также будут нужны творческие встречи, поездки, туры в академгородки, в которых многое изменилось, на заводы и в университеты – то есть в те места, куда кинематографисты обычно не ездят.
Спикер напомнил, что в 2022 году ИРИ распределяет 15 млрд рублей в рамках двух конкурсов на контент для интернета. Хотя во главе угла стоит соответствие проектов заявленным темам, сформулированы они достаточно свободно, чтобы у творцов оставалось пространство для развития идей.
Директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин рассказал, что с помощью опросов реально выявить топ-5 российских актеров и режиссеров, на которых зритель точно пошел бы в кино, но на этом практическое применение исследований общественного мнения заканчивается.
– Создавать контент, идя на поводу у общественного мнения, – это опасно. Кино – это то искусство, которое должно развивать и подтягивать. Если мы залезем в интернет, то быстро обнаружим, какая именно отрасль киноиндустрии находится в топе и составляет половину контента всего интернета (спикер имеет в виду порнографию, – прим. ред.). С этой точки зрения социальный запрос – штука опасная, – уверен он.
С точки зрения Кирилла Родина, в фильмы необходимо «упаковывать» какие-то ценности. Например, сейчас, по данным опросов, одним из ключевых запросов в обществе является запрос на справедливость. Причем речь идет и о справедливости перед законом, и о равенстве возможностей.
По мнению эксперта, госзаказ должен стать конвейером, который выполняет определенные задачи. При этом должно работать такое социальное проектирование, когда государство анализирует актуальные ценности до того, как заказывать фильмы.
Заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа Дмитрий Якунин отметил, что помимо экспертизы государства важна также и экспертиза того, кто снимает, его понимание темы. По словам спикера, почти все отечественные фильмы 2022 года, попавшие в топ, – это импакт-контент (т.е. медийный продукт, который способен вызывать позитивные изменения в сознании людей) – «Мистер нокаут», «Одна», «Артек: Большое путешествие».
– Зритель соскучился по такому назидательному контенту, вызывающему лучшие эмоции. Он сам дозрел до того, что такое кино должно сниматься, – считает он.
Отдельно Дмитрий Якунин подчеркнул, что понимает скепсис, который есть у кинематографического сообщества в отношении некоторых тем, которые не выглядят массовыми. К примеру, это фильмы о якутских оленеводах, людях разных профессий или развитии индустрий в регионах. Однако в Фонд поддержки регионального кинематографа периодически поступают подобные проекты, вполне проработанные, и они получают поддержку.
Заместитель руководителя Россотрудничества Дмитрий Поликанов напомнил также про необходимость «постподдержки» киноиндустрии. Такая система ранее уже существовала в Московской области – кинематографистам выдавали не только субсидии, но и премии, если кино прошло проверку зрителем, собрало большую аудиторию и продвинуло правильные ценности.
– Таким образом у частных продюсеров появляется стимул вкладываться, поскольку есть понимание, что деньги отобьются за счет государства. Если мы переживаем о том, что на предварительном этапе все оценки – вкусовщина, и мы не можем спрогнозировать, какое кино выстрелит, то можно подумать как раз про механизмы такой «постподдержки», – заявил он.
Также Дмитрий Поликанов отметил, что очень важно ориентироваться на то, что хочет видеть зритель, потому что продвижение ценностей должно происходить именно через массовое кино. Вдобавок, Россотрудничество готово продвигать российские картины и в других странах, вывозить туда творческие группы. Сейчас это тоже происходит, но не очень оперативно – часто возникают проблемы с передачей прав на фильм, когда его пытаются показать где-то за рубежом на некоммерческих условиях. По мнению спикера, если в другой стране готовы показать российское кино, то ради этого в пропагандистских целях можно и «наступить на горло коммерческой песне». Главное – чтобы фильм увидели.
Сценарист, куратор программы «Шоураннер» Московской школы кино Ася Гусева рассказала об инициативе создания Ассоциации региональных киношкол, поддержанной Союзом кинематографистов России. Начинающих кинематографистов планируется обучать драматургической работе с социальной тематикой, которая отвечает принципам государственного заказа в кинематографе.
– Иногда у киношкол в регионах есть деньги и техника, но они не знают, что с этим делать. У других – много идей, но они не знают, с кем поговорить, чтобы снимать кино. Можно объединить эти киношколы в ассоциацию, у которой будет единая образовательная система и опытные педагоги. Обучение будет практическим – через конкурсы заявок и киноакселераторы, на которых сценарии будут дорабатываться с кураторами и потом представляться на питчингах, – пояснила она.
По мнению спикера, Ассоциация не только увеличит количество специалистов креативных индустрий, но и оживит региональное кинопроизводство. Кроме того, жители регионов лучше понимают, какое кино им нужно.
Участники круглого стола обсудили резолюцию о кризисной ситуации в киноиндустрии и необходимости инициировать разработку Концепции государственного заказа в кинематографе, попросив Союз кинематографистов России представить в Администрацию Президента и Министерство культуры РФ следующие предложения:
1. Положить в основу Концепции государственного заказа в кинематографе тезисы Президента России:
– национальная идея России заключается в патриотизме, который должен быть не квасным, а направленным на развитие страны;
– необходимо объединить общество для достижения созидательных целей;
– российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.
2. Рекомендовать проводить конкурсы заявок на создание сценариев для господдержки по тематическим слотам, связанным с социальными задачами государства.
3. Разработку сценариев по победившим заявкам проводить в рамках сценарных лабораторий (киноакселераторов) в целях обеспечения высокого качества драматургического материала и его соответствия принципам госзаказа.
4. Сделать государство как инвестора обладателем авторских прав на сценарии, передающим их на конкурсной основе отобранным производящим компаниям — на условиях творческого и финансового контроля.
5. Предусмотреть денежную компенсацию правообладателям за право некоммерческого проката отечественных фильмов за рубежом в рамках мероприятий Россотрудничества.
Резолюция направлена Первому заместителю Председателя Союза кинематографистов РФ Ларисе Солоницыной. После юридической экспертизы эти предложения будут обсуждаться на пленуме Правления Союза кинематографистов России. Итоговый документ будет представлен в органы государственной власти. Деятели киноиндустрии рассчитывают, что их инициативы помогут усовершенствовать законодательство в интересах развития отечественного кинематографа.
Павел Соломатин, InterMedia
Бейонсе, Крис Браун и фильм «Батальон 6888» получили NAACP Image Awards

56-я церемония вручения NAACP Image Awards состоялась 22 февраля 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что это американская премия, созданная и вручаемая Национальной ассоциацией содействия прогрессу цветного населения за достижения в сферах кино, телевидения, театра, музыки и литературы. Часть победителей была объявлена 18 и 19 числа, но главные премии вручили на финальном вечере в Pasadena Civic Center.
Фильмом года стала военная драма «Батальон 6888», всего получившая четыре награды: за главную роль Керри Вашингтон, актерский дебют Эбони Обсидиан и актерский ансамбль. Артистом года признана Кеке Палмер, за актерские работы в различных проектах отмечены Мартин Лоуренс («Плохие парни до конца»), Дэймон Уайанс («Дом папаши»), Кинта Брансон («Начальная школа «Эббот»), Майкл Рейни-младший («Власть в ночном городе. Книга вторая: Призрак»), Куин Латифа («Уравнитель»), Малкольм Вашингтон («Урок фортепиано»). Лучшим иностранным фильмом стала «Эмилия Перес», анимационным – «Головоломка 2».
В музыкальных номинациях двумя наградами отмечена Бейонсе – как лучшая певица и за альбом года «Cowboy Carter». Примечательно, что дочь артистки Блю Айви Картер также получила приз в номинации «лучшая озвучка» за роль юного львенка в мультфильме «Муфаса: Король Лев». Две награды достались Крису Брауну (лучший певец и лучшая песня «Hmmm»), еще две – госпел-певице Тамеле Манн. Лучшим новым артистом стала рэперша Doechii, за лучший джазовый альбом «Portrait» премию вручили Самаре Джой, за лучший саундтрек – сериалу «Аколит», а Кендрик Ламар награжден за свой хит «Not Like Us».
Бывший вице-президент США и кандидат в президенты на последних выборах Камала Харрис получила специальную Премию основателей BET Media Group, а комик и телеведущий Дэйв Шаппель - Президентскую премию.
«Анора» и «Оленёнок» стали триумфаторами премии «Независимый дух»

40-я церемония вручение премии «Независимый дух» (Independent Spirit Awards) состоялась 22 февраля 2024 года на пляже в Санта-Монике. Триумфатором в кинономинациях стала «Анора», получившая главную награду «лучший фильм», а также еще две - «лучшая главная роль» (Майки Мэдисон) и «лучший режиссер» (Шон Бэйкер).
Киран Калкин вновь обошел Юру Борисова, получив приз «лучшая роль второго плана» в фильме «Настоящая боль». Картина была также отмечена за лучший оригинальный сценарий Джесси Айзенберга. За актерский дебют награждена Мейси Стелла («Моя старая задница»).
Лучшим международным фильмом стал анимационный «Поток», лучшим дебютным – «Младший брат» (его режиссер Шон Ван также получил награду за лучший дебютный сценарий), лучший документальным – «Нет другой земли», за операторскую работу отмечены «Мальчишки из «Никеля», за монтаж – «5 сентября». Специальной наградой Джона Кассаветиса (за лучший фильм с бюджетом менее 1 миллиарда долларов) отмечена индийская картина «Девочки есть девочки», а специальной наградой Роберта Альтмана (за лучший актерский ансамбль) – фильм «Его три дочери».
В телевизионных номинациях лидировал «Оленёнок», получивший награды за лучшую главную роль Ричарда Гадда, лучшую роль второго планы Навы Мау и лучший дебют Джессики Ганнинг, при этом лучший новым сериалом года был назван «Сёгун», а за лучший актерский ансамбль отмечен сериал «Как умереть в одиночестве».
Сегодня родились Эмили Блант и Дакота Фаннинг

23 февраля2025 года, воскресенье.
«Любэ» поздравит Игоря Матвиенко с юбилеем в Кремле.
Алена Апина поздравит мужчин в клубном формате хитами «Комбинации».
Телепремьера сериала «Ландыши. Такая нежная любовь» состоится на СТС.
День защитника Отечества.
23 года актрисе Эмилии Джонс.
31 год актрисе Дакоте Фаннинг.
33 года актрисе Самаре Уивинг.
42 года актёру Азизу Ансари.
42 года продюсеру Юрию Бардашу.
42 года актрисе Эмили Блант.
44 года актёру Джошу Гаду.
49 лет композитору Лорну Бэлфу.
57 лет исполнителю шансона Сергею Куренкову.
60 лет актрисе Кристин Дэвис.
64 года шоумену группы «АукцЫон» Олегу Гаркуше.
65 лет назад родился лидер группы «Вермишель оркестра» Сергей Щураков (1960-2007).
67 лет певцу Дэвиду Силвиану.
115 лет назад умерла актриса Вера Комиссаржевская (1864-1910).
340 лет назад родился композитор Георг Фридрих Гендель (1685-1759).
24 февраля.
Второй сезон «Телохранителей» покажет ТНТ.
СТС покажет второй сезон «Котострофы».
29 лет актёру Владиславу Тирону.
33 года актрисе Варваре Шмыковой.
36 лет пластическому хирургу Тимуру Хайдарову.
42 года шоумену Александру Гудкову.
42 года актрисе Тоуни Ньюсом.
47 лет фотографу Дмитрию Исхакову.
50 лет актёру Кириллу Кяро.
51 год тренеру по фигурному катанию Этери Тутберидзе.
52 года актёру Робу Моргану.
60 лет барабанщику Александру Воронову.
67 лет актёру Марку Мозесу.
70 лет назад родился основатель корпорации Apple Стив Джобс (1955-2011).
71 год певице Любови Успенской.
78 лет актрисе Елене Соловей.
78 лет саксофонисту Владимиру Чекасину.
86 лет балетмейстеру Джону Ноймайеру.
125 лет назад родился актёр Максим Штраух (1900-1974).
25 февраля.
«Русская филармония» исполнит хиты Стинга и Мадонны.
Премьера «Обезьяны» состоится в «Октябре».
16 лет актёру Владимиру Левченко.
30 лет певцу Султану Лагучеву.
33 года актёру Ивану Жвакину.
48 лет кинопродюсеру Вассиму Беджи.
49 лет актрисе Рашиде Джонс.
52 года певцу Хулио Иглесиасу-младшему.
59 лет актрисе и продюсеру Теа Леони.
65 лет актёру Дугласу Ходжу.
74 года актёру и режиссёру Евгению Герасимову.
75 лет кинорежиссёру Нилу Джордану.
88 лет актёру Тому Кортни.
15 лет назад умер актёр Владислав Галкин (1971-2010).
33 года назад погиб композитор Виктор Резников (1952-1992).
45 лет назад родилась актриса Наталья Юнникова (1980-2017).
66 лет назад родился кинорежиссёр Алексей Балабанов (1959-2013).
82 года назад родился участник группы Beatles Джордж Харрисон (1943-2001).