На ММКФ обсудили необходимость госзаказа в кино и составили обращение в Минкультуры РФ и Администрацию президента

Круглый стол «Госзаказ в кино: культурная мобилизация» состоялся 30 августа 2022 года в Центральном доме кинематографистов. Событие было организовано Союзом кинематографистов РФ и стало частью Московского международного кинофестиваля, проходившего в столице с 26 августа по 2 сентября.
Модератором дискуссии выступил президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов РФ Алексей Алешковский (на фото). Он напомнил присутствующим, что на открытии Российской креативной недели, которое состоялось месяцем ранее, руководитель Управления президента Российской Федерации по общественным проектам Сергей Новиков акцентировал внимание на острой нехватке российского контента в сфере кино, а его заместитель Александр Журавский призвал снимать «умное социальное кино».
– Мы с коллегами очень много обсуждали, как это сделать и что для этого нужно. Мы сошлись на одном – нашей индустрии необходим госзаказ и понимание того, что государство и общество могут получить от кинематографа, – заявил Алексей Алешковский.
Основатель и генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов рассказал про недавно проведенное его компанией исследование социальных эффектов в кино. По оценке спикера, зачастую фильмы, которые оказывают наиболее заметное влияние на общество, не бывают массовыми. В то же время массовое кино решает задачи смотрибельности, но упускает ценностные аспекты.
– Запрос на кино, которое меняет человека и мотивирует его на какие-то действия, существует. Когда мы спрашивали респондентов, в чем, по их мнению, заключается смысл кинематографа – в развлечении или изменении общества, – то мы увидели, что второй вариант ответа доминирует, у него 59%, – рассказал спикер.
По мнению Алексея Фирсова, при финансировании фильмов государство должно проводить социологический анализ, чтобы лучше понимать потребности общества.
Редактор гуманитарного блока «Российской газеты» Сусанна Альперина заявила, что с точки зрения госзаказа Россия оказалась в плену у собственной системы.
– С одной стороны, госзаказ – это неплохо, если все сделано талантливо. К тому же мы прекрасно знаем, что кино, сделанное не по госзаказу, вполне может не быть талантливым. Это всегда именно вопрос таланта и высказывания творца. Фильмы, сделанные по госзаказу, могут опережать свое время, – заявила она.
По мнению Сусанны Альпериной, государство верно поступает, повышая объем денег, выделяемых на кино, но плохо то, что при этом не существует четких критериев оценки качества, результата. В отчетности ключевой акцент делается на том, что фильм в принципе вышел в прокат.
– Мы смотрим кино, которое словно рапортует: «Да, мы получили деньги, кино сняли, оно вышло в прокат, на телевидении и на видеосервисе. Мы вашу госзадачу выполнили». А то, что это смотреть невозможно – с этим что делать? Ясно только, что худсоветы – пагубная практика, потому что она порождает конфликты и войны интересов, – уточнила она.
По оценке Сусанны Альпериной, некоторые фильмы снимаются только для того, чтобы отбивать бюджеты. Кроме того, в стране явно недостаточно негосударственных организаций и фондов, которые вкладывались бы в кино – только «Кинопрайм». Развитие в этом направлении могло бы поспособствовать тому, что фильмов было бы больше и они были бы разными. Сейчас, когда государство диктует какую-то конкретную патриотическую повестку, на питчингах часто появляются проекты, чьи авторы не претендуют на высокий уровень профессионального мастерства, но зато хорошо знают, какой список тем надо озвучить перед аудиторией, чтобы проект сочли политически актуальным и дали на него денег.
Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов напомнил присутствующим, что в 1943 году ГРУ Генштаба Красной Армии провело специальную операцию, в результате которой в СССР вернулся Александр Вертинский с женой и дочерью Марианной. Даже в разгар мировой войны руководство страны тратило значительное время и ресурсы на сотни решений, относящихся к сфере культуры. В том же году фильм Леонида Варламова и Ильи Копалина «Разгром немецких войск под Москвой» получил «Оскар», и таких примеров известно множество.
По мнению эксперта, на госзаказ надо смотреть шире – не только как на заказ конкретного фильма с конкретным списком тем: никогда нельзя заранее определить, как именно фильм необходимо сделать, чтобы он сработал. И большой бюджет не является гарантией выполнения государственной задачи.
Самое главное, что необходимо от государства – комплексный подход ко всей культуре.
– И в Российской империи и в СССР было четкое понимание, что культура определяет темпы развития общества, его благосостояния. На нее не жалели времени и внимания. Сейчас же комплексного подхода к вопросам, связанным с культурой, нет – а без этого не будет ни единой культурной политики, ни экспертизы, ни точных критериев госзаказа в сфере культуры – отметил спикер.
Евгений Сафронов напомнил присутствующим, что решение принять закон о культуре было озвучено на самом высоком уровне еще в 2017 году, но текст до сих пор не составлен, и подвешенными остаются многие методологические вопросы. По данным исследования «Культура и культурные индустрии в РФ – 2021», сейчас в стране регулирует сферу культуры семь ведомств, каждое из которых работает по собственным регламентам и со своими госзаказами. Координации между этими ведомствами нет, общей статистики и терминологии также нет.
В завершение спикер представил данные из исследования, показывающие, что российские фильмы в прокате привлекают значительную долю публики – несравнимо более высокую, чем можно было ожидать, сопоставляя производственные бюджеты. Это показывает большой потенциал отечественного кинематографа и внушает надежду на его светлое будущее.
Общий известный бюджет фильмов в российском прокате, 2021
(руб., расчет с использованием средневзвешенных курсов)
Источники: ЕАИС, InterMedia
Средний бюджет одного фильма в российском прокате, 2021
(руб., расчет с использованием средневзвешенных курсов)
Источники: ЕАИС, InterMedia
Общее количество релизов в кинотеатральном прокате РФ, 2021 г.
Источники: ЕАИС, InterMedia
Сборы в кинотеатральном прокате РФ, 2021 г.
Источники: ЕАИС, InterMedia
Представитель Омской области при Правительстве РФ Николай Новиков рассказал, что его регион крайне заинтересован в том, чтобы в прокате появлялось больше фильмов, помогающих молодым людям с профориентацией. По его мнению, в стране ощущается кадровый провал в среднем инженерном звене, в нефтяном и газовом промысле. На Ямале и Таймыре реализуются масштабные проекты, но это никак не репрезентуется в кино.
– Мы строим завод. Период планирования – года два. Потом еще года три строим. За пять лет силами киноиндустрии можно было бы сподвигнуть молодежь пойти в те или иные техникумы и вузы, которые помогут укомплектовать завод. Это дешевле, чем «пылесосить» кадры по всей стране, – заявил он.
Новиков также похвалил деятельность Фонда поддержки регионального кинематографа. По его оценке, в регионах есть немало людей, которые хотели бы делать кино, и зрителей, которые хотели бы его видеть.
Генеральный директор АНО «Институт развития интернета» Алексей Гореславский рассказал, что подобные мероприятия уже зарождаются. Совместно с АНО «Национальные приоритеты» 29 августа состоялась встреча, в рамках которой молодые ученые из разных областей показывали кинопродюсерам подробности своей работы.
– Когда ты в красках видишь этих людей – то хоть их самих снимай. Даже актеры не нужны. Делай документалку, делай кино. Мы только за вчерашний вечер были завалены идеями от продюсерских компаний. Пройдет две-три недели – и они начнут работать над сценарными заявками, вдохновленными этой встречей, – уверен он.
По мнению Алексея Гореславского, в дальнейшем также будут нужны творческие встречи, поездки, туры в академгородки, в которых многое изменилось, на заводы и в университеты – то есть в те места, куда кинематографисты обычно не ездят.
Спикер напомнил, что в 2022 году ИРИ распределяет 15 млрд рублей в рамках двух конкурсов на контент для интернета. Хотя во главе угла стоит соответствие проектов заявленным темам, сформулированы они достаточно свободно, чтобы у творцов оставалось пространство для развития идей.
Директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилл Родин рассказал, что с помощью опросов реально выявить топ-5 российских актеров и режиссеров, на которых зритель точно пошел бы в кино, но на этом практическое применение исследований общественного мнения заканчивается.
– Создавать контент, идя на поводу у общественного мнения, – это опасно. Кино – это то искусство, которое должно развивать и подтягивать. Если мы залезем в интернет, то быстро обнаружим, какая именно отрасль киноиндустрии находится в топе и составляет половину контента всего интернета (спикер имеет в виду порнографию, – прим. ред.). С этой точки зрения социальный запрос – штука опасная, – уверен он.
С точки зрения Кирилла Родина, в фильмы необходимо «упаковывать» какие-то ценности. Например, сейчас, по данным опросов, одним из ключевых запросов в обществе является запрос на справедливость. Причем речь идет и о справедливости перед законом, и о равенстве возможностей.
По мнению эксперта, госзаказ должен стать конвейером, который выполняет определенные задачи. При этом должно работать такое социальное проектирование, когда государство анализирует актуальные ценности до того, как заказывать фильмы.
Заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа Дмитрий Якунин отметил, что помимо экспертизы государства важна также и экспертиза того, кто снимает, его понимание темы. По словам спикера, почти все отечественные фильмы 2022 года, попавшие в топ, – это импакт-контент (т.е. медийный продукт, который способен вызывать позитивные изменения в сознании людей) – «Мистер нокаут», «Одна», «Артек: Большое путешествие».
– Зритель соскучился по такому назидательному контенту, вызывающему лучшие эмоции. Он сам дозрел до того, что такое кино должно сниматься, – считает он.
Отдельно Дмитрий Якунин подчеркнул, что понимает скепсис, который есть у кинематографического сообщества в отношении некоторых тем, которые не выглядят массовыми. К примеру, это фильмы о якутских оленеводах, людях разных профессий или развитии индустрий в регионах. Однако в Фонд поддержки регионального кинематографа периодически поступают подобные проекты, вполне проработанные, и они получают поддержку.
Заместитель руководителя Россотрудничества Дмитрий Поликанов напомнил также про необходимость «постподдержки» киноиндустрии. Такая система ранее уже существовала в Московской области – кинематографистам выдавали не только субсидии, но и премии, если кино прошло проверку зрителем, собрало большую аудиторию и продвинуло правильные ценности.
– Таким образом у частных продюсеров появляется стимул вкладываться, поскольку есть понимание, что деньги отобьются за счет государства. Если мы переживаем о том, что на предварительном этапе все оценки – вкусовщина, и мы не можем спрогнозировать, какое кино выстрелит, то можно подумать как раз про механизмы такой «постподдержки», – заявил он.
Также Дмитрий Поликанов отметил, что очень важно ориентироваться на то, что хочет видеть зритель, потому что продвижение ценностей должно происходить именно через массовое кино. Вдобавок, Россотрудничество готово продвигать российские картины и в других странах, вывозить туда творческие группы. Сейчас это тоже происходит, но не очень оперативно – часто возникают проблемы с передачей прав на фильм, когда его пытаются показать где-то за рубежом на некоммерческих условиях. По мнению спикера, если в другой стране готовы показать российское кино, то ради этого в пропагандистских целях можно и «наступить на горло коммерческой песне». Главное – чтобы фильм увидели.
Сценарист, куратор программы «Шоураннер» Московской школы кино Ася Гусева рассказала об инициативе создания Ассоциации региональных киношкол, поддержанной Союзом кинематографистов России. Начинающих кинематографистов планируется обучать драматургической работе с социальной тематикой, которая отвечает принципам государственного заказа в кинематографе.
– Иногда у киношкол в регионах есть деньги и техника, но они не знают, что с этим делать. У других – много идей, но они не знают, с кем поговорить, чтобы снимать кино. Можно объединить эти киношколы в ассоциацию, у которой будет единая образовательная система и опытные педагоги. Обучение будет практическим – через конкурсы заявок и киноакселераторы, на которых сценарии будут дорабатываться с кураторами и потом представляться на питчингах, – пояснила она.
По мнению спикера, Ассоциация не только увеличит количество специалистов креативных индустрий, но и оживит региональное кинопроизводство. Кроме того, жители регионов лучше понимают, какое кино им нужно.
Участники круглого стола обсудили резолюцию о кризисной ситуации в киноиндустрии и необходимости инициировать разработку Концепции государственного заказа в кинематографе, попросив Союз кинематографистов России представить в Администрацию Президента и Министерство культуры РФ следующие предложения:
1. Положить в основу Концепции государственного заказа в кинематографе тезисы Президента России:
– национальная идея России заключается в патриотизме, который должен быть не квасным, а направленным на развитие страны;
– необходимо объединить общество для достижения созидательных целей;
– российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.
2. Рекомендовать проводить конкурсы заявок на создание сценариев для господдержки по тематическим слотам, связанным с социальными задачами государства.
3. Разработку сценариев по победившим заявкам проводить в рамках сценарных лабораторий (киноакселераторов) в целях обеспечения высокого качества драматургического материала и его соответствия принципам госзаказа.
4. Сделать государство как инвестора обладателем авторских прав на сценарии, передающим их на конкурсной основе отобранным производящим компаниям — на условиях творческого и финансового контроля.
5. Предусмотреть денежную компенсацию правообладателям за право некоммерческого проката отечественных фильмов за рубежом в рамках мероприятий Россотрудничества.
Резолюция направлена Первому заместителю Председателя Союза кинематографистов РФ Ларисе Солоницыной. После юридической экспертизы эти предложения будут обсуждаться на пленуме Правления Союза кинематографистов России. Итоговый документ будет представлен в органы государственной власти. Деятели киноиндустрии рассчитывают, что их инициативы помогут усовершенствовать законодательство в интересах развития отечественного кинематографа.
Павел Соломатин, InterMedia
Марина Александрова, Андрей Мерзликин и Виктор Добронравов снимаются во втором сезоне «Художника»

Съемки второго сезона сериала «Художник» стартовали в Москве в марте 2025 года. Главные роли в многосерийном детективе вновь исполнят Виктор Добронравов, Марина Александрова, Андрей Мерзликин, Кирилл Зайцев, Сергей Газаров, к актерскому составу присоединятся Олег Фомин, Константин Лавроненко, Соня Присс и Фёдор Лавров. Режиссером выступит Тимур Алпатов. Проект создается компанией «ВайТ Медиа» для телеканала «Россия».
Действие происходит летом 1946 года. Мир еще помнит ужасы войны, но между бывшими союзниками, СССР и США, уже разворачивается новое противостояние, в центре которого – создание ядерного оружия. В Москве происходит череда дерзких ограблений, истинная цель которых – служить прикрытием для срыва советского атомного проекта вражескими агентами. Следователь Рудаков (Добронравов) разыскивает таинственного «Ювеля», руководителя шпионской сети. Каждый шаг расследования подталкивает его к неутешительному выводу: даже в его ближайшем окружении может оказаться кто-то, кого завербовал враг. Тем временем Люся (Александрова) пытается начать честную жизнь с состоятельным мужем-застройщиком, оставив криминальное прошлое позади. Но когда ее новый мир рушится, она вынуждена вернуться к Ливеру (Мерзликин) и снова погрузиться в преступный мир, где ей придется бороться за свое будущее. Каждому герою предстоит столкнуться с выбором, который определит не только его личную судьбу, но и, возможно, судьбу всей страны.
- "Художник» стал самой яркой сериальной телепремьерой 2022 года и завоевал любовь миллионов зрителей, - говорит генеральный продюсер «ВайТ Медиа» Юлия Сумачёва, - Вопрос о продолжении проекта встал почти сразу после финала сезона, но, конечно, были сомнения: большинство главных героев в первом сезоне сериала погибли, да и повторить собственный успех зачастую сложно... Но мы искренне верили в то, что проект нужно обязательно продолжить, и начали работать над идеей и новыми сюжетными линиями. Во втором сезоне зрителя ждут новые интриги, противостояния и преступления, и в центре всей этой запутанной истории – послевоенная Москва. Звездный актерский состав значительно расширился: к полюбившимся героям присоединятся новые. Все тайны раскрывать рано, скажу только, что это фантастический каст и проект будет невероятным!
Съемки пройдут в Москве и Костроме. Телепремьера состоится в эфире канала «Россия».
У сериала «Идеальная пара» будет второй сезон без Николь Кидман и Лива Шрайбера

Сериал «Идеальная пара» продлен на второй сезон и станет антологией. Об этом сообщает Variety со ссылкой на источники в видеосервисе, хотя официального объявления пока не было. Как и первый сезон, продолжение будет основано на книге автора бестселлеров Элин Хильдербранд. Роман, вышедший в 2024 году, называется «Лебединая песня», и действие его тоже происходит в Нантакете.
«ИнтерМедиа» напоминает, что первый сезон рассказывал о свадьбе в большом и богатом семействе Уинбери; накануне торжества происходит убийство, и все члены семьи и гости становятся подозреваемыми. Главные роли в сериале сыграли Николь Кидман, Лив Шрайбер, Дакота Фаннинг, Мэган Фэйхи, Ив Хьюсон, Джейк Рейнор, Билли Хоул, Ишан Кхаттар, а также снялись Сэм Нивола, Миа Айзек, Донна Линн Чамплин, Изабель Аджани, Ник Сирси, Дендри Тейлор, Майкл Макгрэйди и другие, а режиссером и продюсером выступила Сюзанна Бир. Премьера «Идеальной пары» состоялась на Netflix в сентябре 2024 года, и сериал получил высокие оценки зрителей и критиков.
В «Лебединой песне» таинственные Ричардсоны покупают летний дом в Нантакете стоимостью 22 миллиона долларов, где устраивают роскошные вечеринки, флиртуют с несколькими местными жителями, выставляют напоказ свое богатство не одной, а двумя яхтами и вселяют невозможные надежды во всех, кого встречают. Когда их дом сгорает дотла, а их самый важный сотрудник пропадает, весь остров впадает в ярость. Лесли и Билл Ричардсоны являются духовными преемниками Грир (Кидман) и Тэга (Лив Шрайбер) Уинбери из первого сезона.
В новом сезоне будет новый сценарист и шоураннер Джоанна Кало («Медведь»), а большая часть команды исполнительных продюсеров вернется, включая Кидман, Бир, Гейл Берман, Шона Леви, Пера Саари и Хенда Багдади. Из героев первого сезона, вероятно, появится местный полицейский Дэн Картер (Майкл Бич), который будет расследовать новое дело.
Тайка Вайтити и Эллен Берстин отправятся в необычное путешествие в фильме «Место для жизни» Корнеля Мундруцо

Тайка Вайтити («Реальные упыри», «Кролик Джоджо») и Эллен Бёрстин («Реквием по мечте», «Диван для мамы») исполнят главные роли в фильме «Место для жизни» (Place to Be) режиссера Корнеля Мундруцо («Белый бог», «Эволюция»). Как сообщает Deadline, сценарий драмы Корнель написал вместе со своим постоянным соавтором и женой Катой Вебер. Эллен ранее снималась в фильме Мцндруцо «Фрагменты женщины»
Фильм расскажет о необычной дружбе пожилой женщины (Берстин) и мужчины средних лет (Вайтити), которые путешествуют из Чикаго в Нью-Йорк, чтобы вернуть домой потерянного гоночного голубя. Съемки фильма начнутся в марте 2025 года на Disney Studios Australia в Сиднее.
- Меня всегда интересовала истинная природа совпадений, - говорит Мундруцо. - То, как определенные непредвиденные встречи могут обернуться для нас судьбоносными событиями… У меня было огромное желание снять легендарную Эллен Берстин в главной роли, не только потому, что я восхищаюсь ее удивительным талантом, но и потому, что наконец-то пришло время отдать дань уважения женщинам старшего возраста на экране.
- Это не похоже ни на одну из ролей, которые я когда-либо играл, - признается Вайтити. - Все мы просто проходим этот странный путь взросления и по ходу дела выясняем, кто мы, черт возьми, такие, поэтому, когда я прочитал сценарий, я был глубоко тронут словами Каты и видением Корнеля. Я рос в Новой Зеландии, и там были только я и моя мама — этот крошечный динамичный дуэт против всего мира. Когда появилась эта роль, я подумал: «О, боже, это как будто я и мама снова вместе, только мы оба за одну ночь постарели на несколько десятилетий, и Эллен становится Тельмой для моей Луизы». Хотя я до сих пор не совсем уверен, кто из нас съедет со скалы в этом сценарии.