Рецензия на четвёртый сезон сериала «Дом с прислугой»: Секта свидетелей Шьямалана

Оценка: 7 из 10
Мистический сериал «Дом с прислугой» завершился после четырёх сезонов на стриминговом сервисеApple TV+ 17 марта 2023 года. Режиссёры: М. Найт Шьямалан, Ишана Шьямалан, Нимрод Антал, Жюлия Дюкорно и другие. В ролях: Лорен Эмброуз, Тоби Кеббелл, Нелл Тайгер Фри, Руперт Гринт и другие.
На Apple TV+ после четырёх лет игры со зрителем в «верю/не верю» завершился сериал «Дом с прислугой». За четыре сезона шоу Тони Басгэллопа и М. Найта Шьямалана оставалось верным своей концепции: все события (за редкими и мимолётными исключениями) происходили в роскошном старинном доме на задворках Филадельфии и с участием четырёх главных действующих лиц – мужа, жены, её брата и няни. Камерность локации и ограниченное число персонажей, как когда-то уже доказал Даррен Аронофски в «маме!», не помешали сериалу достичь размаха библейской притчи о противостоянии добра и зла, веры и неверия, банального и необъяснимого.
Само собой, в этом тексте мы рассмотрим не только финальный сезон, но и весь сериал целиком, поэтому спойлеры будут в больших количествах. Хотя какие могут быть спойлеры, если вы, скорее всего, читаете это уже после просмотра последнего эпизода, иначе зачем ещё вам это нужно?
Первый эпизод первого сезона закончился на таком сюжетном повороте, природа которого оставалась загадкой на протяжении всех оставшихся серий сериала. В богатой привилегированной семье успешной ведущей новостей Дороти (Лорен Эмброуз) и знаменитого на всю страшу шеф-повара Шона Тёрнера (Тоби Кеббелл) произошла трагедия. Скончался их новорождённый младенец Джерико. Как выяснится позже, не совсем скончался – это Дороти его убила, забыв на целые сутки на заднем сидении закрытого автомобиля. Смерть сына сильно травмировала Дороти, из-за чего психолог порекомендовал обзавестись реалистичной куклой, чтобы смягчить процесс смирения с утратой.
Муж, тем временем, всячески поддерживает психически нестабильную жену и даже соглашается нанять для искусственного ребёнка няню. Когда на пороге дома Тёрнеров появляется юная и скромная девушка Лиенн (Нелл Тайгер Фри), происходит чудо – кукла внезапно превращается в настоящего ребёнка. Дороти, и до этого считавшая, что нянчит живого Джерико, продолжает вести себя как прежде, а вот Шон и знающий о трагедии брат Дороти Джулиан (Руперт Гринт) знатно шокированы. Оставшиеся серии сезона герои пытались понять, кто из них сходит с ума, и откуда, чёрт возьми, взялся этот ребёнок. Ровно до тех пор, пока Лиенн не покинула дом, после чего Джерико снова превратился в куклу.
Финал первого сезона повесил в воздухе главный вопрос всего шоу – всё это дело рук каких-то сверхъестественных сил или же няня просто умеет искусно манипулировать, незаметно подменяя живое дитя на куклу? Второй сезон ввёл ещё один важный подсюжет – религиозную секту, из которой пришла Лиенн. Шьямалан эту тему очень любит – «Таинственный лес» во многом предвосхитил «Дом с прислугой», а сериал в свою очередь вдохновил режиссёра на создание «Стука в хижине» (который, к сожалению, для смотревших шоу покажется жутко вторичным). Дороти теперь уверена, что кукла есть кукла, а её ребёнка украла жуткая няня. Шон и Джулиан, так и не поверившие в возрождение Джерико, пытаются усидеть на двух стульях – и помочь разъярённой Дороти найти Лиенн, и избежать внимания общественности, ведь все вокруг видели, как прошлым летом из дома выносили труп младенца.
Под конец сезона Лиенн вернулась в дом Тёрнеров в надежде стать частью их семьи, ведь она окончательно оборвала все контакты с сектой. Кукла снова стала ребёнком. В третьем сезоне члены секты начали активно стараться вернуть Лиенн, а затем и убить её, поскольку они начали полагать, что её силы заметно возросли. Попутно нам показывают, как дом медленно обрастает трещинами, а вокруг него сходятся толпы бездомных – как выясняется, это бывшие сектанты, которые вдохновились смелостью Лиенн и увидели в ней своего пророка. Внезапно шоу переросло в историю становления новой религии – фанатичной, радикальной, но основанной вроде как на благих намерениях. Попутно к христианскому Богу обратился в прошлом атеист Шон.
Отношение атеистов, скептиков и верующих лежит в основе «Дома с прислугой». Сериал до конца так и не склоняется в чью-либо сторону (в отличие от разжёвывающего до самых мелочей «Стука в хижине»), а в четвёртом сезоне уже откровенно глумится над зрителем, заканчивая буквально каждую попытку что-то объяснить моментом в стиле «но есть один нюанс». Например, в седьмой серии нам наконец по полочкам раскладывают события предыдущих сезонов, доказывая, что всё сверхъестественное на самом деле очень просто объяснить, и никакой магией там даже не пахнет. Но финальной сценой эпизода снова заставляют серьёзно задуматься в правдивости всего, что мы сейчас услышали.
В итоге всё действительно упирается в вопрос веры. Вы либо слепо верите в божественную силу, в упомянутые в святых писаниях чудеса, либо ставите их под вопрос и полагаетесь исключительно на самих себя. Финал сериала тоже даёт мало ответов, что многих сильно разозлит, но такова природа Шьямалана: он любит недосказанность, хотя подаёт её зачастую настолько неумело, что она похожа на сценарные дыры. Четвёртый сезон, хоть и уступая предыдущему, шёл достаточно ровно навстречу буквальному апокалипсису – разверзлась земля, огнём от молний озарилось небо, проливным дождём в перспективе замаячил мотив всемирного потопа. При этом на фоне глобальных событий фокус – на одной лишь Дороти и её осознании совершенного греха до событий первого сезона. Есть что-то гениальное в том, как сериал достиг наивысшей точки своей эпичности, чтобы в конце резко пикировать вниз до приватной терапевтической сессии, подчёркивающей важность принятия травмы, смирения и готовности с ней работать.
Но давайте не забывать, что «Дом с прислугой» — это в первую очередь жанровое произведение, цель которого напугать, заинтриговать и даже развлечь зрителя. В этом плане финал скорее разочаровывает: он резкий, как падение внутрь прогоревшего дома, зачем-то даёт лишние намёки на продолжение, которого никогда не будет, вместо того, чтобы закрыть хотя бы парочку незначительных сюжетных линий. Вряд ли бы сильно пошатнулась идея создателей показать двойственность человеческого мировоззрения, если бы они, например, сняли завесу тайны с детства Лиенн или чуть более убедительно пояснили, на чём основывается её столь ярая одержимость Дороти. Ведь, как мы помним, в конце 1 сезона Лиенн запросто покинула Тёрнеров, а потом нам внезапно рассказывают, что Лиенн ещё с детства была одержима Дороти. Не стыкуется.
Тем не менее, «Дому с прислугой» нужно отдать должное хотя бы в плане того, как сериал стал площадкой для экспериментов с телевизионной формой для самых разных, зачастую талантливых постановщиков жанрового кино, с удовольствием подмигивающих то Хичкоку, то Полански. Кроме уже не раз упомянутого Шьямалана, который, кстати, постепенно передал бразды правления шоу своей дочери Ишане, ставшей в какой-то момент основной сценаристкой сериала, у «Дома с прислугой» впечатляющий список режиссёров.
Второй сезон открывала Жюлия Дюкурно, лауреат «Золотой пальмовой ветви» за фильм «Титан» и автор боди-хоррора «Сырое». Затем пару эпизодов сняла автор сценария к незабываемой лавстори двух троллей «На границе миров» датчанка Изабелла Эклёф. Многообещающий авторы инди-кино Карло Мирабелла-Дэйвис («Глотай») и Китти Грин («Ассистентка») отметились по двум сериям. Дуэт Вероники Франс и Северина Фиала, известный по фильмам-обманкам «Сторожка» и «Спокойной ночи, мамочка» (где так же было непонятно, есть ли в происходящем что-то потустороннее или нет), снял финал сериала. Также на постоянной основе режиссировали мастодонты ТВ-формата Нимрод Антал («Очень странные дела»), Дэниэл Сакхайм («Игра престолов») и Джон Дал («Ганнибал»).
Чем запомнится «Дом с прислугой»? Сериал вряд ли можно назвать вехой эпохи стримингов, но как жанровое произведение проект весьма любопытен. В первую очередь за счёт своей мистической атмосферы и ореола тайны, держащейся целых четыре сезона. Дальше уже идут актёры (Гринт и Тайгер Фри особо хороши), загадочный сюжет и более чем компетентная по меркам сериальной продукции режиссура. Тем, кому на все вопросы нужны чёткие ответы, «Дом с прислугой» лучше не советовать, а вот членам секты М. Найта Шьямалана и поклонникам жанра хоррор, параноидальных триллеров и религиозной мистики с сериалом стоит ознакомиться в обязательном порядке.
Вадим Богданов, InterMedia
Гоша Куценко станет отцом Милы Ершовой в сериале «Встать на ноги»

Съемки сериала «Встать на ноги» стартовали в феврале 2025 года. Главные роли в драмеди исполнят Гоша Куценко, Мила Ершова, Алексей Розин и Ольга Лерман, а также снимаются Кузьма Котрелёв, Юлия Александрова, Александр Обласов, Игорь Ознобихин, Антон Санкевич, Давид Сократян, Святослав Рогожан и другие.
По сюжету, бывший заключенный по кличке Старый (Куценко) через 20 лет возвращается в родной город и узнает, что у него есть дочь (Ершова) с ограниченными возможностями передвижения. К тому же у Старого осталось одно важное незавершенное дело: на свободе находится его бывший подельник (Розин), за которого Старый взял вину на себя. Участковая (Лерман) предписывает Старому, находящемуся под наблюдением органов, обязательное совместное проживание с родной дочерью. В попытках наладить отношения с Олей «папаша» настойчиво начинает ей помогать, но дочь не в восторге от новообретённого отца и старается избавиться от внезапно объявившегося родственника.
Сценаристом и креативным продюсером сериала выступил шоураннер «Волшебного участка» Александр Носков в соавторстве с Полиной Шаталовой, режиссером стал Павел Тимофеев («Выжившие»). Производством занимаются онлайн-кинотеатр Okko, продюсерский центр Originals Production и кинокомпания «Место силы».
Фильм «Папа умер в субботу» выйдет в прокат в марте

Трейлер и дату выхода в прокат фильма «Папа умер в субботу» обнародовала 21 февраля 2025 года кинокомпания «Пионер». Фильм сняла режиссер Зака Абдрахманова, ранее работавшая над сценарием «Пингвинов моей мамы». Главные роли сыграли Лаура Турсунканова и Самал Еслямова (лауреат Каннского кинофестиваля за роль в «Айке»), а также снялись Шарифбек Закиров, Амина Оразбай, Елена Руфанова, Данагуль Темирсултанова, Азат Сейтметов, Венера Нигматулина, Тимур Билалов и др. Продюсеры - Сергей Сельянов, Наталья Дрозд, Наталья Смирнова.
По сюжету драмы, у 30-летней москвички Айко (Турсунканова) умер папа, с которым она не общалась много лет — он был тираном, и ей его не жалко. Но она зачем-то едет в Казахстан на похороны, где впервые видит вторую папину семью: сестра — невыносима, братишка — не от мира сего, мачеха — ровесница самой Айко. А самое странное, что для них папа был совсем другим.
Сюжет картины во многом опирается на личный опыт самой Заки. Со своими родными режиссер не общается до сих пор. Тем не менее, представляя фильм, Зака отметила, что личную историю она уже рассказала в документальном кино, а художественная работа помогла ей отстраниться и взглянуть на истории героев с разных сторон.
Премьера фильма «Папа умер в субботу» состоялась в октябре на фестивале «Мак», где Абдрахманова получила награду за лучший дебют. В январе 2025-го фильм удостоился и двух премий «Белый слон» - за лучший полнометражный игровой дебют и роль второго плана Самал Еслямовой.
Московская зрительская премьера состоится 13 марта в кинотеатре «Художественный», а в прокат «Папа умер в субботу» выйдет 20 марта.
Омар Си снимется в сериале «Extraction» братьев Руссо

Сериал «Extraction» запустил в производство видеосервис Netflix. Как сообщает Variety, его действие будет происходить во вселенной одноименной кинофраншизы (которая в России переводилась как «Тайлер Рейк: Операция по спасению»), но главную роль исполнит не Крис Хемсворт, а Омар Си («Люпен», «1+1»). Продюсерами выступят соавтор оригинальных фильмов Энтони Руссо, Джо Руссо, Анджела Руссо-Отстот, Скотт Немес и Крис Кастальди (AGBO), Сэм Харгрейв, Эрик Гиттер и Питер Шверин. Сценарий сериала написал Глен Маззара («Ходячие мертвецы», «Маяк 23»), который выступит и в качестве шоураннера.
- Боевик-триллер следует за наемником (Си), который выполняет опасную миссию по спасению заложников в Ливии, зажатый между враждующими фракциями и безжалостными убийцами, - сообщается в синопсисе. - Сериал погрузится в эмоциональную борьбу противоречивых и несовершенных персонажей, каждый из которых сталкивается с травмой, предательством и выбором жизни или смерти.