На «ФестеКреативных» рассказали, почему падает уровень культуры и как Леди Гага использует приемы Баха
Научно-популярная лекция главного редактора информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова «Культура и креативные индустрии в РФ» состоялась в конце июня 2023 года в рамках форума креативных индустрий «ФестКреативных».
Начиная выступление, спикер отметил, что все развитые страны сейчас занимаются изучением креативных индустрий, но при этом каждая из них вкладывает в данное понятие различное содержание. Четкого, устоявшегося перечня индустрий, которые могут считаться креативными, не существует. В качестве примера спикер привел комплексное исследование «Культура и культурные индустрии в РФ», в котором сопоставление подходов разных стран занимает 10 страниц.
– Более того, в мире даже не существует точного определения культуры. Большинство имеющихся определений – оценочные («культура – это хорошо»). Мы в InterMedia считаем, что культура в общем виде – это совокупность результатов общественно полезной человеческой деятельности. Однако то, была ли деятельность полезной, может рассудить только Господь Бог (для верующих) или история (для атеистов), – отмечает Евгений Сафронов. – При этом существует и институциональное определение культуры, которое применяется в государственном управлении, законодательстве, учете и статистике. С этой точки зрения культура – это совокупность результатов деятельности резидентов в областях искусства, культурного наследия и др. В «и др.» входят национальные традиции и обычаи, которые могут различаться от страны к стране: где-то частью культуры является охота, где-то – религия. В развитых странах закрепление дефиниций в законе дает возможность провести более-менее точные подсчёты, однако в РФ над этим только проводится напряженная работа, дефиниций пока нет.
Население мира 1850–2100 гг. (млрд чел.)
Далее спикер обратился к истории возникновения культуры:
– Жизнь на Земле зародилась около 4 млрд лет назад, род Homo – около 2 млн лет назад, а непосредственно вид Homo Sapiens – 45 тыс. лет назад. Мы находимся в самом начале развития, это следует понимать. Все это время, когда жизнь уже существовала, ей не управлял разум – его еще не было. Культура в современном понимании появилась вместе с Homo Sapiens – они начали создавать произведения искусства немедленно после своего появления, до них этого никто не делал.
Развитие культуры в первую очередь было связано с ростом населения, появлением городов и письменности. При этом культурные индустрии появляются только на новом - массовом - этапе её развития. Индустрии связаны в первую очередь с техническим прогрессом, позволяющим донесение произведений до всё более широких масс - в частности, с появлением книгопечатания. “Отец книгопечатания” Иоганн Гутенберг рассчитывал, что его изобретение поможет проще и быстрее распространять Библию для духовного и нравственного просвещения народа. Но вместо этого появилась индустрия массовой культуры - началось издание самой простой и доступной литературы, в частности, рыцарских романов.
– Если внимательно прочитать роман Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», станет ясно, что в нем описывается не что иное, как безумие, овладевшее человеком вследствие неумеренного потребления поп-культуры того времени. Это должно свидетельствовать о том, что не всякие книги являются результатом той самой «общественно полезной человеческой деятельности», о которой шла речь в определении культуры. Но определить уровень пользы сейчас невозможно, поэтому сейчас любые книги считаются частью культуры по умолчанию, – печально отмечает Евгений Сафронов.
Говоря об институциональном определении культуры, эксперт обратил внимание на наличие в нем слова «резидент».
– Это финансовое понятие, которое указывает на привязку творческой единицы к территории или обществу. Только таким образом можно рассчитать показатели сферы культуры отдельной страны, – уверен он.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года №2613-р была утверждена «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». Увы, в этом документе все понятия трактуются слишком широко, и нет объяснения того, как разграничить созданные в стране произведения и тот креатив, который пришел извне.
Структура мирового населения по уровню культуры
Далее Евгений Сафронов отметил, что население мира за последние 70 лет выросло практически в три раза.
– Подавляющая его часть состоит из людей начального уровня культуры, только начинающих ознакомление с наследием человечества - и в количественном отношении она быстро растет. Высококультурная часть населения составляет несколько процентов, её количественный рост практически остановился - в соответствии с правилами арифметики её доля стремительно сокращается. В силу этого процесса общий мировой уровень культуры падает.
Между тем, креативные индустрии базируются на сфере культуры, которая в свою очередь базируется на общении, коммуникациях.
– В коммуникациях участвуют все живые существа, а также созданные людьми устройства, однако всё это касается только передачи сведений (проверяемой информации). Обмен художественными образами (информацией, не подлежащей проверке) возможен только между людьми - на этом базируется вся цивилизация, а как частный случай - культурные (они же креативные) индустрии.
В определении ЮНЕСКО указано, что креативные индустрии – это индустрии с потенциалом получения прибыли. Однако на деле прибыль эта генерируется лишь в нескольких развитых странах, а в остальных случаях она связана с более или менее заметным бюджетным стимулированием - власти понимают важность этих индустрий для развития общества, и уделяют им внимание.
– Нужно понимать, что прибыль здесь и сейчас может быть получена исключительно путем ориентации на вкусы широких масс, а поскольку общемировой уровень культуры падает, то и популярностью пользуются произведения всё более простые, аудитория сложных жанров в относительном выражении сокращается – отмечает Евгений Сафронов.
В культурных индустриях используются следующие бизнес-модели:
- Религиозно-политическая
- Розничная
- Рекламная
- Корпоративная
Докладчик привел в пример рекламной модели клип Леди Гаги, выпущенный в 2009 г. на песню Bad Romance, в котором размещена реклама водки Nemiroff.
- Мы называем это современным термином – product placement, но само это явление появилось не одно столетие назад. Скажем, Иоганн Себастьян Бах сочинил «Кофейную кантату» по заказу кофейного дома Циммермана еще в 1734 г.
Мы помним, что первая модель - самая древняя, существовала ещё в первобытных общинах. Вторая появилась после изобретения денег, третья - порождение капитализма, а четвертая появилась уже в XX веке в результате формирования управляющих миром транснациональных корпораций. Сейчас в ходу все четыре модели, однако в последнее время вторая и третья заметно уступают позиции первой (в развивающихся странах) и четвертой (в развитых странах). В частности, в исследовании “Культура и культурные индустрии” наглядно описан практически завершившийся процесс поглощения творческих компаний крупными корпорациями в развитых странах. В развивающихся странах проходит схожий процесс - но уже со стороны властей и приближенных элит. Наблюдение за развитием ситуации даст максимально приближенное к реальности понимание перспектив развития творческих (креативных) индустрий.
Доходы от зрелищных мероприятий по источникам поступлений (2019-2022, млн руб.)
InterMedia напоминает, что форум креативных индустрий «ФестКреативных» проходил в библиотеках и культурных центрах Москвы с 23 по 25 июня 2023 года. В рамках события состоялось более 30 мероприятий – деловых и творческих программ, панельных дискуссий, лекций и выставок.
Павел Соломатин, InterMedia
Mary Gu едет в осенний тур с «Luvcore»
Певица Mary Gu планирует до конца года дать более двух десятков больших концертов с программой «Luvcore». Московское шоу состоится 25 октября 2024 года в VK Stadium. В Санкт-Петербурге артистка выступит 9 ноября (клуб Sound).
Кроме того, в графике Марии на сегодняшний день значатся Калининград (1 августа), Казань (13 сентября), Нижний Новгород (14 сентября), Владимир (15 сентября), Тула (26 сентября), Воронеж (27 сентября), Ростов-на-Дону (28 сентября), Краснодар (29 сентября), Екатеринбург (17 октября), Пермь (18 октября), Ярославль (27 октября), Челябинск (31 октября), Уфа (1 ноября), Омск (14 ноября), Новосибирск (15 ноября), Кемерово (16 ноября) и Красноярск (17 ноября).
«ИнтерМедиа» напоминает, что 24 мая 2024 года Mary Gu выпустила делюкс-версию своего альбома «Luvcore».
Шон Бин станет главарем ливерпульской банды
Шон Бин исполнит главную роль в эпическом криминальном сериале BBC под рабочим названием «Это наш город» (This City is Ours). Как сообщает Deadline, автором идеи, главным сценаристом и продюсером проекта выступит Стефен Бутчард («Последнее королевство», «Хороший коп»), режиссерское кресло займет Сол Дибб («Последняя битва», «Отравления в Сосбери»). Еще одним продюсером станет Саймон Малони, работавший вместе с Бином над сериалом «Срок», за который актер получил премию BAFTA. Съемки пройдут в Ливерпуле, где и будет происходить действие телефильма.
Шон сыграет главаря местной банды Ронни Фелана, а главным героем станет его молодой друг Майкл Квана (Джеймс Нельсон-Джойс). Юноша впервые влюбляется и пытается решить, каким будет его будущее и какой выбрать жизненный путь, в то время как их банда распадается на глазах.
В касте также заявлены Ханна Онслоу («Империя света») в роли девушки Майкла Дианы Уильямс, Джек Макмаллен («Срок») в роли сына Ронни Джеми Фелана, Лаура Айкман («Арчи»), Кевин Харви («Скрытое»), Сирша-Моника Джексон («Девчонки из Дерри»), Майк Ноубл («Длинная тень»), Бобби Шофилд («Эрик»), Дарси Шоу («Цветная комната») и Стивен Уолтерс («Джентльмен в Москве»).
Гарри Бардин снимает новый мультфильм «Плач на все времена» с помощью краудфандинга
Гарри Бардин запустил краудфандинг на производство своего нового анимационного фильма «Плач на все времена» на Planeta.ru. По словам автора, фильм будет «про евреев, про их тяжёлую судьбу, и как они выбираются из этой ситуации, когда вокруг их все ненавидят, а они живут вопреки». Кампания стартовала в конце марта 2024 года и продлится до 1 августа (к концу мая собрана половина необходимой суммы - 1,5 миллиона рублей из 3 миллионов). Среди лотов: открытки, именные сертификаты, сборники мультфильмов, футболки и многое другое. В апреле и мае на первые собранные деньги были записаны музыка и хор для фильма, созданы куклы и декорации, а в июне Гарри Бардин собирается приступить к съемкам.
В последние режиссер создает свои картины исключительно благодаря народной поддержке, собирая средства на Planeta.ru. За это время в проектах Гарри Яковлевича приняли участие более пяти тысяч человек и при их участии свет увидели пять фильмов: «Три мелодии», «Слушая Бетховена», «Болеро 17», «Песочница» и «Ave Mariа». Кроме того, были собраны средства на ремонт студии Гарри Бардина, которая, увы, находилась в аварийном состоянии, и оплату услуг ЖКХ. Краудфандинг помог студии продолжать работу и поддержать помещение киностудии в рабочем состоянии.
- Производство мультфильма — это долгий, кропотливый, ручной труд большой команды, - сообщается на странице кампании. - У мультипликационой студии Гарри Бардина нет крупных спонсоров, грантов и другой материальной поддержки. Именно краудфандинг, как способ финансирования, объединяющий вокруг идеи друзей и единомышленников, помогает нам реализовывать такие масштабные задумки. Вклад Гарри Бардина в мировую анимацию бесценен. Он создает удивительные миры, непохожие друг на друга. Его фильмы любимы и детьми, и взрослыми.