Бывший муж Анны Седоковой покончил с собойСелена Гомес выходит замужНастя Ивлеева вышла замужРоберт Де Ниро и Бен Стиллер снова снимутся в «Знакомстве с родителями»Хибла Герзмава стала наставницей шоу «Голос»Светлана Светикова станет мамой в третий разЮра Борисов номинирован на «Золотой глобус»Анна Седокова официально развелась с Янисом ТиммойМарк Эйдельштейн сыграет главную роль во втором сезоне «Мистера и миссис Смит»Марина Федункив подтвердила, что стала мамойУмер бывший солист «На-На» Владимир ЛёвкинУмерла актриса Светлана СветличнаяКрис Прэтт стал отцом в четвертый разСкончался пресс-секретарь певца Shaman Антон Коробков-ЗемлянскийАкула стала мамойУмер продюсер и композитор Куинси ДжонсМарго Робби родила сынаАлександра Даддарио стала мамой на ХэллоуинПротив Гуфа возбудили уголовное дело о грабежеСати Казанова стала мамой

На «ФестеКреативных» рассказали, почему падает уровень культуры и как Леди Гага использует приемы Баха

Екатерина Чичеткина/InterMedia

Научно-популярная лекция главного редактора информационного агентства InterMedia Евгения Сафронова «Культура и креативные индустрии в РФ» состоялась в конце июня 2023 года в рамках форума креативных индустрий «ФестКреативных».

Начиная выступление, спикер отметил, что все развитые страны сейчас занимаются изучением креативных индустрий, но при этом каждая из них вкладывает в данное понятие различное содержание. Четкого, устоявшегося перечня индустрий, которые могут считаться креативными, не существует. В качестве примера спикер привел комплексное исследование «Культура и культурные индустрии в РФ», в котором сопоставление подходов разных стран занимает 10 страниц.

– Более того, в мире даже не существует точного определения культуры. Большинство имеющихся определений – оценочные («культура – это хорошо»). Мы в InterMedia считаем, что культура в общем виде – это совокупность результатов общественно полезной человеческой деятельности. Однако то, была ли деятельность полезной, может рассудить только Господь Бог (для верующих) или история (для атеистов), – отмечает Евгений Сафронов. – При этом существует и институциональное определение культуры, которое применяется в государственном управлении, законодательстве, учете и статистике. С этой точки зрения культура – это совокупность результатов деятельности резидентов в областях искусства, культурного наследия и др. В «и др.» входят национальные традиции и обычаи, которые могут различаться от страны к стране: где-то частью культуры является охота, где-то – религия. В развитых странах закрепление дефиниций в законе дает возможность провести более-менее точные подсчёты, однако в РФ над этим только проводится напряженная работа, дефиниций пока нет.

Население мира 1850–2100 гг. (млрд чел.)

Далее спикер обратился к истории возникновения культуры:

– Жизнь на Земле зародилась около 4 млрд лет назад, род Homo – около 2 млн лет назад, а непосредственно вид Homo Sapiens – 45 тыс. лет назад. Мы находимся в самом начале развития, это следует понимать. Все это время, когда жизнь уже существовала, ей не управлял разум – его еще не было. Культура в современном понимании появилась вместе с Homo Sapiens – они начали создавать произведения искусства немедленно после своего появления, до них этого никто не делал.

Развитие культуры в первую очередь было связано с ростом населения, появлением городов и письменности. При этом культурные индустрии появляются только на новом - массовом - этапе её развития. Индустрии связаны в первую очередь с техническим прогрессом, позволяющим донесение произведений до всё более широких масс - в частности, с появлением книгопечатания. “Отец книгопечатания” Иоганн Гутенберг рассчитывал, что его изобретение поможет проще и быстрее распространять Библию для духовного и нравственного просвещения народа. Но вместо этого появилась индустрия массовой культуры - началось издание самой простой и доступной литературы, в частности, рыцарских романов.

– Если внимательно прочитать роман Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», станет ясно, что в нем описывается не что иное, как безумие, овладевшее человеком вследствие неумеренного потребления поп-культуры того времени. Это должно свидетельствовать о том, что не всякие книги являются результатом той самой «общественно полезной человеческой деятельности», о которой шла речь в определении культуры. Но определить уровень пользы сейчас невозможно, поэтому сейчас любые книги считаются частью культуры по умолчанию, – печально отмечает Евгений Сафронов.

Говоря об институциональном определении культуры, эксперт обратил внимание на наличие в нем слова «резидент».

– Это финансовое понятие, которое указывает на привязку творческой единицы к территории или обществу. Только таким образом можно рассчитать показатели сферы культуры отдельной страны, – уверен он.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года №2613-р была утверждена «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». Увы, в этом документе все понятия трактуются слишком широко, и нет объяснения того, как разграничить созданные в стране произведения и тот креатив, который пришел извне.

Структура мирового населения по уровню культуры

Далее Евгений Сафронов отметил, что население мира за последние 70 лет выросло практически в три раза.

– Подавляющая его часть состоит из людей начального уровня культуры, только начинающих ознакомление с наследием человечества - и в количественном отношении она быстро растет. Высококультурная часть населения составляет несколько процентов, её количественный рост практически остановился - в соответствии с правилами арифметики её доля стремительно сокращается. В силу этого процесса общий мировой уровень культуры падает.

Между тем, креативные индустрии базируются на сфере культуры, которая в свою очередь базируется на общении, коммуникациях.

– В коммуникациях участвуют все живые существа, а также созданные людьми устройства, однако всё это касается только передачи сведений (проверяемой информации). Обмен художественными образами (информацией, не подлежащей проверке) возможен только между людьми - на этом базируется вся цивилизация, а как частный случай - культурные (они же креативные) индустрии.

В определении ЮНЕСКО указано, что креативные индустрии – это индустрии с потенциалом получения прибыли. Однако на деле прибыль эта генерируется лишь в нескольких развитых странах, а в остальных случаях она связана с более или менее заметным бюджетным стимулированием - власти понимают важность этих индустрий для развития общества, и уделяют им внимание.

– Нужно понимать, что прибыль здесь и сейчас может быть получена исключительно путем ориентации на вкусы широких масс, а поскольку общемировой уровень культуры падает, то и популярностью пользуются произведения всё более простые, аудитория сложных жанров в относительном выражении сокращается – отмечает Евгений Сафронов.

В культурных индустриях используются следующие бизнес-модели:

  1. Религиозно-политическая
  2. Розничная
  3. Рекламная
  4. Корпоративная

Докладчик привел в пример рекламной модели клип Леди Гаги, выпущенный в 2009 г. на песню Bad Romance, в котором размещена реклама водки Nemiroff.

- Мы называем это современным термином – product placement, но само это явление появилось не одно столетие назад. Скажем, Иоганн Себастьян Бах сочинил «Кофейную кантату» по заказу кофейного дома Циммермана еще в 1734 г.

Мы помним, что первая модель - самая древняя, существовала ещё в первобытных общинах. Вторая появилась после изобретения денег, третья - порождение капитализма, а четвертая появилась уже в XX веке в результате формирования управляющих миром транснациональных корпораций. Сейчас в ходу все четыре модели, однако в последнее время вторая и третья заметно уступают позиции первой (в развивающихся странах) и четвертой (в развитых странах). В частности, в исследовании “Культура и культурные индустрии” наглядно описан практически завершившийся процесс поглощения творческих компаний крупными корпорациями в развитых странах. В развивающихся странах проходит схожий процесс - но уже со стороны властей и приближенных элит. Наблюдение за развитием ситуации даст максимально приближенное к реальности понимание перспектив развития творческих (креативных) индустрий.

Доходы от зрелищных мероприятий по источникам поступлений (2019-2022, млн руб.)

InterMedia напоминает, что форум креативных индустрий «ФестКреативных» проходил в библиотеках и культурных центрах Москвы с 23 по 25 июня 2023 года. В рамках события состоялось более 30 мероприятий – деловых и творческих программ, панельных дискуссий, лекций и выставок.

Павел Соломатин, InterMedia

Фото: Екатерина Чичеткина/InterMedia
Теги: Павел Соломатин, Евгений Сафронов, репортаж, лекция, ФестКреативных

Сегодня 40 лет Филиппу Чижевскому

18.12.2024 08:01 Музыка Рубрика: Хроника
соцсети

18 декабря 2024 года, среда.

«Уральские пельмени» покажут «Новогоднее» в КЗ «Москва».

Евгений Писарев перенесет «Тартюфа» в наши дни в Театре Наций.

23 года певице Билли Айлиш.

27 лет актёру Денису Власенко.

35 лет актрисе Эшли Бенсон.

36 лет стендап-комику Зоя Яровицыной.

37 лет певцу Ивану Чебанову.

40 лет Филиппу Чижевскому.
Филипп Иванович Чижевский родился 18 декабря 1984 года в Москве. Российский дирижёр. Художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Светланова (с 2024). Основатель и художественный руководитель ансамбля Questa Musica. Двукратный лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2019, 2022).

44 года певице Кристине Агилере.

46 лет актрисе Кэти Холмс.

49 лет певице и композитору Сии.

51 год фигуристу Илье Авербуху.

56 лет актрисе Рэйчел Гриффитс.

61 год актёру Брэду Питту.

67 лет актёру Игорю Скляру.

70 лет назад родился актёр Рэй Лиотта (1954-2022).

78 лет режиссёру Стивену Спилбергу.

81 год гитаристу группы Rolling Stones Киту Ричардсу.

19 декабря.

Евгений Писарев перенесет «Тартюфа» в наши дни в Театре Наций.

27 лет актрисе и режиссёру Стасе Венковой.

41 год телепродюсеру Константину Обухову.

43 года актёру Сергею Фролову.

44 года актёру Джейку Джилленхолу.

49 лет лидеру группы «Уматурман» Владимиру Кристовскому.

52 года Евгении Дмитриевой.

52 года актрисе Алиссе Милано.

54 года актрисе Мадлен Джабраиловой.

55 лет актрисе Кристин Свэнсон.

61 год актёру Тилю Швайгеру.

80 лет актрисе Анастасии Вертинской.

20 лет назад умерла оперная певица Рената Тибальди (1922-2004).

30 лет назад умер певец Вадим Козин (1903-1994).

70 лет назад родился вокалист группы «Круиз» Александр Монин (1954-2010).

20 декабря.

32 года актёру Дэрилу Маккормаку.

32 года поэтессе и певице Екатерине Яшниковой.

39 лет актрисе Елизавете Боярской.

41 год актёру Джоне Хиллу.

42 года солистке группы «Чи-Ли» Ирине Забияке.

43 года певице Карине Кокс.

53 года кинорежиссёру и сценаристу Алексею Красовскому.

58 лет актрисе Элен Ролле.

76 лет музыканту и саунд-продюсеру Алану Парсонсу.

15 лет назад умерла актриса Бриттани Мёрфи (1977-2009).

64 года назад родился кинорежиссёр Ким Ки Дук (1960-2020).

Фото: соцсети На фото: Филипп Чижевский
Теги: события дня, Филипп Чижевский
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Майкл Фассбендер выбирает между верностью стране и Кейт Бланшетт в трейлере «Чёрной сумки»

кадр из фильма

Первый трейлер фильма «Чёрная сумка» (Black Bag) обнародовала 17 декабря 2024 года кинокомпания Focus Features. Главные роли в шпионском триллере режиссера Стивена Содерберга исполнили Майкл Фассбендер и Кейт Бланшетт, а также снялись Реге-Жан Пейдж, Мариса Абела, Наоми Харрис, Том Бёрк, Пирс Броснан и др.

Фильм рассказывает о легендарном агенте разведки Джордже Вудхаусе (Фассбендер) и его любимой жене Кэтрин (Бланшетт). Когда ее начинают подозревают в госизмене, Джордж сталкивается с главным выбором - между верностью своему браку или своей стране.

В мировой прокат «Чёрная сумка» выйдет 14 марта 2025 года.

«Анора» стала лучшим фильмом года по версии IndieWire

постер к фильму

Издание IndieWire представило свои итоги 2024 года. Списки лучших художественных и документальных фильмов, режиссеров, дебютных фильмов, сценаристов, актеров и операторов был составлен на основе опроса 177 кинокритиков и журналистов.

Лучшим фильмом стала «Анора». Ее отметили 89 участников опроса, из которых 18 поместили ее на первое место. Шона Бейкера также победил в номинации «лучший сценарий». На втором месте оказался «Бруталист» Брейди Корбета, который был назван лучшим режиссером, на третьем – «Мальчишки из «Никеля», занявшие первое место в категории «лучшая операторская работа».

Лучшими актерами признаны Марианна Жан-Батист за роль в «Суровой правде», Эдриен Броди за роль в «Бруталисте» и Майки Мэдисон, сыгравшая главную роль в «Аноре».

Лучшие фильмы 2024 года по версии IndieWire:

  1. «Анора»;
  2. «Бруталист»;
  3. «Мальчишки из «Никеля»;
  4. «Всё, что нам кажется светом»;
  5. «Претенденты»;
  6. «Я видел свечение телевизора»;
  7. «Cубстанция»;
  8. «Дюна: Часть вторая»;
  9. «Не ждите слишком многого от конца света»;
  10. «Суровая правда».

Источник: IndieWire Фото: постер к фильму "Анора"
Теги: итоги года, Анора
β 16+