Игорь Сандлер представил грандиозный реквием по жертвам Бабьего Яра

Премьера культурно-просветительского проекта «Шостакович. Симфония №13. Бабий Яр» состоялась в «МТС Live Холл» 6 ноября 2023 года. Проект реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив совместно с Фондом поддержки одарённых детей и молодежи Игоря Сандлера.
В рамках концерта, приуроченного к 80-й годовщине освобождения Киева Красной армией, прозвучала 13-я симфония Дмитрия Шостаковича в исполнении Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» и трех хоров - Московской мужской еврейской капеллы, Государственной академической капеллы России им. Юрлова и Государственного академического русского хора им. Свешникова. Погружение в атмосферу душераздирающих событий, связанных с геноцидом еврейского народа, началось в пространстве «МТС Live Холл» задолго до начала концерта.
Реквием по погибшим в Бабьем Яре сначала исполнили ведущие рок-гитаристы страны Дмитрий Четвергов, Алексей Страйк и Алексей Баев, а также Moscow Klezmer Band. В малом зале пространства развернулась выставка «Холокост: уничтожение, сопротивление, спасение», которая объездила весь мир, побывав на четырех континентах, и была представлена в ООН и ЮНЕСКО. Проводил экскурсию сопредседатель Научно-просветительного центра «Холокост», кандидат исторических наук Илья Альтман. На 18 панелях можно было увидеть уникальные документы и свидетельства очевидцев о зверствах нацистов во время Великой Отечественной войны. Неизгладимое впечатление на гостей мероприятия произвело письмо подруге 15-летней девочки Сони, которая в сентябре 1941 года в оккупированном Киеве за три недели до смерти предчувствовала свою скорую гибель. Шокировала история об Иване Кириенкове, который, став в январе 1942 года начальником полиции города Велижа Смоленской области, смог уничтожить сотни евреев.
Часть стендов, напротив, демонстрировала примеры самоотверженного героизма тех, кто защищал евреев. Среди них — писатель Иван Бунин, приютивший с женой угнанных в Германию жителей Брянска, и священник РПЦ Алексей Глаголев, усыновивший в оккупированном Киеве детей и спасший их тем самым от верной смерти. Еще одна экспозиция состояла из полотен современных художников, посвященных Бабьему Яру и Холокосту. Алла Гедина, Георгий Ковалев, Анна Ковалева, Светлана Савицкая, Петр Толстошеин, Аркадий Бабич и многие другие живописцы сумели пропустить чужую боль через себя и талантливо передать ее в красках. Кроме того, в малом зале была представлена книга «Бабий Яр», включающая поэму Евгения Евтушенко «Бабий Яр», подробную историю ее создания, не опубликованные ранее письма читателей поэту и малоизвестные документы.
Перед началом концерта к зрителям обратился с небольшим рассказом о трагических событиях 80-летней давности и о создании Евгением Евтушенко поэмы «Бабий Яр» писатель и историк Игорь Волгин.
- Невозможно даже себе представить избиение такого масштаба, которое случилось в Киеве 29-30 сентября 1941 года в Бабьем Яре! - подчеркнул он. - Мы знаем об избиении вифлеемских младенцев, о массовом расстреле людей Наполеоном в Яффе, знаем сны Раскольникова из «Преступления и наказания» Достоевского о конце мира. Но и он не мог бы себе представить, что за два дня в Киеве будут убиты 34 000 евреев. Поразительно, что решение о сооружении памятника в Бабьем Яре было принято еще в 1945 году, но потом о нем почему-то «забыли».
Грандиозное музыкально-поэтическое действие в рамках культурно-просветительского проекта можно считать величественным памятником погибшим в Киеве более 80 лет назад. Московская мужская еврейская капелла с солистом-кантором Уриэлем Гранатом под управлением Александра Цалюка проникновенно исполнила две национальные песни. Не оставили зрителей равнодушными и победительницы поэтического конкурса, посвященного теме Бабьего Яра. Стефания Данилова прочитала поэму «Вечная Менора», а Наталия Тебелева — стихотворение «Недовоеванная война». Поэт-песенник Симон Осиашвили представил стихотворение «Немертвецы» еще одного победителя конкурса - Виктории Беляевой.
Прелюдией непосредственно к исполнению Симфонии №13 Дмитрия Шостаковича стал видеоролик с чтением поэмы Евгения Евтушенко «Бабий Яр» Геннадием Хазановым, Леонидом Каневским, Ларисой Долиной, Александром Розенбаумом, Андреем Мерзликиным, Дмитрием Певцовым, Эммануилом Виторганом, Александром Носиком и Дмитрием Харатьяном. Затем на сценическом экране возникла менора с семью зажженными свечами, на фоне которой на протяжении всего исполнения Симфонии №13 Дмитрия Шостаковича появлялись имена погибших в Бабьем Яре. Параллельно списки жертв транслировались и на гигантских экранах по всему периметру «МТС Live Холл». Дирижировать оркестром «Новая Россия» изначально должен был Юрий Башмет, но он не смог приехать из-за болезни, поэтому его заменил Алексей Рубин. Зрители слушали исполнение 13-й симфонии Дмитрия Шостаковича и положенных на музыку стихотворных произведений Евгения Евтушенко, затаив дыхание, многие не могли сдержать слез.
В финале вечера к зрителям обратился генеральный продюсер и автор идеи Игорь Сандлер, поблагодарив всех участников действа и режиссера концерта Ханса-Йоахима Фрая, а также отметив большой вклад в проект Президентского фонда культурных инициатив:
- Я очень рад видеть вас всех здесь именно сегодня — ровно 80 лет спустя после того, как Красная Армия освободила Киев, и трагедия Бабьего Яра стала известна. Именно сегодня нужно говорить о той трагедии, которая не должна повториться. Я задумал этот проект еще два года назад, и, к моему огромному сожалению, эта тема вновь стала актуальной. Поэтому мы планируем каждый год 6 ноября с Б-жьей помощью повторять этот проект, чтобы напоминать людям, что музыка и слово доносило до мира любовь людей друг к другу. Россия — великая интернациональная страна и ни в коем случае те события, которые сейчас происходят в мире, не должны дойти сюда, а наоборот — мы должны посылать волны добра и любви друг к другу, которые Господь дал нам.
Ссылка на фото https://disk.yandex.ru/d/Vobq6m7ee2c6Tw (автор: Илья Долгопольский)
Официальное PR-агентство – InterMedia
Дополнительная информация для СМИ:
Рецензия на сингл HammAli & Navai «Оттепель»: Пантомима с гильотиной

2025, Lotus Music, under exclusive license to Ovokacho
Оценка: 7 из 10.
Разгадав однажды секрет хита, HammAli & Navai решили придерживаться этой тактики. Практически все их новинки построены по известной схеме: лирический куплет Navai, припев Navai, суровый куплет HammAli, припев HammAli, совместный припев. Иногда с припева песня начинается, как «Оттепель». Припев должен быть достаточно нежным и мелодичным («знаешь, на душе моей уже весна-оттепель, ты была моей родной, для тебя я кто теперь»), речитативный кусок заявляет какую-то проблему в поведении влюблённых или экс-влюблённых («пока ты зависаешь в випках ресторанов, кафе-барах и в квартирах, из которых я тебя вечно забирал»), а низкий голос HammAli добавляет контраста и неоднозначности («я причинял тебе несчастье, я по ходу в этом мастер, я всё хочу переписать - дайте срочно ластик»).
Желающие могут попробовать разобраться, поют ли артисты от лица одного лирического героя или у них там какой-то сложный треугольник. По крайней мере Navai скорее осуждает девушку, которая где-то там зависает, а HammAli больше сам извиняется за «причинённое несчастье». В общем, как пишут в статусах соцсетей, «всё сложно». Вероятно, песня написана просто для настроения, а не для того, чтобы её текст подвергали какому-то анализу. Припев довольно цепляющий, брутальное пение HammAli в наличии – что ещё нужно, чтобы трек в такой комплектации стал хитом?
И всё же «Оттепель», судя по отсутствию её в чартах, слушателям не очень «зашла» - наверно, они предпочитают переслушать «Птичку» или «Прятки». А её текст местами озадачивает, и это не просто набор слов, иначе там не использовались бы такие сложные образы, как пантомима и гильотина. В одном случае он применён весьма уместно: «Ты как гильотина, и я готов пройти на смерть, лишиться головы своей, но нам пора взрослеть». Во втором – на редкость неудачно: «Наши отношения словно пантомима, ты вечно стреляешь в меня, но все пули летят мимо». Ответ на вопрос, почему пантомима в песне ассоциируется с расстрелом, видимо, следует искать в книге «12 стульев», эпизод с Никифором Ляписом и «стремительным домкратом».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Премию BraVo вручат в седьмой раз

VII церемония вручения Международной профессиональной музыкальной премии BraVo состоится 15 апреля 2025 года на Исторической сцене Большого театра. В этом году церемония вручения золотых статуэток BraVo пройдет в рамках 25-летнего юбилея радио Monte Carlo, являющегося организатором Премии.
BraVo – уникальное событие и для музыкального сообщества, и для светского общества. Из года в год церемония объединяет участников со всего мира, от Бразилии до Китая, от ЮАР до Сербии, подтверждая статус Москвы как центра мировой культуры. На легендарную сцену Большого театра выходят выдающиеся исполнители как классической, так и традиционной национальной музыки из стран СНГ, Азии, Ближнего Востока, Европы, Африки и Южной Америки.
В этом году зрителей вновь ждет масштабное музыкальное событие. По традиции свои страны представят самые яркие артисты оперы, балета, и исполнители классической музыки.
В ближайшее время радиостанция раскроет первые секреты подготовки к торжественной церемонии и объявит имена звёздных участников.
Рецензия на сингл «Эфир» группы “Дайте танк”

2025, “Дайте танк”.
Оценка: 7 из 10.
После продолжительной паузы группа «Дайте танк» вновь радует слушателей, выпуская уже второй сингл в 2025 году — «Эфир». Как и предыдущий релиз «Логика», трек выделяется минималистичной обложкой и единой музыкально-визуальной стилистикой, что, возможно, намекает на скорый выход полноценного альбома.
«Эфир» мгновенно погружает в фирменное звучание «Дайте танк», узнаваемое благодаря эмоциональной, живой подаче. Песня отличается продуманной сюжетной структурой и выразительным нарративом, но обрамлена более мягким, спокойным и размеренным звучанием. Основная идея удивительно проста и легко считывается: жизнь быстротечна и состоит из мимолетных, часто незаметных моментов. Погружаясь в повседневную рутину, глобальные цели и масштабные планы, мы рискуем упустить самые важные мгновения.
Особого внимания заслуживает аутро песни. «Это прямой эфир»: здесь нет возможности перемотать или нажать на паузу — каждый момент уникален и неповторим. По мере повествования (еще одной отличительной черты песен группы “Дайте танк”) лирический герой все более ярко и остро смещает фокус с рабочих дел и привычной суеты на спонтанные, на первый взгляд незначительные детали: забытые сигареты, намокшую подошву, прогулку по парку. В этих мелочах он находит подлинные, искренние переживания и ощущение жизни: «Вместо дел я кое-что по-настоящему успел».
Анжелика Ковалёва, “ИнтерМедиа”