Эксперты высказали свое мнение о цифровом кодексе Минцифры

Седьмое заседание Клуба цифровых юристов Digital Principle под эгидой научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP состоялось в конце 2023 года. Оно было посвящено возможности и необходимости кодификации законодательных норм, связанных с информационными отношениями. О планах подготовки цифрового кодекса в профессиональном сообществе активно заговорили в 2023 году. С предварительной концепцией документа выступило Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Концепцию Минцифры участники встречи приняли холодно, однако с необходимостью прояснения терминологии и систематизации законодательства согласились.
Отстаивать идею кодификации цифрового права выпало управляющему партнеру санкт-петербургского офиса компании Nextons Виктору Наумову. Впрочем, он сразу оговорился, что, выступая за систематизацию цифрового права, не имеет никакого отношения к документу, подготовленному Минцифры, и, более того, согласен со многими критическими замечаниями коллег в его отношении. И все же потребность в кодексе, по его мнению, назрела давно.
- Слово “цифровой” сегодня добавляют всюду, как бы указывая на “глобальные достижения”, ИИ даже в пылесосах, - пояснил Виктор Наумов. - Но кроме конъюнктуры есть и объективный рост значимости информационных технологий. За 30 лет мы напринимали больше 50-60 федеральных законов, касающихся данных, информации, информационных систем, биометрии и так далее. В этой системе многое противоречит друг другу, не согласована терминология. А ведь эти “цифровые” конструкции благополучно копируются другими отраслями права и “вспениваются” уже там, как ЦФА и УЦП.
Виктор Наумов отметил, что 12 федеральных законов по-разному определяют понятие идентификации, а сам закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» со всеми поправками по объему уже напоминает докторскую диссертацию. Все это говорит о том, что «авгиевы конюшни пора расчищать», проясняя терминологию и приводя ее в единообразный вид. При этом напрашивается именно двухчастная форма кодекса, с общей и особой частью. Часть формулировок могла бы в общем виде касаться информации вообще, а в более конкретизированном относилась бы к цифровым технологиям.
Заведующий кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ, заслуженный деятель науки РФ, профессор, научный руководитель Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте РФ, д. ю. н. Евгений Суханов предельно критически отреагировал на идею кодификации цифрового законодательства, особенно в том варианте, который предложило Минцифры. Он сравнил инициативу с советскими попытками создать всеобъемлющий «Хозяйственный кодекс» и более поздними разговорами о «предпринимательском», «инвестиционном» или «энергетическом» кодексе. Цитируя покойного коллегу, правовед заметил, что таким путем мы можем в скором времени дойти до «трамвайно-троллейбусного» или «банно-прачечного» кодекса.
Эксперт уверен, что тематически законы можно группировать как угодно, вплоть до «лыжного кодекса», изданного в Австрии, однако никакого нового вида общественных отношений и нового правового режима, помимо хорошо известных вещного, обязательственного, корпоративного и интеллектуального, развитие информационных технологий не порождает. Ссылки же на значимость информации и «цифры» в современном мире легко бьются не меньшей, а зачастую и большей значимостью энергетики, воды, пищи и влажной уборки помещений.
Более того, информация — это чрезвычайно общая категория, под которую подпадает буквально все — от завещаний до расписаний движения поездов. Именно поэтому Евгений Суханов в свое время настоял на том, чтобы она была исключена из ГК РФ в качестве объекта гражданских правоотношений. Наконец, судьба последних инициатив, связанных с введением «цифры» в законодательство, показывает, что в большинстве случаев игра не стоила свеч. Цифровой рубль давно перестали называть «третьей формой денег» и описывают как обычный «безнал». Цифровые права тоже все больше сводят к цифровой форме обязательственных, корпоративных и иных прав.
- Стоило ли ради этого огород городить? — задался риторическим вопросом правовед.
Скептически к инициативе кодификации цифрового и информационного законодательства отнесся и модератор дискуссии, профессор-исследователь Digital IP, научный руководитель, ординарный профессор факультета права НИУ ВШЭ Антон Иванов.
- Я старался думать об этом кодексе позитивно, хотя это непросто, - отметил эксперт. - В первую очередь, мне очевидно, что он не должен быть информационным. Зачем заводить под действие нового регулирования бумажные газеты и журналы, которые и так еле выживают? Значит, информацию надо разделить на обычную и ту, что зафиксирована в “цифре”. Цифра — это просто запись через двоичный код. Но, как видим, сюда опять попадает буквально все…
Антон Иванов подозревает, что толку от кодекса будет не больше, чем от «хозяйственных партнерств» или «цифровых прав», которые оказались не поняты и не приняты участниками рынка.
- Надо создать акт, который будет принят юридическим сообществом. И это не может быть кавалеристской атакой Минцифры в попытке нарастить свой вес в системе госуправления. Иначе получится как с законом “Об информации…”, к которому сейчас относятся исключительно как к бумажке для публичной порки пользователей, — отметил он.
На важность консенсуса обратил внимание и заслуженный юрист РФ, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник ИГП РАН Андрей Габов.
- Кодекс — это архетип порядка, но наше законодательство даже первичной систематизации не прошло, - пояснил он. - Очень не хотелось бы, чтобы в новом цифровом акте в качестве общей части был использован нынешней несовершенный закон об информации, а в качестве особой — новые законы. Все проблемы просто переместятся в один документ, мол, вот вам бассейн, плавайте.
Эксперт также заметил, что новые сущности, которые пытаются сегодня описать в законе, постоянно меняются.
- Надо ли привязывать конкретные сущности к кодексу? Ведь в таком случае в обозримом будущем нам придется говорить уже о квантовом праве! – заявил Андрей Габов.
С взвешенным взглядом на инициативу кодификации выступила вице-президент Федеральной палаты адвокатов Елена Авакян.
- Как цифровой юрист я знаю одно: та параллельная вселенная, которая постепенно формируется — метавселенная, — не укладывается в прокрустово ложе четвертой части ГК РФ, - считает она. - Сегодня мы имеем в “цифре” миллиардные бизнесы, мы имеем проблему цифрового имущества, криптовалюты, цифровых валют ЦБ и так далее. Можно сесть в позу лотоса и не замечать происходящего, а можно попробовать поучаствовать в процессе и попробовать избежать худшего.
Как и Виктор Наумов, Елена Авакян считает, что цифровой кодекс все равно так или иначе напишут. Единственное, что могут сделать цивилисты, — это принять участие в работе, чтобы результат не был хотя бы катастрофическим, а может быть, подспудно принес и полезные плоды.
- Путь в тысячу миль начинается с первого шага. Быть может, сев за стол переговоров, попытавшись сблизить позиции, прояснив терминологию для себя, мы сможем лучше объяснить ее судьям, экспертам, обществу. Быть может, предварительная работа над кодификацией приведет к тому, что у нас закон “Об информации…” перестанет напоминать лоскутное одеяло, быть может, мы хотя бы не будем принимать законы об оборотных штрафах за утечку персональных данных, не определившись даже, кто, что, как и в каком объеме должен защищать, — заключила она.
Антон Хабаров отправится по всему СССР накануне «Олимпиады-80» в сериал «Казанова. В бегах»

Премьерный показ второго сезона сериала «Казанова» стартует на Первом канале 3 марта 2025 года. Продолжение авантюрного ретро-детектива получило название «Казанова. В бегах». Действие происходит спустя два года после событий первого сезона. Обаятельный аферист и обольститель Игорь Апрельцев (Антон Хабаров) - он же Казанова - отчаянно стремится к полностью чистой биографии и новому паспорту. Он все еще находится в уголовном розыске и вынужден скрываться в Ленинграде у влюбленной в него сожительницы Тихомировой (Анна Банщикова).
В один прекрасный день Казанова замечает, что его портрет исчез с доски розыска. Не теряя ни минуты, Игорь Апрельцев собирает вещи и едет в Москву. Тем временем его возлюбленная Полина Новгородцева (Светлана Ходченкова) готовится навсегда уехать из столицы с сыном Никитой и маленькой Машей, дочкой Апрельцева. Именно в этот момент, когда красавец коллега помогает ей погрузить вещи, ее и видит Казанова. Со стороны они настолько похожи на счастливую семью, что, распрощавшись с мечтой о жизни с Полиной, Игорь Апрельцев также решает начать все заново.
На дворе лето 1980 года. Страна готовится к самому грандиозному событию десятилетия – Олимпийским играм. Все с нетерпением ждут яркого праздника, новых открытий, неожиданных знакомств, а главное, будущих побед. Для Казановы Олимпиада могла бы стать морем возможностей сорвать большой куш, но он твердо намерен оставить прошлое в прошлом. Вот только по его пятам снова следует капитан Шмаков (Сергей Угрюмов), готовый буквально на все, лишь бы посадить афериста.
Ради новой жизни Казанове придется объехать полстраны – от Целинограда до Паланги, периодически ловко сбегая прямо из-под носа неутомимого Шмакова. Апрельцева ожидают перевоплощения в экстрасенса, космонавта, манекенщика, целителя… Каждая новая серия – новая «любовь» Казановы, яркий образ, раскрывающий разнообразие женских судеб огромной страны.
- Я долго ждал начала работы над продолжением сериала, поскольку между первым и вторым сезоном случился большой перерыв, - говорит Антон Хабарова. - С другой стороны, здорово, что у меня было время подготовиться, поскольку моего героя ждет много новых перевоплощений. Текущий сценарий понравился мне даже больше, чем был у первого сезона, хотя, казалось бы, куда уж лучше. Казанова становится взрослее, он прошел через большие испытания, и женщины ему встретятся немного другие…
В новых сериях снялись также Александр Назаров (Бескрылов), Катерина Шпица (Элла), Екатерина Агеева (Зоя), Ольга Лапшина (Долгова), Светлана Колпакова (Медникова), Мария Смольникова (Смирнова), Наталья Рогожкина (Ноубл), Яна Крайнова (Мяги), Александра Богданова (Надя), Евгения Дмитриева (Голованова), Филипп Ершов (Ефимов), Александр Яцко (Голованов) и другие. Режиссером стал Сергей Комаров.
Съемки сериала «Казанова. В бегах» производства «Амедиа Продакшн» прошли в 2024 году в Санкт-Петербурге, Выборге, Москве и Абхазии. Команда проекта выбрала локации, максимально отражающие географию экранного героя и стилистику времени. Для передачи атмосферы Олимпиады-80 были воссозданы декорации пресс-центра, а сам Казанова свободно перемещался по республикам СССР, то соблазняя любительницу редких пластинок из Риги и эстонскую чиновницу, то пожимая руку космонавту Леонову на Байконуре. В реальности съемки проходили в таких локациях, как Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана, Институт Биохимии, в отеле «Советский» (легендарная гостиница «Советская»), КЦ «Зеленоград» и Парке Горького, библиотеке Алвара Аалто в Выборге. Сцены на вокзале, в поезде и самолете были засняты в кинопарке Москино в Юрово, а финальный блок съемок прошел в Абхазии. Для создания эффекта ретро-изображения оператор Артур Крейтор задействовал советские объективы, переделанные специально для кинокамеры.
Эфир в 22.00.
«Пророк. История Александра Пушкина» сохранил лидерство в российском бокс-офисе

Фильм «Пророк. История Александра Пушкина» продолжает лидировать в российском прокате. За уикенд 20-23 февраля 2025 года он заработал 249,6 миллионов рублей, а всего за две недели показов его касса составила 792, 3 миллиона. Со второй строчки дебютировал приключенческий фильм «Красный шёлк», собравший в кинотеатрах 196,3 миллиона. На третье место опустилась семейная комедия «Манюня: День рождения Ба» (94, 2 млн). На четвертой и пятой строчке оказались две новинки – спортивная комедия «Капитан Крюк» (50,9 млн) и «Екатерина Великая» (37,5 млн).
В мировом прокате за счет, в основном, китайского бокс-офиса лидерство продолжает удерживать мультфильм «Нэчжа побеждает царя драконов», сборы которого уже составили рекордные для анимации 1,8 миллиарда долларов. На втором месте остается кинокомикс «Капитан Амерка: Новый мир», а на третье вышла романтическая комедия «Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки», чьи сборы составили 73 миллиона, половина из которых заработана в британских кинотеатрах, где фильм продолжает лидировать.
«Капитан Америка» остался лидером американского проката на прошедшей неделе (хотя сборы его и упали на 68%), а со второго места дебютировал хоррор «Обезьяна», а на третьем оказались «Приключения Паддингтона 3».
Черная комедия «Девушки на балконе» Наоми Мерлан выйдет в российский прокат в марте

Локализованный трейлер и дату российской премьеры фильма «Девушки на балконе» (Les femmes au balcon) обнародовала 24 февраля 2025 года кинокомпания A-One Films. Главные роли в черной комедии Наоми Мерлан по сценарию Селин Сьяммы исполнили Сухейла Якоб, Сандра Кодрян, Лукас Браво и сама Мерлан, а также снялись Надеж Боссон-Диань, Кристоф Монтене, Анни Мерсье и др.
В центре сюжет фильма три разбитные подруги, которые постоянно вмешиваются в личную жизнь своих соседей по дому. В какой-то момент обычный бытовой конфликт перерастает в настоящую кровавую бойню.
Мировая премьера «Девушек на балконе» состоялась в мае 2024 года на Каннском кинофестивале. Премьера в Москве пройдет 20 марта в киноцентре «Октябрь» в рамках проекта «Каро.Арт».
В российский прокат картина выйдет 27 марта при поддержке компанией RWV Film. Представители A-One Films заранее предупреждают, что в соответствии с действующим законодательством РФ в прокатной версии фильма сокращены несколько сцен.