«Ромео и Джульетта» возвращаются в Большой театр
Балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Леонида Лавровского вновь появится в репертуаре Большого театра. Премьерные показы состоятся на Основной сцене Исторического здания 4-7 апреля 2024 года.
- Это спектакль с легендарной судьбой и историей, достойной пера романиста, - сообщается на сайте ГАБТа. - Дошедшее до нас наследие эпохи русского императорского балета куда более обширно, нежели то, что оставила нам эпоха советского драмбалета, охватившая 30-50-е годы прошлого столетия. В первозданном виде, кажется, сохранились только два — благодаря тому, что их с завидным постоянством «вспоминают» и включают в свой репертуар балетные театры. И один из них — «Ромео и Джульетта» Прокофьева-Лавровского.
История его создания неразрывной нитью связала Большой театр и Мариинский. В 1934 году Сергей Радлов, тогдашний руководитель Ленинградского театра оперы и балета, предложил своему давнему знакомцу и шахматному партнёру Сергею Прокофьеву сочинить балет на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта». Структуру советского балета «большого стиля» Прокофьев, к тому времени уже являвшийся автором нескольких одноактных балетов, созданных для Дягилевской антрепризы, постигал на просмотре другого драмбалета, которому было суждено дожить до наших дней, — «Бахчисарайского фонтана». Изначально предполагалось, что Ростислав Захаров, поставивший этот балет, будет работать и над постановкой «Ромео и Джульетты». В мае 1935 года он даже успел принять кое-какое участие в «сценарной» разработке.
Однако договор с Кировским театром так и не был заключён, зато заинтересованность в постановке этого балета выразил Большой и таки заказал эту музыку. Черновой клавир будущего всемирно признанного балета был написан в рекордные сроки: за два месяца. 4 октября 1935 года — печальная, но памятная дата в истории Большого театра — состоялось открытое прослушивание в Бетховенском зале, заполненном до отказа вначале и практически опустевшем в конце. Слушателей не остановило даже то, что за роялем был сам автор.
В первоначальной редакции веронские любовники не погибали. Счастливый финал, «вопреки» Шекспиру, был встречен, мягко говоря, с неодобрением. И не только шекспироведами, присутствовавшими на злополучном прослушивании. Что касается артистов и музыкантов, они сочли музыку балета «небалетной», для танца непригодной. Дело застопорилось. В течение года композитор пребывал в подвешенном состоянии, но в конце концов Большой от постановки отказался. Прокофьев объяснял намерение сохранить жизнь героям «хореографическими причинами»: «Живые люди могут танцевать, умирающие не станцуют лёжа». Но тогда у него в соавторах ещё не было Леонида Лавровского, для которого это соображение не стало преградой и который сцену гибели героев решил победительно и виртуозно.
В результате, композитор на материале музыки балета создал две сюиты, премьера которых с успехом прошла в Париже. А интерес к постановке балета неожиданно и смело проявил Народный Балет Брно. Мировая премьера камерного варианта балета прошла у нем 30 декабря 1938 года. Постановку осуществил и выступил в партии Ромео хореограф Иво Псота.
Но премьера в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова, состоявшаяся 11 января 1940 года, стала поворотным пунктом в истории этого балета. Лавровский инициировал написание новой редакции либретто и добился согласия композитора на ряд переделок и включение дополнительных номеров в партитуру, что помогло артистам «смириться» с этой музыкой (танцовщики Кировского театра тоже «с первого взгляда» полюбить её не смогли). Свою лучшую партию — Джульетты танцевала Галина Уланова, легендарная первая исполнительница этой роли и в театре имени Кирова, и в Большом. Партию Ромео исполнил её постоянный партнёр Константин Сергеев (в Москве первым Ромео станет Михаил Габович).
Начавшаяся Великая Отечественная война замедлила появление этого балета на сцене Большого театра. Но вскоре после её окончания, в 1946-м, он был наконец поставлен и в Москве. И удивительно подошёл труппе, быстро став одним из лучших спектаклей репертуара. Десять лет спустя, когда готовился первый зарубежный выезд Большого театра — в Лондон, спектакль был включён в афишу этих гастролей. Даже импресарио сочли это очень смелым решением, ведь предстояло показать балет на родине Шекспира. Но спектакль в целом и Уланова в частности вызвали фурор и оказали влияние на дальнейший ход всей истории балета.
Спектакль произвёл неизгладимое впечатление на британских хореографов Кеннета Макмиллана и Джона Крэнко. Они не только стали авторами собственных сценических версий партитуры Прокофьева, но и во многом изменили траекторию развития мирового балета, до того предпочитавшего лаконичные бессюжетные формы. А музыка балета стала одним из самых знаменитых и часто исполняемых сочинений XX столетия.
Балет «Ромео и Джульетта» в постановке Лавровского с некоторыми перерывами сохранялся в репертуаре Большого театра в течение почти пяти десятилетий. Он постоянно идёт в Мариинском театре. В обоих театрах заглавные и ведущие партии танцевали выдающиеся артисты разных, сменявших друг друга поколений.
В Большом одним из этих артистов был сын хореографа, блистательный танцовщик Михаил Лавровский. Одной из его коронных партий стала партия Ромео. Наследник и хранитель памяти, он неоднократно ставил балет своего отца в театрах России и неаполитанском Сан-Карло. И ныне возвращает его на сцену своего родного Большого театра. В качестве дирижёра-постановщика выступает Антон Гришанин. Своё видение костюмов, созданных по эскизам Петра Вильямса, продемонстрирует Татьяна Ногинова.
В заглавных партиях заняты ведущие артисты труппы: Светлана Захарова и Артемий Беляков, Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов, Евгения Образцова и Артём Овчаренко, Элеонора Севенард и Денис Родькин (на фото), Елизавета Кокорева и Даниил Потапцев.
«Русская песня» опровергает травмирование ребенка на спектакле
Пресс-служба театра «Русская песня» сообщила агентству «ИнтерМедиа», что распространенная в соцсетях информация о пострадавшей во время спектакля от пиротехники девочке не соответствует действительности. Инцидент произошел во время спектакля «Бабкины сказки» 2 января 2025 года, однако его последствия были сильно преувеличены. В конце спектакля при выстреле хлопушки рулон мягкой бумажной ленты не развернулся и попал в бровь девочки, сидящей в первом ряду. Никаких визуальных повреждений у ребенка не было обнаружено. Для осмотра девочки была вызвана бригада «скорой помощи». Прибывший на место врач подтвердил, что повреждений нет. Десятилетнюю зрительницу отвезли в Морозовскую больницу для дополнительного осмотра с использованием специальной медицинской аппаратуры, где врачи также подтвердили отсутствие скрытых повреждений. По информации от мамы на 11.00 3 января, ребенок чувствует себя хорошо.
- Хотим подчеркнуть, что сообщения о якобы «горящих конфетти» и «искр от пиротехники» абсолютно не соответствуют действительности, - говорится в заявлении пресс-службы. - Театр «Русская песня» очень серьезно относится к безопасности своих зрителей и не использует источников открытого огня и устройств, не соответствующих требованиям безопасности, установленным для проведения массовых мероприятий. Ответственные службы театра проводят дополнительную проверку оборудования для исключения подобных ситуаций в дальнейшем. Мы с трепетом, заботой относимся к нашему зрителю и стараемся обеспечить комфортным и безопасным времяпровождение в стенах нашего театра.
Константин Хабенский, артисты труппы и группа «Фрукты» сыграют «Рождественский концерт» на сцене МХТ
Рождественские концерты состоятся 7 и 8 января 2025 года на Основной сцене МХТ имени Чехова. В них примет участие большая часть труппы театра — от корифеев до вчерашних выпускников Школы-студии МХАТ: Константин Хабенский, Станислав Любшин, Наталья Тенякова, Николай Чиндяйкин, Ирина Пегова, Игорь Верник, Юрий Стоянов, Игорь Золотовицкий, Марина Брусникина, Кристина Бабушкина, Артём Быстров, Светлана Колпакова, Данил Стеклов и другие.
- Музыкальные вечера в новогодние дни — многолетняя традиция Художественного театра, - сообщается в анонсе. - В этом году зрителей ждёт новая программа, но атмосфера домашнего праздника в кругу друзей останется неизменной. Радость встречи, тепло среди зимы, новогодние хиты в исполнении актёров театра и группы «Фрукты» — будет настоящая рождественская феерия.
Спектакль «Снежная королева» покажут на Рождество
Новогодний спектакль «Снежная королева» будет представлен на сцене театрально-концертного зала ЦДКЖ 7 января 2025 года. «Снежная королева» по мотивам сказки Андерсена — это трогательная история о мужестве и дружбе, о том, как сила любви может преодолеть любые преграды. В спектакле раскрываются вечные темы: добро и зло, свет и тьма, сила человеческого духа.
Сценическая версия спектакля создана под руководством режиссёра Меркулова Валерия Григорьевича, чьи работы уже завоевали признание зрителей и критиков по всему миру. Валерий Меркулов известен своими инновационными подходами к постановке и способностью делать классические истории современными и актуальными.
Декорации для спектакля разрабатывал народный художник Российской Федерации Игорь Нежный, над костюмами работала Наталия Лопусова-Томская.
Начало в 13.30.
Продолжительность 1 час 45 минут с одним антрактом.