Композитор Александр Симоненко: «Мне нравится закладывать основы музыкальной драматургии в современных фильмах»
Композитору Александру Симоненко еще нет и сорока, а он уже известен как автор музыки к многочисленным кинофильмам и сериалам: «Родина», «Людмила Гурченко», «Заговоренный»,«Молокобезумия» ,«Мажор в Сочи», «Позывной Пассажир», «Калимба» и др. Еще он создаёт музыкальное оформление к театральным работам, ледовым шоу и, конечно, пишет академические произведения. При этом композитор никогда не работал по конвейерному принципу, а его интервью можно запросто расценивать как мастер-класс по созданию музыки, отмечает корреспондент «ИнтерМедиа» Денис Ступников.
- Каким было ваше детство? Как входила в вашу жизнь музыка? Какую роль в этом сыграли ваши родители? Знаю, что они имеют непосредственное отношение к высоким музыкальным традициям.
Мое детство можно смело назвать музыкальным. Все оно прошло вокруг Большой Никитской, где располагается Московская консерватория им. П.И.Чайковского. Моя мама преподавала и до сих пор преподает там, и я постоянно сидел либо у нее в классе, либо в буфете, либо рядом с диспетчерами, которые выдавали ключи от классов. С некоторыми тетушками я сдружился и прямо-таки стал для них «музыкальным внуком». На Большую Никитскую также смотрели окна моей общеобразовательной школы, оттуда до моей «музыкалки» было рукой подать: заворачиваешь в Мерзляковский переулок – и вот уже знакомый подъезд.
Мои музыкальные корни ведут по материнской линии к Сергею Васильевичу Евсееву – известному музыковеду, педагогу и композитору, одному из последних учеников Сергея Танеева. Мой прадед был соавтором “бригадного” учебника гармонии, известного каждому профессиональному музыканту, и очень много внимания уделял народному фольклору, а именно – русской песне. Вся его музыка – напевная, лиричная, сентиментальная, но не без драматичных взрывов и экспрессии. Сергей Васильевич обожал и преклонялся перед другим Сергеем Васильевичем – Рахманиновым. Идеи духовной исповеди, высоких этических категорий и красоты как главных смыслов творчества явно передались моему прадеду. А потом уже и я бесконечно слушал второй и третий концерты Рахманинова в прекрасном исполнении друга нашей семьи Михаила Петухова. Я все пытался осмыслить, как этот гений мог так непосредственно заставлять душу взмывать ввысь, забывая о всей житейской рутине и мимолетных проблемах, вызывать чувство настоящего катарсиса. Наверное, эти сеансы прослушивания и стали отправной точкой в моем желании сочинять. И с тех пор для меня сочинение – это прежде всего разговор с собственной душой.
- Вы всегда тяготели к музыкальному театру. С чего начиналось это увлечение?
- Я всегда тяготел к прикладной музыке, музыке на стыке жанров. А потом уже потихоньку дорос в том числе и до крупной формы – балета. С детства мне хотелось писать музыку для театра и кино, передавать и усиливать происходящее на сцене или экране, полноценно работать с эмоциями. Начинал я в Московском драматическом театре им. К.С. Станиславского (в настоящее время это «Электротеатр Станиславский», – прим. ред.), где оформил несколько спектаклей. Также я написал музыку для телефильма «Комедианты» Александра Галибина. Спасибо режиссеру за доверие, это была моя фактически первая работа в кино.
- Ваша музыка звучала в ледовом шоу «Щелкунчик» Евгения Плющенко наряду с произведениями великого Чайковского. Как возникла идея совместить эти два пласта? Как вам удалось достичь такого уровня, чтобы эти произведения слушались как единое целое?
- Когда мы создавали это шоу, нам очень хотелось, чтобы у него было собственное лицо, в том числе и на уровне музыки. И мы рискнули создать сольные вставные номера для наших олимпийских чемпионов, для этого я написал оригинальные музыкальные произведения. Главное, что все они должны были быть органично вплетены в канву музыки Чайковского. Мне кажется, у нас получилось. Сольный номер Жени [Плющенко] – особенно.
- Вы очень впечатляюще рассказывали о балете «Амок» по Стефану Цвейгу на этапе подготовки этой постановки. Что из этого в итоге получилось? Всё ли удалось реализовать? Какова сценическая судьба этого произведения и что говорят зрители?
-Балет «Амок» стал репертуарным спектаклем театра «Геликон-опера». Для меня это очень важная партитура. Конечно, огромную роль сыграла сильная команда соавторов: Михаил Лавровский – живая легенда балета, Виктория Литвинова – интересный молодой хореограф, Сергей Кавтарадзе – режиссер видеоарта. А придумали мы все это с Леонидом Лавровским-Гарсиа – режиссером и соавтором либретто, моим старинным другом.
- Известна ваша любовь к симфоническим оркестрам. Всегда ли вам удается поработать с ними при работе над современной музыкой для театра? Не идет ли во вред постановкам извечное желание продюсеров сэкономить на чем-то — например, на музыке?
- Вы говорите как раз о моей боли. К сожалению, очень часто идет удешевление за счет качества. Симфонический оркестр – это дорого, а хороший симфонический оркестр – очень дорого. И не из-за музыкантов, а из-за директоров. Поэтому приходится искать людей и самим собирать музыкантов. Но зато случаются такие попадания, что результат просто феерический!
- В картине Петра Буслова «Родина» вы впервые работали с симфоническим оркестром в кино. Как удалось освоить этот процесс? Помогло ли в этом образование — Московская консерватория им. П.И.Чайковского по классу композиции?
- Это было прекрасное время. Всегда вспоминаю Петю [Буслова] и этот фильм с большой нежностью. Он – один из первых, кто в меня по-настоящему поверил. Первые сеансы записи на Мосфильме до сих пор помню как сейчас – такое это было яркое впечатление. Мы писали живой оркестр, поэтому без профильного образования я просто бы не справился.
- Как вам в сериале «Людмила Гурченко» удалось с помощью музыки передать суть этой великой артистки и дотянуться до ее планки?
- Это еще одна интереснейшая работа, на ней я познакомился с прекрасным режиссером Сашей Имакиным. Мы с ним встретились еще до сьемок, он рассказал мне свое видение и концепцию, описал несколько сцен фильма. Меня это вдохновило – и родились мелодии. Впоследствии они стали основными темами сериала, и Саша даже под них снимал. Так здорово еще на этапе подготовки к съемкам полноценно участвовать в творческом процессе, закладывать основы музыкальной драматургии, а не иллюстративно «раскрашивать» готовый монтаж уже по факту.
- Сейчас многие сводят музыку в кино к банальному саунд-дизайну. Удается ли вам веско заявлять о себе как о самодостаточном кинокомпозиторе в этих реалиях? Если да, то благодаря чему и в каких работах это проявилось ярче всего?
- Все зависит от культуры, воли режиссера и продюсеров. Когда они готовы творить и создавать, а не находиться в плену референса, возможности для композитора возрастают в разы. Здесь бы я хотел рассказать о работе с режиссером Сергеем Кавтарадзе. Наша работа над фильмом «Молокобезумия» как раз строилась таким образом, и музыка фактически превратилась в современную симфонию с широким спектром музыкальных средств и техник. При этом все работало на художественный образ картины. С Сергеем мы продолжаем сотрудничать и дружим.
- Как вам удалось совместить с саундтреке к «Позывному “Пассажир”» временное и вечное, сиюминутное и историческое? Помогла ли ориентация на русскую классику?
- Вы знаете, мне очень хочется, чтобы мы не забывали тот огромный пласт нашей русской музыкальной культуры, который позволяет создавать любую нужную изобразительную атмосферу для кино или театра. У нас достаточно средств для «суверенных» музыкальных решений.
- Вы по достоинству оцениваете профессиональные умения Никиты Михалкова. Чему он вас научил и как вы эти навыки применяете в своей работе?
- Мне близка позиция Никиты Сергеевича по отношению к культуре собственной страны. Только опираясь на корневую систему возможно взрастить новый прекрасный плод. Никита Михалков часто цитирует Густава Малера: «Традиция – это передача огня, а не служение пеплу». Для меня это не пустые слова.
- Продолжаете ли вы совершенствоваться как академический композитор, автор самостоятельных (вне контекста театра и кино) произведений? Где и в чьем исполнении их можно услышать?
- Да. Я работаю над новым балетом и жду записи своей симфонии. Плюс фортепианные прелюдии и фуги. Пока не могу рассказывать детали, но, надеюсь, все сложится.
- Какой наградой и почему вы больше всего гордитесь?
- Награда для меня – это слышать свою музыку в исполнении неравнодушных талантливых музыкантов, заразившихся моим замыслом.
SZA выпустила расширенную версию альбома «SOS» и клип с Беном Стиллером
Релиз альбома певицы SZA «SOS Deluxe: Lana» состоялся 20 декабря 2024 года. Как следует из названия, это делюкс-версия ее второй студийной пластинки «SOS», вышедшей в 2022 году. Расширенное издание дополнено 15-ю новыми треками (так что общее их количество составляет 38). В их числе дуэт «30 for 30» с Кендриком Ламаром, с которым SZA отправится в совместный тур в 2025 году.
В день выхода альбома состоялась и премьера клипа на еще одну новую песню «Drive». Главную роль в видео, снятом режиссером Брэдли Дж. Колдером, исполнил актер Бен Стиллер. По сюжету, он едет на машине по пустынному ночному шоссе, подпевая звучащей песне и периодически совершая странные действия: высовывается из окна, выходит и танцует и т.п. В финале действие перемещается в лес, где зрители видят обнаженную SZA в образе то ли нимфы, то ли какого-то огромного насекомого. В таком же виде она предстает на обложке альбома.
Группа Reflex отмечает 25-летие
Группа Reflex отмечает свое 25-летие. Вячеслав Тюрин и Ирина Нельсон напомнили агентству «ИнтерМедиа», что 16 декабря 1999 года на радиостанции «Европа плюс» состоялась премьера песни «Дальний свет». Этот момент стал отправной точкой в истории популярного поп-проекта, который вскоре покорил не только российские, но и международные чарты. Песня «Дальний свет» была настолько яркой, а клип таким нестандартным для русской музыки того времени, что представители музыкальных лейблов страны даже подумали, что это какой-то европейский проект, вспоминают Вячеслав Тюрин и Ирина Нельсон.
Однако амбициозные создатели музыки Reflex считают годом рождения своей группы год первого по-настоящему большого успеха.
- Тогда, 16 декабря 1999 года, выпустив «Дальний свет», мы словно зачали ребёнка, — говорит композитор Вячеслав Тюрин. — А настоящее рождение Reflex мы, конечно же, считаем от песни «Сойти с ума». От нашего первого по-настоящему большого успеха.
Оглушительно выстрелившая буквально на всех радиостанциях России в 2000 году, песня установила все возможные и невозможные рекорды по продолжительности нахождения в радиоэфирах и топ-чартах. Поэтому лидеры Reflex своим годом рождения считают именно 2000-й. А вот дату менять не стали —16 декабря.
С 2000 года коллектив выдавая хит за хитом: «Сойти с ума», «Первый раз», «Потому что не было тебя», «Падали звезды», «Нон Стоп», «Танцы» — и это лишь малая часть песен, которые знает буквально каждый. Музыка Reflex живет уже третье поколение, их песни перепевают молодые артисты, а группа продолжает выпускать новые синглы. Средний возраст слушателя Reflex, по данным ВЦИОМ, 25-35 лет. Песни Reflex не стареют, как и сама группа, и её бессменная солистка, «золотой голос Reflex» Ирина Нельсон.
Рецензия на клип Лолиты Милявской «Ешь, люби и молись»: Гаражная эстрада
2024, Fenix.
Оценка: 6 из 10.
Песня, которую для Лолиты Милявской написал Николай Степанов, не стала большим событием и не отметилась в чартах. В принципе, это достаточно стандартная вещь «в стиле Лолиты» - вроде бы про счастливую любовь, но не без провокации: «Я поцелуем заткну твои крики».
Удивляет другое: на композицию снят клип (режиссёр Дарья Гущина), которым выпускающий лейбл так гордился, что весь пресс-релиз к релизу сингла посвятил видео. Цитирую с сокращениями:
- В нем собраны айтемы разного времени, которые интересно разглядывать - от поп-ап-плакатов и фриковой головы лошади до редкого винтажного автомобиля в духе легендарного фильма «Назад в будущее». <…> Весь бэнд состоит из настоящих музыкантов, прошедших строгий кастинг, чтобы передать зрителю уникальный вайб гаражного рока. <…> Звездные стилисты Миша и Китти разработали винтажные образы для всей команды: музыканты в футболках от Vivienne Westwood, кожаных штанах Isabel Marant и редких рокерских ботинках и казаках от локальных британских брендов. А Лолита, в шикарном тотал-луке от Dolce & Gabbana с дерзким корсетом и экстравагантными шпильками, выглядит как настоящая рок-звезда.
В общем, какое-то гипертрофированное внимание к деталям, которые в принципе не являются в кадре основополагающими. Куда интереснее сам сюжет, основанным на взаимодействии зрелой поп-певицы с юными неформалами, «прошедшими строгий кастинг», чтобы выглядеть «гаражно». Там всё довольно предсказуемо, но отыграно от души. Естественно, юные рокеры сначала «тётю» принимают в штыки, особенно фронтмен, но в ходе совместного музицирования между ними тает лёд. «Тётя», естественно, даёт такого жару, что молодёжь проникается к ней уважением, ведь, возвращаемся к пресс-релизу, «следуя мировым трендам, Лолита почерпнула вдохновение из работ таких легендарных групп, как Nirvana, No Doubt, White Stripes, Strokes, Hives и Green Day».
И я в этом даже не сомневался бы, если бы издатели сумели объяснить, при чём тут песня «Ешь, люби и молись». Если клип смотреть без звука, картинка выглядит даже более убедительной: можно нафантазировать, что Лолита Марковна действительно выступает в стиле гранж. Но нет: на самом деле в этом тщательно продуманном гаражном антураже она поёт вполне эстрадную вещь, и непонятно, почему это вдруг так заводит лохматых юношей. Похоже, видео сняли не на ту песню.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»