«БРАТЬЯ УЛЫБАЙТЕ» - «ФАНКПОЗИТИВ»
В свой предыдущий альбом «Братья Улыбайте» явно переложили сиропа. Тексты питерских рэпперов удивляли своей нереальной безоблачностью. Бормотать их можно было только с дебильной счастливой улыбкой на физиономии, но окружающий мир никак не располагал к подобной безмятежности: Децлу как раз в это время кто-то «плевал в открытое лицо», а этим было всЈ хиханьки да хаханьки.
Некоторое количество воды утекло с тех пор. Децл собрал дома вечеринку, о чем срэповал. Потом съездил на море и об этом тоже срэповал. У Децла все стало хорошо и приятно. А вот «Братья Улыбайте» пустились во все тяжкие. Теперь, после альбома «Фанкпозитив», они чуть ли не главные хулиганы на рэп-сцене. Прямо-таки гангста. Впрочем, по телевизору они прикидываются белыми и пушистыми, распевая песню «Улыбните ваши лица» вместе с Сашей Зверевой из «Демо». Саша Зверева в клипе мила, прифанкованный мотивчик неплохо запоминается, добрые слова вызывают ту самую кретиническую улыбку. Выключите ТВ. Свое истинное лицо «Братья Улыбайте» показали на пластинке.
В песне «Бззз» явственно слышно бранное слово «кака». Композиция «Хочу и баста!» сомнительна уже своим названием. Конечно, в запеве артисты долго перечисляют, чего бы им хотелось (вполне гуманитарные пожелания), но многократный рефрен «Просто хочу и баста!» со всей определенностью говорит, чего им надо на самом деле. В записи этой песни приняла участие Лика Стар. Я было подумал, что певицу со скандальной репутацией специально пригласили, чтобы она прокричала двусмысленные слова. Но нет: «братья» и сами так хотят и баста, что заглушают Лику. А чего можно было ждать от композиции «Буратино»? Может, наши улыбчивые рэпперы перепели детскую сказку? Не тут-то было. Это история о том, как постаревший деревянный человечек, одолеваемый короедами, в одиночестве доживает свой век. Судьба его печальна настолько, что не вздумайте завести эту песенку детям. Но разгулу фантазии «Братьев Улыбайте» следует отдать должное.
Чтобы оценить другие примеры полетов фантазии дуэта, стоит послушать также треки «Я большой» (повествует о проблемах пятилетнего мальчика от его лица с использованием сэмпла «Hands Up» группы Ottawan), «Героическая» (Чиполлино, Чапай, Дядя Степа, Конек-Горбунок, Робокоп и другие в едином порыве спешат на помощь) и «Свидание» (просто о юноше, торопящемся на свидание; ничего особенного, но слова составлены изобретательно). К невнятицам диска отнесу «Стебово» (это наречие вроде «клево», но вряд ли «Братьям» удастся внести таким образом лепту в русский язык) и «Шлем». Словно извиняясь за бредовый набор слов, дуэт поясняет, что это «фристайл» (рэп-импровизация то бишь). Беда у наших рэпперов с импровизацией. Поучились бы у Винни-Пуха, что ли.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia