"Старый приятель" — "Планета +" **
Два года назад "Старый приятель" после долгого перерыва выпустил альбом "ВсЈ в нас", на который автор этих строк написал позитивную рецензию (см. МУЗЫКА от 10.10.08): "Зарецкий сделал вид, что 90-е не уходили — и почему-то хочется верить, что так оно и есть. Диск "Старого приятеля" радостно слушать, потому что он наивен, добр и безмятежен. <…> Рецепты "Старого приятеля" просты — не исключено, что именно этого нашей музыке не хватает". Прошло всего два года, и теперь кажется, что именно этого в нашей музыке перебор. Александр Зарецкий и группа "Старый приятель", несмотря на наличие в выходных данных нового диска такого диковинного персонажа, как продюсер вокала, не проявляют никакой способности к творческому развитию. На всех пластинках они одинаково улыбчивы и инфантильны, и успех их дисков зависит только от конъюнктуры за окном и отчасти от того, удалось ли Зарецкому сочинить парочку более-менее хитовых песен. Как упомянуто выше, творческая погода к моменту выхода "Планеты +" по сравнению со временем релиза "ВсЈ в нас" для "Приятеля" испортилась. Тогда наивная безмятежность была в дефиците и в цене, сейчас она надоела, истрепалась от частого употребления и начала раздражать, все больше напоминая беспомощность. Это было бы несущественно, если на альбоме оказалось бы несколько мощных песен, выбивающихся из общей унылой канвы и способных взорвать радиоэфиры. Однако тщательное исследование не помогло обнаружить здесь таких хуковых произведений. К сожалению, на "Планете +" не обитают ни "Новый день календаря", ни "Московская любовь", ни "Музыка утра" с "Журавлями". Да и самые сильные песни почему-то запрятаны в середину трек-листа — к этому времени некоторые слушатели явно уже заснут от скуки.
Если ложиться спать еще не пора, то прослушивание "Планеты +" стоит ограничить буквально несколькими композициями. В произведении "В маршрутке" используются элементы рок-н-ролла — в "староприятельском", конечно, понимании, зато с минимальным количеством мелодического нытья. Бодренько звучит и трек "Река"; правда, сложно избавиться от ощущения, что "Старый приятель" здесь тщательно подражает "Веселым ребятам" или еще каким советским ВИА, тщательно подражающим Beatles. На другом полюсе — как раз протяжные лирические композиции "Двое", "Все, кого ты любила" (с почти явными цитатами из композитора фильма "Бум" Владимира Косма) и "Часы летнего времени": заунывная грусть получается у Александра Зарецкого куда качественнее, чем блеклый "фоновый" мейнстрим, составляющий, увы, основу этого диска. Кстати, похоже, я разгадал секрет присутствия в студии продюсера вокала. Видимо, благодаря этому специалисту Зарецкий ни разу не пытается петь туда, куда не позволяют ему вокальные данные. Раньше солиста это не останавливало, поэтому записи "Старого приятеля" обогатились несколькими замечательными "петухами" или фрагментами, когда голос исчезал на пару тактов раньше желаемого момента. На новом диске подобных казусов не замечено, что, как ни странно, лишило группу одной из немногих ее забавных фишек.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia